Фома | Виталий Каплан | 25.11.2009 |
Сейчас многие ужасаются: страшная кончина, жуткая смерть. Думаю, самому отцу Даниилу такое отношение кажется странным — это ведь была смерть воина Христова, смерть на боевом посту. Я даже не могу сказать, что мне его ужасно жаль: я уверен, что он сейчас вошёл в радость Христа. А вот ужасно жаль его вдову и дочерей. Их боль — реальна, и мы сейчас можем и должны молиться за них. Ну и задуматься о практическом вопросе. Вдова и дети получат, конечно, пенсию по утрате кормильца, но мы же все понимаем, что этого мало на что хватит. Поэтому, возможно, потребуется наша материальная помощь, и хорошо бы кто-то взялся организовать сбор средств.
А ещё — надо осмыслить случившееся по-христиански. Во-первых, своей смертью отец Даниил лишний раз засвидетельствовал, что христианская вера — это не просто совокупность взглядов, не просто дискуссии в ЖЖ, не просто исполнение каких-то ритуалов. Это — очень серьёзно и очень опасно. Мы ведь все рискуем — точнее, рискуем с того момента, когда вера становится стержнем нашей жизни. Могут убить, могут искалечить, могут травить, издеваться, притеснять. Не надо искать в моих словах конспирологии — я не про какие-то таинственные тёмные организации (ничего не могу сказать об их существовании/несуществовании). Но силы зла, бесовские силы существуют реально, и христиане — не номинальные, а настоящие — для них нестерпимы. Будут мстить, а орудием их мести, как правило, оказываются люди — либо бесноватые в полном смысле этого слова (это уже экзотика), либо просто одержимые страстями, сросшиеся со своими грехами (это чаще). Господь им это нередко попускает, и причины такого попущения вполне понятны. Думаю, сейчас нет смысла вдаваться в рассуждения о Промысле, о свободе воли, о несении креста. Важно то, что мы все, христиане, должны лишний задуматься — а что для нас наша вера? Готовы ли мы платить за неё такую цену? А ведь придётся — в той или иной степени. Те, кому мы очень сильно мешаем уже самим фактом своего существования, есть, и в ассортименте. Неслучайно сразу же после убийства в сообществе ру_антирелиджн нашлись люди, которые бурно радовались случившемуся. Люди, которые ходят с нами по одним улицам, ездят в одном с нами транспорте, возможно, улыбаются при встрече. Конечно, далеко не каждый из них возьмёт пистолет и пойдёт убивать, но они формируют в обществе климат, в котором убийства верующих становятся делом почтенным, уважаемым.
И ещё: очень легко сейчас превратить нашу скорбь по отцу Даниилу в «пятиминутку ненависти» по отношению к исламу. Ненависть — чувство, весьма далёкое от христианской веры. «Прости им, Отче» — говорит Господь о Своих распинателях, но нам, чисто по-человечески, ближе лозунг «не забудем, не простим». Что ж, человеческую природу в данном случае надо преодолевать. Это не значит, что милиция не должна искать убийцу. Это не значит, что и убийца, и заказчики преступления (а по логике вещей, заказчики были) не должны быть наказаны по закону. Но одно дело это, а совсем другое — истерические вопли по поводу каждого мусульманина (вроде вот этого). Не говоря уже о том, что «исламский след» — это хотя и наиболее вероятная, но не единственная версия, но нельзя вину одного человека, или нескольких, распространять на всех мусульман. Не в пресловутой политкорректности дело — нам незачем расшаркиваться перед исламом, никаких вероучительных компромиссов с ним у нас, христиан, быть не может! — но именно что в христианском отношении к людям.
Давайте, вместо того, чтобы устраивать «охоту на ведьм» (причём, что характерно, виртуальную), просто помолимся об убиенном рабе Божием иерее Данииле и о его близких. А с подонками разберётся Господь.