Русская линия
Русская линия Вячеслав Клыков,
Анатолий Степанов
29.12.2002 

Нужна самоорганизация русского народа
Беседа политического обозревателя Русской линии Анатолия Степанова с лидером Всероссийского Соборного движения России, скульптором Вячеславом Клыковым

Говорят лидеры Патриотической России

Наступающий год — будет годом выборов в Государственную Думу. Выборная кампания, как правило, активизирует политические процессы в стране, способствует объединению политических сил. В последнее время в обществе остро ощущается запрос на стабильность и патриотизм. Народ устал от социальных потрясений и от демократических плясок на родном пепелище и родительских гробах.

Успех на грядущих выборах придет к тем партиям, которые сумеют удовлетворить эти общественные запросы на стабильность и патриотизм. Очевидно, что лучше всего это могут сделать русские национал-патриотические партии, которые по определению являются консервативными и патриотическими. Однако это — в идеале. К сожалению, до сегодняшнего дня русские национальные партии не превратились в реальную политическую силу, они разобщены, их лидеры не могут договориться между собою.

В связи с этим Русская линия запускает проект «Говорят лидеры Патриотической России». Мы предполагаем побеседовать с видными деятелями русского патриотического движения, причем не только с практическими политиками, но и с учеными, литераторами, публицистами. Как лидеры Патриотической России оценивают современное состояние нашего Отечества, как они относятся к политике Владимира Путина, как определяют перспективы русского патриотического движения, — эти и другие вопросы мы намерены обсудить с представителями русской политической и интеллектуальной элиты.

Сегодня мы предлагаем читателю первую беседу цикла. Собеседник РЛ — выдающийся русский скульптор, известный общественный деятель Вячеслав Михайлович Клыков.


В.Клыков и А.СтепановСтепанов: Вячеслав Михайлович, вы являетесь лидером Всероссийского Соборного движения, организации известной и авторитетной у русских патриотов. Мы знаем, что совсем недавно в Анапе прошел очередной Черноморский собор. Русская линия сообщала об этом и публиковала некоторые материалы собора. Расскажите, пожалуйста, о нынешнем состоянии движения. Какие задачи в современных условиях ставит перед собой Соборное движение?

Клыков: Соборное движение было учреждено в 1995 году в городе Белгороде. Какова главная цель Соборного движения? Прежде всего, мы стремимся сделать все возможное для того, чтобы вернуть народу его исторический орган, выражавший народную волю земли, то есть институт Земского Собора. Выше этого института в России не было ничего. Самые главные, судьбоносные вопросы в России решались Всероссийскими Земскими Соборами. Вопросы об объявлении войны, о включении в состав государства Российского того или иного народа, — все решалось на Земских Соборах.

О Земских Соборах тщательно умалчивалось в советский период. Почему? Это нужно было, чтобы легче было управлять народом, как стадом. Простите за грубость, но так оно и было, потому что Земский Собор был проявлением подлинно народной инициативы. Неслучайно на Земские Соборы собирались представители от всех земель, от всех сословий, от всех профессий и собирались для того, чтобы решать самые главные, наболевшие вопросы в Русском государстве. Я считаю, что это — высшая форма подлинно демократического правления. Причем, такого института не было ни у одного государства Европы, не говоря уже об Америке, Японии или Китае.

Мы, кстати, не относимся ни к одной политической партии, потому что мы ведем борьбу за подлинное народное право принимать участие в управлении государством. Земский Собор, как институт, является тем самым органом, который сейчас более всего необходим нашей стране. Он не умер и не может умереть, его можно только забросать информационным хламом, беспамятством, подменить другими формами, типа референдумов или выборов. Но сейчас сквозь толщу этого хлама в народе зреет соборное сознание. В лучших представителях народа, среди политиков, интеллигенции, даже среди предпринимателей. Это происходит, когда люди доходят до определенного момента, когда вопросы «Что происходит с нами? Почему мы оказались в таком положении?» перестают быть праздными и литературными, а осознаются, как поистине судьбоносные вопросы.

Степанов: Таким образом, история Соборного движения насчитывает уже почти десять лет. Выросло ли, на Ваш взгляд, влияние движения в обществе? Происходят ли какие-то осязаемые изменения в нашем Отечестве в направлении тех целей, к которым стремится движение?

Клыков: Конечно, происходят. Мы провели поместные Земские соборы: Донской, Курский, Крымский, Невский, вот только что прошел Черноморский собор, правда, без моего участия. Документы этих соборов предельно ясны и понятны, в отличии, кстати, от итоговых материалов Всемирного Русского Народного Собора, которые слишком затуманены и завуалированы. Наши соборы продемонстрировали возрастающее участие в Соборном движении новых членов нашего общества. Люди, которые приходят к нам, осознают, что надо вернуть народу его исторический орган народного волеизъявления, что единственная возможность для России снова стать Россией, единственная возможность для нашего воскресения и возрождения, — это восстановление законной российской государственности, незаконным образом, насильно прерванной в феврале и октябре 1917 года. Появляются новые документы, мы многое узнаем о том времени, мы знаем, что в 1917 году был огромный международный террористический заговор против России, который привел к разрушению исторической государственности в России. По всем международным нормам Российскую Империю никто не отменял и не может отменить, на то не было волеизъявления народа, которое конституировалось и закреплялось в Земском Соборе.

Степанов: Действительно, в 1917 году в России произошла катастрофа… Однако вернемся ко дню настоящему. Насколько я понимаю, Вы и Ваши соратники дали толчок, и сейчас уже инициативу подхватили на местах, теперь организуются соборы и без Вашего личного участия. Можно ли говорить о том, что Соборное движение стало неотъемлемой частью жизни общества?

Клыков: Вы посмотрите, только что закончился Всемирный Народный Русский Собор, уже седьмой по счету. Думаю, что в какой-то степени это влияние нашего движения, ведь Всемирные Русские соборы начались после наших соборов. А на нас поначалу указывали пальцем, нас называли «националистами» и «экстремистами». А теперь постепенно идея соборности становится достоянием общества и сознания народа. И мне приятно отметить, что это происходит даже в среде предпринимателей, которые начинают осознавать, что без этого не будет возрождения экономики России.

Степанов: Как Вы оцениваете современное состояние России? Каковы основные тенденции нынешнего развития страны? Как Вы оцениваете политику правительства Касьянова?

Клыков: К сожалению, нынешнее наше правительство продолжает ту же разрушительную политику, которая была начата Горбачевым и продолжена Ельциным. Ту же линию продолжает и режим Путина, и нет никаких надежд, что будет иначе. Два года — это достаточный срок, чтобы убедиться в том, что президент и правительство с высоких трибун говорят одно, а поступают по-другому. Нет никакого роста экономики, это все — вранье, стремление пустить пыль в глаза. Разрушаются предприятия, гибнет военно-промышленный комплекс. Мы до абсурда довели армию, скоро у нас будет наемная армия внутри своей страны, это уже не за горами, благодаря «реформам». Это будут уже не защитники России, это будет наемная армия, которую может перекупить кто угодно, грубо говоря, тот, кто больше заплатит…

Степанов: Вы не разделяете политику правительства Касьянова и политику президента Путина?

Клыков: А как я могу разделять их?! Это практически одно и то же. Только там это касается хозяйственных дел, экономики, а вопросы политики, геополитики определяет, прежде всего, президент и его окружение.

Степанов: А чем Вы объясните поддержку президента Владимира Путина народом? Ведь он сегодня, согласно социологическим опросам, имеет такой рейтинг доверия, какой, наверное, не каждый монарх имел.

Клыков: Рейтинг — это дело сфабрикованное, своеобразная пиаровская технология. Кто заказывает рейтинг, кто платит за это деньги, тот получает соответствующие результаты. А кроме того, с именем Владимира Владимировича Путина народ связывает много надежд. Мы думаем, вот какой замечательный у нас президент, как хорошо говорит, и ему хочется верить. И действительно, складывается такое впечатление, что он озабочен ситуацией в стране, а ему не дает ничего сделать окружение. Я уверен, если мы спросим у простого народа про Путина, то он ответит: да, Путин — замечательный президент, хороший человек, но ему не дает ничего сделать его окружение.

На самом деле, я подозреваю, что это — тонко разработанная пиаровская технология.

Степанов: Вы считаете это — сознательная политика Путина?

Клыков: Да не уж то бессознательная?! Пора нам образумиться и посмотреть правде в глаза. Сколько можно жить только надеждой?!

Степанов: Ну, хорошо. Положим рейтинг Путина в 80% - дутый, хотя, честно говоря, я не понимаю, зачем нужно сейчас, за полтора года до выборов, «надувать» рейтинг. Как бы то ни было, Путин сегодня — самый популярный политик, народ его поддерживает, это видно и без скрупулезных социологических подсчетов (в конце концов, проценты и не столь важны). Тогда что же делать нам, патриотам? Как быть? Народ президенту доверяет и даже любит его. Каковы должны быть действия патриотических сил в такой ситуации?

Клыков: Прежде всего, трезво и спокойно оценивать обстановку. У нас достаточно возможностей, для того чтобы самостоятельно проанализировать ситуацию в стране. И если где-то мы увидим, что проводится политика в направлении укрепления государственности, возврата к идеалам Святой Руси -это другое дело. Мы можем всегда прийти и помочь в этом направлении, и тогда действительно будет много людей, которые будут поддерживать политику президента. Но, когда это идет вразрез с нашими идеалами, то нам придется делать одно — самоорганизовываться, приобретать сторонников, союзников для того, чтобы идти по своему пути, к нашим целям: возрождению законной государственности, восстановлению исторической справедливости. Мы не можем мириться с результатами захвата власти международными интернационалистами, которые сумели в то время одурачить людей и обманным, насильственным путем вырвать власть…

Степанов: Вернемся, однако, к феномену Путину. Конечно, есть в его политике многое, что нам, русским патриотам, не по нраву. Но, может быть, это объясняется тем, что он — практический политик, и, как всякий политик, он должен считаться с реальным раскладом политических сил. Быть может все дело в том, что русское патриотическое движение пока не стало той силой, с которой президент вынужден был бы считаться. И в таком случае, может быть, нам нужно бороться не против Путина, а за Путина?

Клыков: Мне странно это слышать. Он — глава государства и, прежде всего, как глава государства, он должен доверять своему народу. А не знать какие силы дремлют в народе, какова генетическая историческая память народа, ну я считаю, что это — просто куриная слепота какая-то. На это нужно опираться, поднимать те дремлющие, забитые, творческие силы народа и опираться, прежде всего, на свой народ, а не на Запад и олигархию, которая временна, сегодня они — олигархи, а завтра — никто. Нельзя больше чем народу доверять олигархам, которые сумели за короткий срок награбить, не имея никаких заслуг перед народом, ни в роду своем, ни в своих действиях, а просто воспользовались неразберихой.

Степанов: Все-таки эти дремлющие народные силы, этот стихийный народный патриотизм, должны кристаллизоваться в какие-то реальные общественные и политические структуры, иначе они плохо осязаемы и видны только глазу художника, но не политика. Очевидно, что такими структурами, в которых выкристаллизовывается стихийный народный патриотизм, является русское патриотическое движение.

Клыков: Но только самое главное — это воцерковление. У нас три традиционных конфессии: православие, ислам и буддизм. Вот только благодаря этим духовным ценностям, накопленным за тысячелетия, жив в народе патриотизм: у православных, мусульман и буддистов…

Степанов: В стране сложилась некая политическая система, в которой мы вынуждены действовать. Есть определенные механизмы, прежде всего механизм выборов, в которых участвуют и различные патриотические силы. Если проанализировать итоги выборов в Государственную Думу за последнее десятилетие, то общество можно разделить в политическом отношении (разумеется, очень грубо) на три примерно равные части: треть стабильно голосовала за коммунистов (и разделяет соответственно коммунистические ценности); треть голосовала за демократов и так называемых центристов (то есть за те силы, которые в данный момент находились у власти); треть голосовала за патриотов в разных обличиях (это люди разделяющие национально-державные идеалы и ценности). И что любопытно, интересы коммунистического электората выражает компартия, либерально-центристского — разные партии власти. И только у патриотов так и не сложилось мощной политической партии.

Скоро новые думские выборы. На сегодняшний момент у русских патриотов уже существует довольно много партий. К сожалению, большинство из них — мелкие и маловлиятельные. Как Вы оцениваете современное русское национально-патриотическое движение? Существуют ли сегодня тенденции к объединению? В какой форме, на Ваш взгляд, может произойти объединение русских патриотов?

Клыков: Я думаю, что налицо, напротив, тенденция к разъединению. И это вполне естественно. Известно, что в любом деле неполнота целей рождает и неполноту действий. Мы говорим, что есть национальная идея, сформулированная лучшими умами России, она выражена в триаде «Православие, Самодержавие, Народность». Вот это и есть — полнота целей, полнота власти. Но сплошь и рядом мы видим лозунги, типа, «За Веру, Дон и Отечество», «За Веру, флот и Отечество» и т. п. Однако русский православный человек это, прежде всего, монархист по своим убеждениям, другого не может быть: есть Царь Небесный, должен быть и царь земной…

Степанов: Вы хотите сказать, что у многих национал-патриотических партий и движений отсутствует идеологическая полнота?

Клыков: Да. И эта идейная неполнота связана в большей или меньшей степени со стремлением к конформизму. Все это наносит непоправимый урон патриотическому движению, отсюда и разногласия в партиях и партийках.

Вот, например, Александр Лукашенко выступает с инициативой о создании союзного государства, и эту инициативу поддерживают многие патриоты. Но ведь время показало, что это не приведет ни к чему хорошему, напротив, создаст опасный прецедент. Если бы белорусский президент ставил вопрос об объединении трех ветвей единого русского народа: великороссов, белорусов и малороссов в единое государство с именем Россия, тогда другое дело. Вот это, как я понимаю, есть полнота целей. Вы посмотрите, поставили Ельцин, Кравчук и Шушкевич цель и разрушили государство в один вечер. А восстановить его, что вам мешает господа? Опирайтесь на свой народ и доверяйте ему, а не продажным политикам, которые кормятся на американские деньги…

Степанов: Вы считаете, что патриотическое движение в ближайшей перспективе обречено на прозябание?

Клыков: Это закономерно. Как в свое время говорил Ленин: «Чтобы объединиться, нужно сначала размежеваться"…

Степанов: Сегодня в стране, пожалуй, наиболее остро стоит русский национальный вопрос. Мы видим, что в результате так называемых «реформ» русский народ оказался просто в катастрофическом положении: русские вымирают, многие вынуждены подчинить свою жизнь решению элементарной проблемы выживания, незаконная иммиграция превратилась в настоящий бич коренных русских областей. На только что завершившемся Всемирном Русском Народном Соборе наш известный художник Илья Глазунов заявил о том, что продолжается геноцид русских. В чем, на Ваш взгляд, более всего сегодня нуждается русский народ? Что нужно делать для того, чтобы остановить гибель русских?

Клыков: Нужна, прежде всего, самоорганизация русского народа. Она должна проходить снизу доверху. Русский народ должен сам осознать, что он всегда был и остается государствообразующим народом, и это жизненно необходимо для государства Российского. Лишить русских этого статуса можно только искусственным образом. Это, будем так говорить, мессианская идея русского народа, только эта идея позволяет народу держаться на уровне, воспитывать себя достойным этой мессианской идеи. Вот это нужно пробуждать в русском народе, способствуя самоорганизации народа от дома, улицы, поселка до области и всей страны.

Степанов: Поясните, что означает «самоорганизация русского народа»? Нужно создавать какие-то особые русские организации и структуры внутри государства?

Клыков: Вот вы живете в доме, возьмите, организуйтесь в общину, домовую общину, и вам откроется вся несправедливость этого мира. Вы узнаете, что продукты можно покупать не только у перекупщиков, но и непосредственно с базы. Для вас будет открываться много возможностей.

Нужно объединяться по общинам при храмах и при монастырях. Должен быть алтарь, обязательно. Нужен глава или проповедник, носитель сокровенной мудрости, накопленной народом за тысячелетия. Вот на этих ценностях нужно воспитывать народ. Тогда наладиться жизнь и в быту, потому что опыт наших предков — это основная школа, он учит как жить, как выживать в условиях социальных и природных катаклизмов.

Степанов: А как Вы полагаете, нужен ли специальный закон о Русском народе, который бы законодательно закрепил государствобразующий статус русских?

Клыков: Такой закон очень нужен, хотя бы для того, чтобы все поняли, что такое Русский народ, каковы его параметры, его масштаб, его историческая роль в государственном созидании Московского Царства, Российской Империи. Ведь есть же законы о других народах, но о русских закона нет. Должно быть законодательно закреплено основополагающее понятие о Русском народе, оно должно быть известно обществу.

Степанов: Наверное, закон особенно нужен в нынешней ситуации — ситуации слабости государства и угнетенного состояния русского народа.

Второй ключевой вопрос для русского патриотического движения — вопрос об отношениях Церкви и государства. Сегодня мы видим, как возрастает влияние Русской Православной Церкви в жизни общества. Однако это влияние пока плохо институализируется. Под лукавым лозунгом светского характера государства антиправославные силы пытаются не допустить соработничество Церкви и государства в деле возрождения России. Какими Вы видите перспективы сотрудничества Церкви и государства? Что должна делать Церковь в современных условиях для того, чтобы занять подобающее место в жизни общества?

Клыков: Рост влияния Церкви происходит благодаря колоссальному авторитету личности Святейшего Патриарха Алексия II. Господь Бог послал нам такого Патриарха. Сейчас Церковь активно взаимодействует с государством. Смотрите сколько по России открыто монастырей, восстановлено храмов, сколько новых строится.

Степанов: Сегодня мы видим, с каким ожесточенным сопротивлением встречена инициатива о введении в школах курса «Основ православной культуры»? Как, на Ваш взгляд, должен быть решен этот вопрос?

Клыков: Я думаю, что не только курс «Основ православной культуры», но и изучение Закона Божьего должно стать неотъемлемой частью образовательной системы в нашей стране. Почему-то не обсуждается широкое распостранение порнографии, наглой рекламы, американских фильмов, которые разрушительно действуют на подростковое сознание. Это же пошлость, это гадость!

В свое время митрополит Виталий говорил, что будут брошены миллиарды тонн золота, чтобы задавить пробуждение русского самосознания. Мы видим теперь, насколько он был прав.

Степанов: Наши враги чувствуют угрозу…

Клыков: Конечно, чувствуют. Они понимают, что, осознав ситуацию, русские люди стряхнут за ненадобностью весь этот мусор, покончат с хозяйничаньем олигархов. Потому они так боятся и противятся. А для народа рост влияния Церкви спасителен, ибо Церковь должна возвысить голос в защиту русских.

Степанов: Как Вы относитесь к идее законодательного закрепления особого положения Русской Православной Церкви в государстве и обществе?

Клыков: Хочу привести слова Петра Аркадьевича Столыпина. Он говорил, что для более сотни миллионов русских православных людей господствующей религией должна быть Церковь Православная. Кстати, глава российских мусульман верховный муфтий Талгат Таджуддин недавно заявил, что мусульмане всегда почитали идеалы Святой Руси и почитали белого русского царя…

Степанов: Известно, что Вы человек православный. Вы — прихожанин какого-то храма?

Клыков: Разумеется.

Степанов: Как Вы считаете, какой должна быть роль церковного прихода в современных условиях?

Клыков: Приход — то самое ядро, вокруг которого должны сплотиться русские люди. Роль приходов огромна в воспитании общества, особенно молодого поколения. Вот пример. Моя дочь, слава Богу, вышла замуж за священника, у них уже трое детей. И я вижу, что это будет другое поколение. Вот внучка ко мне приходит и уже учит дедушку, кто такие саддукеи и фарисеи. Я смотрю на это и умиляюсь. Господи, вот оно новое поколение!

В приходах огромную роль играют священники, на них равняется народ, он им верит. Большинство нынешних русских священников — настоящие подвижники, они трудятся, не считаясь со временем, забывая о здоровье. И у Церкви появляются новые строения, школы, кадетские корпуса и т. д. Вот это и есть начало самоорганизации русских православных людей.


В.Клыков выступает на VII Всемирном русском собореКЛЫКОВ Вячеслав Михайлович (* 19.10.1939), выдающийся русский скульптор, видный общественный деятель национально-патриотического направления.

Родился в с. Мармыжи Советского района Курской области в крестьянской семье. После окончания средней школы учился в Курском строительном техникуме, который окончил в 1959 г., работал на производстве. В 1960 г. поступил на художественно-графический факультет Курского государственного пединститута, где проучился два года, после чего поступил на факультет скульптуры Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова, который окончил в 1968 г., получив специальность скульптора-монументалиста. С этого времени регулярно участвовал в московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках. С 1969 г. член Союза художников СССР. Его работы выставлены в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Петербурге и других картинных галереях и музеях страны. Созданные им памятники и скульптурные изображения украшают площади многих городов и поселений России и зарубежья, наиболее известны из них: св. равноап. Великому Князю Владимиру в Белгороде и Севастополе, преп. Илии Муромцу в Муроме, св. блгв. Великому Князю Александру Невскому в Курске, препмц. Великой Княгине Елизавете Федоровне в Марфо-Мариинской обители в Москве, свв. равноап. Кириллу и Мефодию в Москве, преп. Сергию Радонежскому в Радонеже, преп. Серафиму Саровскому в Сарове и в Курской Коренной пустыни, св. Николаю Чудотворцу в Бари (Италия), св. Савве Сербскому в Белграде, А.С. Пушкину в Тирасполе, русским воинам в Пирее (Греция), Г. К. Жукову в Москве, памятник Победы на Прохоровском поле и др. За свои труды Клыков удостоен многих наград и званий. Он — лауреат Государственной премии СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1987), обладатель золотой медали Академии Художеств СССР (1989), обладатель золотой медали (Гран-при) на международной выставке «Квардиеннале» в Любляне (1973), заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный художник России.

С 1990 г. Клыков является президентом Международного фонда Славянской письменности и культуры. Организация ставит основной своей задачей пропаганду наследия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. По словам самого Клыкова, фонд следует их заветам во всей своей деятельности — «будь то в вере, будь то в политике, будь то в отношении к русскому языку, к славянам, к славянскому миру». Фондом проведено множество симпозиумов и конференций. В 1992 г. был проведен международный конгресс славянских культур. Впервые через все славянские страны был пронесен благодатный огонь от Гроба Господня и установлен в нише цоколя памятника Кириллу и Мефодию, который был подарен скульптором Москве. По инициативе Фонда площадь Ногина была переименована в Славянскую, а праздник славянской письменности и культуры стал государственным, и география его расширилась практически на всю Россию. Ныне 24 мая — День славянской письменности — празднуется во всех городах и весях. 1−2 июля 2001 г. по инициативе Фонда в Москве в помещении Малого театра прошел съезд триединого русского народа, в работе которого приняли участие весьма представительные делегации России, Украины и Белоруссии, а также представители славянской общественности Приднестровья, Средней Азии и Югославии. Всего собралось более тысячи человек. Это был по сути первый съезд братских славянских народов после того как они были искусственно разделены в 1991 г. предательским Беловежским соглашением. На Съезде присутствовал ряд видных политиков, в его адрес пришли поздравления от Святейшего Патриарха Алексия II, президентов России и Белоруссии. Сам Клыков является рьяным поборником объединения триединого русского народа в единое государство, заявляя: «Наша задача — сделать все возможное, чтобы объединение свершилось как можно быстрее. Это важно для славян: и для украинцев, и для русских, и для белорусов. Мы не можем друг без друга жить. Наша история это доказывает. А процессы разъединения инспирируются врагами славян, врагами России».

Клыков был членом руководящих органов многих национально-патриотических организаций, но любимым его детищем является Всероссийское Соборное Движение (ВСД), которое было им организовано в 1995 г. и бессменным главой которого он является до сих пор. Цель ВСД — восстановление законной российской государственности, каковой является Православная Самодержавная монархия. Движение ратует за созыв Всероссийского Земского Собора, который только и сможет восстановить государственный закон, разрушенный в феврале 1917 г. международной кучкой террористов-заговорщиков. ВСД провело уже четыре Собора: Донской (1996) в Новочеркасске, Курский (1997), Крымский (1999) и Невский (2000) в Санкт-Петербурге. Целью этих Соборов было объединение единомышленников и пропаганда монархической идеи. Движение активно выступало за прославление Царя-Мученика Николая Александровича. Были организованы крестные ходы и крестные облеты вокруг России. Сам Клыков создал памятник умученному Русскому Царю, который был установлен в Тайнинском Московской области (первоначально планировалось установить его в Москве). На постаменте памятника выбиты слова: «Русский народ с покаянием». Сегодня Клыков ведет большую работу, главным образом, в провинции, пытаясь снизу объединить патриотические силы.

А.С.
Статья из тома «Русский патриотизм» «Энциклопедии Русской цивилизации» (в печати).

http://rusk.ru/st.php?idar=3830

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru