Православие и современность | Священник Даниил Сысоев (+2009), Священник Георгий Максимов | 27.11.2009 |
Во время этой поездки у нас с отцом Даниилом состоялось два совместных выступления. Первое, устроенное по приглашению госпожи Яни Тодорович, — в радиопередаче «Храм» на «Радио Београд II», 11 ноября 2009 года. Вопросы задавала нам ведущая — Душанка Зекович. После записи она подарила отцу Даниилу диск с копией нашего интервью. Отец Даниил протянул его мне, сказав: «Если хотите — возьмите. Я сам в первые годы собирал такое, а потом забросил».
Я взял этот диск и по прилету, разбирая вещи, положил вместе с другими подарками из Сербии. А неделю спустя прозвучали выстрелы в храме апостола Фомы, и отца Даниила с нами не стало, он принял мученическую смерть за Христа и ушел в то Горнее Отечество, куда стремился всю жизнь.
После похорон моего дорогого духовного друга, с которым мы были знакомы более десяти лет, я нашел этот диск и перевел в текст наше совместное интервью — одно из последних выступлений отца Даниила, сделанное ровно за восемь суток до убийства. И при этом сам удивился, насколько сильно оно соотносится с тем, что случилось. У интервью было две основных темы — православная миссия и смерть христианина. Я привожу ниже этот текст и думаю, он не нуждается в дополнительных комментариях.
Вед.: Наши сегодняшние гости — священник Даниил Сысоев, писатель, миссионер, настоятель храма апостола Фомы в Москве и Юрий Максимов, преподаватель Московской Духовной Академии, которая находится в Лавре святого Сергия Радонежского. Первый вопрос к господину Максимову: какова сейчас ситуация с межрелигиозным диалогом на просторах великой России, особенно в отношениях между Православием и исламом?
Юрий Максимов: В России мусульмане составляют 9% населения. Это самые разные народы. Отношения между ними и православными в истории и в современности были как хорошими, так и плохими. Вы знаете, что в последние годы произошло два крупных военных конфликта на Кавказе, в Чечне. Ситуация поначалу была во многом похожа на ситуацию в Косово, и для сербов нет нужды подробно рассказывать, что это значит и к каким страданиям приводит, поэтому отношения между православными и мусульманами иногда бывают напряженными.
Конечно, мусульмане бывают разными, и здесь есть, на мой взгляд, такая закономерность: если мусульманин не сильно образован в своей вере, то он бывает чаще добрым человеком, если же мусульманин серьезно относится к истокам своей религии, изучает ее предписания и пытается воплощать их в жизни, то нередко именно из таких людей выходят экстремисты. Это вопрос и вызов — как нам жить в мире с такими людьми? И как Церковь может ответить на этот вызов? Господь устроил так, что они живут на этих землях, и что мы живем вместе с ними. И Господь открывает нам такой путь — проповедовать им Евангелие и сделать их православными христианами. Например, отец Даниил Сысоев, который присутствует здесь, однажды обратил в Православие женщину-мусульманку, которую готовили стать шахидкой, то есть, чтобы она смогла устроить теракт и, убив себя, убить других. Но она крестилась и стала доброй христианкой, которая не питает ни к кому злобы и не собирается никого взрывать. Таково удивительное чудо, которое делает Господь, — путь, благодаря которому наши враги могут стать нашими братьями. Мы стараемся проповедовать мусульманам, и многие из них откликаются и становятся православными.
Вед.: Следующий вопрос к отцу Даниилу. Когда у нас здесь говорят о России, у нас говорят о России доперестроечной и послеперестроечной. Расскажите, пожалуйста, какова сейчас, после этих изменений, духовная реальность в России?
Отец Даниил: Я думаю, в России сейчас происходит расслоение общества. Одни люди выбирают Православие, другие люди, узнав о Православии, отвергают веру, отвергают Христа. Вот такое совершается разделение, какого еще не было прежде, во времена перестройки. Одно из самых главных положительных изменений в жизни Церкви — это то, что Церковь начала активно заниматься миссионерской деятельностью.
Вед.: А что подразумевается под миссионерской деятельностью? Здесь, в Сербии, инославные говорят, что Православная Церковь статична, что недостаточно миссионерская, и мало участвует в социальных проблемах людей.
Отец Даниил: Когда мы говорим о том, что Церковь должна быть миссионерской, мы напоминаем, что Сам Спаситель Господь Иисус Христос повелел всем христианам проповедовать Евангелие всем народам без исключения. И поэтому Церковь обязана нести Слово Божие для всех людей. Она должна быть активной, а не статичной. И то, что происходит в Русской Церкви, означает, что она возвращается к своим апостольским корням. Сотни священников и мирян нашей Церкви и проповедуют на улицах, и в собрания сектантов ходят, и в мечети, и многие потом обращаются ко Христу. Я думаю, что все Православные Церкви должны идти и возвещать Евангелие людям. Мы не должны довольствоваться тем, что у нас уже есть. У Христа есть очень много овец, которых мы еще не нашли. У меня на приходе сейчас учится семья мусульман с Кавказа, которые хотят принять крещение, и они мне говорили: почему к нашим предкам не пришли вы, православные священники, почему они не узнали об этой истине? Почему там, в Дагестане, мы никогда не слышали об этом?
Нам часто кажется, будто мы не сможем ничего сделать, но это не так. Православная Церковь может, и она делает очень много для обращения. Некоторые говорят, что Господь сам приводит в Православную Церковь. Да, Господь приводит Сам, но через нас, и если мы с вами приведем человека ко крещению, то покроем множество грехов, как сказал апостол Иаков. Мы получим огромную награду в Царствии Небесном, если обратим людей к покаянию. И, более того, когда Церковь занимается проповедью Евангелия тем, кто вне ее — даже из других народов — то сама Церковь омолаживается, усиливается и расцветает, потому что Дух Святой тогда дает ей силу, чтобы нести миссию и к своему народу тоже.
Некоторые говорят: сначала обрати свой народ, потом пойдешь к другим, но Господь так не говорил. Если мы имеем соседа-мусульманина, католика, протестанта, — почему он до сих пор еще не православный? Ведь мы знаем, что вне Церкви нет спасения, и эти люди, если не войдут в Церковь Православную, то погибнут навсегда, они в вечный огонь пойдут. У нас вот была проблема с Чечней, и некоторые говорят: как мы можем проповедовать чеченцам? Но я скажу так: чеченец, который найдет Христа, станет лучшим христианином, чем даже обычный человек, который из традиционной православной семьи. Вот у меня был один знакомый ваххабит-чеченец, он пришел меня обращать в ислам. И мы с ним решили разобраться: где есть истина? Я в течение двух месяцев рассказывал ему о христианстве, и после этого он меня спрашивает: «А почему ты еще не предложил мне креститься?». Я говорю: «Если веришь, то можно креститься», — и он покрестился. Сейчас его зовут Александр.
Вед.: Какой ответ Церкви на социальные проблемы, которые присутствуют в России и которые, как мы думаем, общие с теми же проблемами в Сербии? Ведь мы знаем, что стало много очень богатых, несправедливо богатых, и с другой стороны — много бедных людей. Человек не только душа, но и тело, и как помогать бедным людям? Не будет ли миссионерской деятельностью обратить кого-нибудь богатого и убедить его помогать бедным?
Отец Даниил: Конечно же, любой священник встречается и с очень богатыми и с очень бедными людьми. И действительно, миссия Церкви заключается, в том числе, и в социальной помощи. В Москве есть больница, которую содержит Церковь, при помощи, в том числе, и богатых. В России несколько десятков православных детских домов. Церковь опекает больницы — в Москве все больницы опекаются ею. И во многом благодаря московскому священнику отцу Аркадию Шатову очень многие богатые люди помогают бедным. Есть целые программы для такой помощи. Кроме этого все дома престарелых также опекаются Церковью. Многие наши волонтеры ходят к бедным. И, конечно же, Церковь активно противостоит несправедливостям, которые происходят в обществе. И Святейший Патриарх Алексий, и Святейший Патриарх Кирилл неоднократно выступали с просьбой к богатым, чтобы они поддержали бедных. И их призыв не был не услышан. В результате благодаря Церкви многие люди получают и помощь, необходимую для тела.
Вед.: Передо мной лежит книга священника Даниила Сысоева, которая называется: «Инструкция для бессмертных, или что делать, если вы всё-таки умерли?» Расскажите нам, отче, каковы эти инструкции?
Отец Даниил: Православная Церковь знает не только то, что душа у человека бессмертна, но знает, как проходит смерть, как готовиться правильно к смерти, и что происходит после смерти. Я думаю, начать стоит с того, как готовиться к смерти. Мы все с вами знаем, что мы умрем — возможно, завтра. И нам важно иметь место, куда мы пойдем, чтобы мы имели дом за гробом. Этот дом мы строим своими добрыми делами. При помощи милостыни мы переносим туда сокровища. Когда мы дружим с людьми, когда просим их о молитвах, и тем более, когда мы обращаем их в Православие, то мы имеем тех людей, которые будут нашими защитниками в этой дороге. Конечно, мы должны каждое дело совершать во имя Христа, иначе оно не будет иметь цены. Но при этом надо стараться, чтобы наши ближние помогали нам, когда мы умрем.
Особенно важно, чтобы наши родные пригласили к нам священника перед смертью. Потому как часто бывает, что люди умирают, а родные даже не приглашают священника, чтобы исповедовать и причастить их, и люди без подготовки уходят в вечность. Поэтому я советую включить такой пункт в завещание: «Если наследники не пригласили ко мне перед смертью священника, то не получат никакого наследства».
И когда человек умирает, он встречается с ангелами. Ангелы Божии помогают человеку, а бесы нападают на человека и запугивают его. Две недели назад я напутствовал умирающего и видел, как на него нападают демоны. Это не шутка, это действительно так. Только православная вера и сила Честного Креста, и особенно святое Причастие может защитить такого человека. Поэтому если на вас нападают после смерти демоны, перекрестите себя, скажите: «Господи Иисусе, помоги!». Особенно призывайте Пречистую Богородицу. Она быстро защищает от демонов. И затем, после смерти, поднимайтесь в небеса, не заботьтесь о земле, быстрее бегите к Богу, тогда демоны не смогут на вас напасть. На мытарствах демоны задерживают тех, кто привязан к земле. Кто слишком много думает о земном. Если же человек стремился к Богу всю жизнь, то он даже и не заметит этих нападок. Но помните, что демоны будут вас обманывать при помощи греха тщеславия. Как Макария Великого, которому, когда он поднимался, демоны говорили: «Ты нас победил! ты нас победил!». Но он отвечал: «Пока еще нет», — и только тогда, когда он вошел в ворота рая, он сказал: «Теперь я победил вас силою Иисуса Христа». Так же надо и нам с вами приготовиться заранее и настроить себя, чтобы не хвастаться и не быть пойманными там. Когда вы попадете в рай, — а я хочу, чтобы все наши слушатели попали в рай, — идите к любимым святым. Поэтому еще на земле подружитесь с ними, со святым Саввой, со святой Параскевой, со святым Николаем, — в таком случае все они вас, может быть, даже после смерти встретят. А затем, когда вы поклонитесь Богу, Господь отправит вас посмотреть ад. Потому что часто мы думаем, будто грех — сладок и приятен, а Господь говорит: посмотри, чем он кончается. Поэтому Церковь сугубо молится за людей в течение сорока дней после смерти. Потому что в это время происходит последнее испытание души. Близкие здесь могут помочь и милостыней и чтением Псалтыри, — я думаю, все наши слушатели знают это, но повторить никогда не лишне. Некоторые наши близкие поступают неправильно: они слишком много денег тратят на тризны, на поминки, а лучше бы эти средства раздали нищим, и они бы за нас молились. Особенно, конечно, за нас будут молиться те, кого мы привели в Православие. Например, те бывшие мусульмане, римо-католики, протестанты, которые стали православными благодаря вам, — все они будут молиться за вас. И ангелы на крыльях поднимут нас к небесам. Помните, что жизнь — это школа, а рай — это университет. А настоящая жизнь начнется после Страшного Суда. Поэтому я надеюсь, что мы хорошо подготовимся к тому, чтобы вечно жить в радости.
Вед.: А как можно заслужить рай?
Отец Даниил: Рай заслужил для нас Иисус Христос. Без крестной смерти Спасителя все мы пошли бы в ад. И так же все некрещенные сейчас уходят в ад, потому что они не получили помощи от Креста Господня. Мы получаем спасение даром, через крещение, но усвояем себе спасение, то есть, делаем его своим, мы через добрые дела. А силу для добрых дел дает нам святое Причастие, которое мы должны принимать как можно чаще, не чаще чем раз в день и не реже раза в месяц.
Вед.: Спасибо за эти наставления для бессмертия, а теперь я хотела бы задать вопрос господину Максимову о значении и необходимости миссионерской деятельности в современном мире.
Юрий Максимов: Я хотел бы начать с небольшой истории из древнего жития святого апостола Фомы. В нем говорится, что когда апостолы тянули жребий, в какую страну идти, апостолу Фоме выпал жребий — Индия. И он был очень огорчен и говорил: «Господи, куда угодно, только не в Индию». Он совсем не хотел отправляться в столь далекую и чуждую страну, чтобы там проповедовать слово Божие. Тогда Господь Иисус Христос явился капитану корабля, который отправлялся в Индию, и сказал: «Я продаю тебе Своего раба, которого зовут Фома». И этот капитан нашел апостола и спросил: «Ты раб Иисуса Христа?», — тот ответил: «Да». Тогда он сказал: «Твой Господин продал тебя мне, так что отправляйся за мной». И апостолу Фоме пришлось пойти и, как рабу капитана, отправиться в Индию. И таким образом, против воли оказавшись в Индии, апостол стал проповедовать и полюбил этих людей, и обратил ко Христу многие души.
Этот рассказ перекликается с новейшей историей Православной Церкви. В первом тысячелетии она имела много миссий, но в последние столетия православные христиане очень мало проповедовали или почти не проповедовали. В XIX веке были даже богословы, которые писали, будто православные и не должны никому проповедовать. И посмотрите, что Господь сделал в ХХ столетии: для абсолютно всех Православных Церквей Он создал такие условия, что мы вынуждены были пойти в другие страны. И русские, и сербы, и румыны, и болгары, и греки, и грузины и православные арабы — все в результате тех или иных бед и потрясений на родине вынуждены были расселиться по планете. Таким образом Господь поступил с нами так же, как с апостолом Фомой.
Вы, наверное, слышали, как сейчас, в наши дни, сербские священники в Южной Африке проповедовали местному населению. Там было так, что белые жили отдельно от негров, и даже православные белые боялись идти в черные кварталы. А сербские священники не испугались и пошли в школу, где учились черные дети, рассказывали им о Православии, и через полтора года вся школа стала православной, причем официально, директор приняла такое решение, поддержанное детьми и их родителями. Это великое дело, которое показывает, что миссия возможна.
Известно, что многие люди сейчас испытывают депрессии, тоску, разочарование в жизни, бессмысленность ее — это из-за того, что мы не исполняем заповеди Божии. Поэтому сила Божия и радость Божия не вливаются в нас. Но когда мы начинаем исполнять заповеди Божии, одна из которых — проповедовать Евангелие, то огромная духовная радость и воодушевление приходит к нам. Каждый может проверить это на своем опыте, — если проповедовать не ради себя, не ради своего тщеславия, а ради Господа Иисуса Христа, то какую радость это доставит.
Вед.: На этом красивом призыве мы завершим беседу с нашими дорогими гостями, первый из которых — писатель, миссионер священник Даниил Сысоев, а второй — господин Юрий Максимов, преподаватель Московской Духовной Академии.
http://eparhia-saratov.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=7633&Itemid=4&pop=1&page=