Русская линия
Одна Родина Станислав Минаков21.11.2009 

«Премудрость Божия» в Киеве

Почти к историческому дню освящения киевского Софийского собора подоспело радостное известие. Из ЮНЕСКО в Министерство культуры и туризма Украины поступили документы, в которых подтверждается дата возведения Софийского собора в 1011 г., а украинской стороне предлагается продумать план праздничных мероприятий по поводу юбилея, то есть фактически приготовиться к празднованию 1000-летия храма.

Эта новость действительно сенсационна, ведь из летописей доподлинно известны лишь число и месяц освящения знаменитого храма — 4 ноября. И до сих пор наука придерживалась точки зрения, что София Киевская построена Ярославом Мудрым в 1037 г. — в честь победы над печенегами. Однако украинским ученым во главе с завотделом исторических исследований национального заповедника Надеждой Никитенко удалось доказать, что собор возведен значительно раньше — в 1011 году при Владимире Великом.

Киевляне, по-видимому, предоставили ЮНЕСКО серьезную аргументацию, указав на «граффити, обнаруженные на фресках с изображением cв. Василия, чье имя принял при крещении отец Ярослава».

«Буквенное начертание датируется 1022 годом, — поведала Нелли Куковальская, генеральный директор Национального заповедника „София Киевская“. — Если отнять от этой даты время, необходимое на отделку здания, создание сложных мозаик и фресок, то выходим на 1011 год».

Мы можем не только порадоваться тому, что знаменитая и прекрасная София Киевская повзрослела для нас на 26 лет, но и тому, что юбилей теперь отстоит от нас совсем недалеко. А такая потрясающе круглая дата, как 1000 лет, даст нам лишний повод поразмышлять о своем историческом пути, о нас нынешних.

С сожалением приходится констатировать, что Софийский собор в новейшие времена (с момента провозглашения независимости Украины) используется раскольническими силами для пропаганды своего влияния. На совместных «акциях» по разному поводу, проводимых по инициативе и под эгидой Виктора Ющенко и без оного — то в связи с голодомором, то еще как, — тут собираются и анафематствованный раскольник М. Денисенко (т.н. «киевский патриарх», ведущий свою заблудшую паству в ад), и автокефалы, и греко-католики…

Но мы верим, что Киевская София будет возвращена в лоно канонического православия.

Расскажем же об этом древнем храме.

В IX — начале XII вв. Киев был центром Киевской Руси, местом, где подвизались великие русские святые Антоний и Феодосий и впоследствии сонм других печерских молитвенников. Конец X—XI вв. — время развития культуры Киевской Руси, достигшей своего наивысшего расцвета именно в период правления Ярослава Мудрого (1019 — 1054). До 1052 г. в крупнейших русских городах были построены самые величественные храмы домонгольской Руси: собор Софии в Киеве, Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.) и собор Софии в Новгороде (1045 — 1052 гг.). По своим размерам (особенно Софийские соборы Киева и Новгорода) они относятся к крупнейшим культовым сооружениям эпохи.

Как водится, уже в самом названии заложен посыл: храм, яркий образчик византийско-киевского зодчества, посвящен Софии — «Премудрости Божией». Исследователям удобно было в этой связи соотносить Софию Киевскую с личностью Ярослава Мудрого. Так и писали: «Святая София — главное культовое сооружение Киевской Руси времен князя Ярослава Мудрого. Считается, что храм заложен в 1017, а освящен в 1037 гг.». Теперь, как видим, даты эти оспорены. Достоверно известно, что в 1051 г. в Софийском соборе был хиротонисан Иларион, первый «митрополит из русских».

Утверждение о том, что в качестве ктитора выступил Ярослав, воздвигший храм в память победы над печенегами в 1036 году, неоднократно подвергалось сомнению.

Высказывалось предположение, что собор заложил еще Владимир I Святославич, а завершение строительства и украшение здания фресками и мозаиками относится уже к правлению его сына Ярослава и происходило не позднее 1020-х годов. Однако это мнение не стало общепринятым. А. Поппэ и А. И. Комеч отнесли начало строительства храма к 1037 г.

В «Новгородской первой летописи» закладка князем Ярославом Софийского собора упомянута под 1017 г. Однако в «Повести временных лет» говорится: «В лето 6545 (1037). Заложи Ярославъ городъ великый, <…> заложи же и церковь святыя Софья, митрополью». Различие в датах, возможно, объясняется записью в Комиссионном списке новгородской летописи: «…заложи Ярославъ город Кыевъ, и церковь святыя София сверши». Прежде полагали, что собор, таким образом, строился 20 лет — в период с 1017 по 1037 г.

Однако нет полной ясности и в вопросе о том, какая из двух церквей — Богородичная Десятинная или Святая София — была кафедральным собором киевских митрополитов.

В 1950—1960-е в научном сообществе утвердилось мнение о двух этапах строительства собора. Полагали, что наружные галереи и башни были пристроены к общему массиву здания в конце XI столетия или даже позже. В настоящее время можно считать доказанным: храм во всем своем объеме возводился одновременно без существенных перерывов в строительстве.

Строительная техника и архитектурные особенности собора свидетельствуют, что его строителями были греки, приехавшие из Константинополя. Они возводили храм по образцам и согласно традициям столичного византийского зодчества, правда, с некоторыми отклонениями.

Храм построен в технике византийской смешанной кладки: ряды квадратного кирпича (плинфы) чередуются с двумя-тремя рядами камней, служившими как бы выравнивающим слоем, а потом покрываются известняковой обмазкой — штукатуркой. Применялась и скрытая кладка с «утопленными» рядами кирпича.

В древности кровля состояла из уложенных на своды свинцовых листов. По углам храм укреплен контрфорсами — вертикальными опорами с внешней стороны стены, которые принимают на себя ее вес. Для фасадов собора характерно обилие лопаток, которые соответствуют внутреннему членению пространства опорными столбами. Наружные стены галерей и апсид украшены многочисленными нишами.

С западной стороны по византийской традиции к храму примыкают две лестничные башни, ведущие на хоры и плоскую кровлю — гульбище. Во время богослужения хоры предназначались для великого князя, его семьи и приближенных. Однако имели они и светское предназначение: здесь князь, по-видимому, принимал послов и обсуждал государственные дела. Здесь же хранилось книжное собрание Софийского собора. Возможно, в отдельном помещении находился и скрипторий — мастерская по переписке книг.

Внутреннее пространство собора представляло собой равноконечный крест с алтарной апсидой на востоке; с севера, юга и запада находились двухъярусные аркады. Над средней частью креста возвышался центральный купол. Главный объем здания окружали два ряда открытых галерей.

Вопрос о внутреннем декоре западной части главного нефа приобретает принципиальную значимость в связи с изучением ктиторской фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого, расположенной на западной стене двухъярусной аркады.

В течение веков церковь претерпела многие изменения. При разгроме Киева Батыем в 1240 г. она была разграблена. Впоследствии храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался «починкам» и переделкам.

В XVII в. София была «поновлена» митрополитом Петром Могилой в стиле украинского барокко, и ее внешний вид стал весьма далеким от первоначального. Лучше всего уцелел восточный фасад с апсидами, где были расчищены фрагменты древней кладки. Софию первоначально венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную конструкцию. Ныне у храма 19 глав. Он находится, как и Киево-Печерская Лавра, в перечне всемирно охраняемого наследия ЮНЕСКО.

Сохранились словесные описания Софии, созданные иностранными путешественниками XVI—XVII вв. Эрихом Ляссотой, Павлом Алепским и другими, однако наиболее важным источником для воссоздания первоначальных форм постройки являются рисунки голландского художника Абрагама ван Вестерфельда. Он посетил Киев в 1651 г. и сделал несколько зарисовок Софийского собора и его росписей.

Интерьер Софии Киевской в меньшей степени подвергся искажениям и сохранил часть своего первичного убранства. Центром композиции внутреннего объема является залитое светом и украшенное золотом и многоцветными мозаиками пространство под центральным куполом. К нему примыкают короткие ответвления пространственного креста, которые замыкаются с трех сторон света двухъярусными аркадами, а с востока — богато украшенной мозаиками центральной апсидой с невысокой мраморной предалтарной преградой.

В храме сохранились самые ранние мозаики (самая знаменитая — Оранта) и фрески. Они выполнены византийскими мастерами.

Мозаика «Спаса Вседержителя» в зеркале центрального купола Софии Киевской — самый монументальный образ в искусстве Руси XI века. Диаметр медальона, в который он заключен, более четырех метров, расстояние от пола составляет 28,5 метра.

«Вседержитель» (греч. «пантократор» — всевластный) является одним из главных канонических типов изображения Христа, где Он представлен как Царь Небесный и Судия на предстоящем Страшном Суде.

В центральном куполе Софии Киевской «Пантократора» окружали четыре архангела — подобно церемониальной охране византийского императора при торжественном выходе. Это архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. Из них сохранился только один, трудно сказать, какой именно, так как изначальных надписей нет.

Единственный «Архангел» из мозаик Софийского собора дошел до нашего времени не полностью: имеются утраты в крыльях, а низ одежды и ноги были дописаны Михаилом Врубелем. Фигура архангела огромна: ее высота составляет 3,85 метра.

На стенах собора найдены нацарапанные надписи — граффити. Около 300 граффити свидетельствуют о политических событиях прошлого, в них упоминаются конкретные исторические деятели. Наиболее ранние надписи, как видим, дают возможность исследователям уточнить датировку внутренней отделки церкви. Именно надпись с датой 1022 г. и позволила современным исследователям высказаться и о дате закладки храма — 1011 г.

София — место захоронения киевских князей. Здесь погребены Ярослав Мудрый, его сын Всеволод, а также сыновья последнего — Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах. Вопрос о том, почему члены одного семейства были погребены в разных церквах, — в Софии и в Десятинной, — у историков убедительного ответа не получил.

Десятинная церковь в Киеве — двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы — была одним из первых каменных сооружений, возведенных греческими мастерами в конце X в. К сожалению, от этого знаменитого сооружения до нас дошел лишь фундамент. Во время монголо-татарского нашествия захватчики подожгли храм, и под его развалинами были погребены последние защитники города. Сейчас известно более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас от домонгольского времени.

Софийскому собору отводилась роль главного храма Киевской Руси и оплота христианской веры. На протяжении нескольких веков София Киевская была центром общерусской соборности, средоточием политической и культурной жизни страны. Прошли годы…

Сегодня, уплатив за вход 2 гривны, вы легко попадете на территорию Софийского музея-заповедника, доплатив еще 5 гривен, можно любоваться открывающейся панорамой города с колокольни Софийского собора. По весне тут красиво цветут желтыми цветками изобильные кусты форзиции свисающей, а белеющие древние стены храма с удивительной резьбой под зелеными куполами прекрасны в любое время года. Здесь тихо, уютно, благодатно, у этих древних каменьев. На лавочках сидят молодые мамы, покачивая коляски с младенцами.

На площади у главного входа в Софийский монастырь, прямо напротив барочной надвратной колокольни, одной из «визитных карточек» Киева, стоит памятник Богдану Хмельницкому — легендарному гетману Украины, сделавшему в 1654 году решительный шаг к воссоединению некогда единого русского народа. Ибо в единстве — сила!

http://odnarodyna.ru/topics/11/271.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru