Русский обозреватель | Егор Холмогоров | 21.11.2009 |
Сказать, что убийство священника Даниила Сысоева повергло православную Москву в шок — значит ничего не сказать. Священников в России убивают нередко. Но впервые за неизвестно сколько десятилетий в черте города, среди бела дня, на глазах у прихожан пал от пули убийцы православный священник. Даже воинствующие безбожники времен Гражданской старались обычно делать такие вещи потише.
Видимо, надо приучать себя к тому, что мы вступили в новую эпоху. Привыкнув за последние пять лет к безопасности и отсутствию беспричинного террора хотя бы на улицах Москвы, мы должны будем привыкать заново то к палящему в супермаркете милиционеру, то к милиционерам, надевающими подозреваемым маски на головы, то к людям в масках на головах, убивающим священников. Страшно подумать, к чему нам придется привыкнуть завтра, в эту эру небезопасности и немилосердия.
Особенно больно, хотя, увы, вполне предсказуемо было, что жертвой стал именно отец Даниил — наверное, самый отважный и самый неполиткорректный из московских священников, не боявшийся ни угроз сектантов, ни обид мусульман и излагавший всегда то, что он думает, даже если его мысли были совершенно оскорбительны для собеседника. Такая прямолинейность, может, и не всегда является добродетелью для христианина, и самого отца Даниила она порой заводила к ужасным ошибкам на грани ереси, как с пресловутым «уранополитизмом», но ненавидеть его могло только очень жестокое сердце.
В нем было очень много любви и почти детской непосредственности, которая и притягивала души тех, кого он спасал. Это именно ему Господь сказал: «я сделаю вас ловцами человеков». Отец Даниил был таким ловцом, десятками вытаскивая людей из сект. Затем, он единственный из иереев решился всерьез принять вызов ислама, брошенный православию.
Он безжалостно разоблачал всю радикально-исламистскую демагогию, которой как ядом пропитывали умы не только «мусульман по рождению», но и обычных русских, начинавших вдруг как заведенные говорить про то, что «ислам эффективен», что «он — живая религия в отличие от выродившегося православия» и прочие кристальные глупости. Отец Даниил и спорил с антиправославной пропагандой исламистского розлива, и сам обращал слово о Христе к мусульманам, многих из которых он крестил лично.
Не так давно, наблюдая за семейно-бракоразводными перипетиями одной звезды, я думал — как легко было бы избежать этого цирка, если бы звездным и не только звездным барышням вовремя попала в руки его книга «Брак с мусульманином». Как миссионер и диспутант на этом фронте отец Даниил был напорист, порой жёсток, но безусловно успешен. За это его и ненавидели экстремисты. Та порода экстремистов, о которой у нас, в очередной раз увлекшись «борьбой с русским фашизмом», предпочли подзабыть.
И вот — выстрел прямо в голову, который уж и не знаю, расследуют ли. Слишком уж щекотливые вопросы современного состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в нашей стране поднимутся в связи с этим. И слишком уж велик будет соблазн найти удобных нашей политкорректности «стрелочников», которым можно будет надеть мешки на голову вместо настоящих убийц. Впрочем, хочу надеяться, что я слишком пессимистичен в своих прогнозах.
Хочется вспомнить и еще один аспект его деятельности. Он был редким, почти одиноким даже среди священнослужителей защитником креационизма и решительным критиком любых компромиссов с «эволюционной теорией». Такая позиция требовала и требует со стороны образованных православных исключительного мужества и веры в истину Творения. Очень горько, что теперь одним из немногочисленных голосов свидетельствующих против лжеучения о трансформации амебы в богочеловека стало меньше…
Последние полгода отец Даниил с необычайной настойчивостью развивал свою теорию «уранополитизма», согласно которой для христианина есть только одно отечество, небесное, а земное — временно, и не заслуживает, в общем-то, внимания. Я с ним спорил, готов был бы спорить и теперь — слово православной проповеди должно быть обращено ко всем народам, но для того премудрый Господь и даровал русскому человеку Отечество, населил его сонмом праведников, обратил в веру христанскую, чтобы оно было для нас естественной миссионерской территорией — даже Сам Господь отказывался отбирать хлеб у детей (Мф. 15:26).
Этого спора о соотношении двух Отечеств — небесного и земного мы уже в этом мире не закончим. Да и вряд ли он может быть закончен, хотя наверняка найдутся и те, кто, ссылаясь на мученическую кончину отца Даниила Сысоева, попытается канонизировать все его воззрения, и те, кто будет говорить малоподобающие речи и после этой кончины.
Но премудрый Господь воздал Своему доброму слуге по вере его, подарив, может быть, и трагичнейшую для нас, земных людей, но сладчайшую для людей Христовых мученическую кончину. Сделав его и в самом деле гражданином Неба. И, увы, оставив наше Отечество без столь замечательного проповедника и пастыря.
Со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего, иерея Даниила, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. Милосердием Твоим отпусти ему прегрешения вольные и невольные и прославь во благих делах его. Душа его во благих водворится и память его в род и род.