Комсомольская правда | Петр Мамонов | 20.11.2009 |
— О вас в народе сложилось интересное мнение — мол, вот практически святой отшельник, живет в глуши и изредка проповедует с экрана. Самому не кажется, что это перебор?
— Да бог с вами, какой из меня отшельник? Мне 16 лет назад сильно повезло — достался хороший участок земли в Подмосковье, на котором я построил большой дом. Мне там хорошо и уютно. Но при этом в Москве я могу находиться столько, сколько понадобится. Сейчас вот в кино снимаюсь, завтра к матери больной на Каретный поеду… Человеку комфортно везде, если на душе у него покой.
— После вашей роли в фильме «Остров» все вдруг заговорили о вере. А как вы себя чувствовали в этом фильме?
— Я всегда делаю только то, что скажет мне режиссер. Все, что вы видите и в «Острове», и в «Царе», — это видение режиссера. Конечно, каждый актер, если он личность, привносит в образ что-то свое, но разобраться в этом непрофессионалу невозможно. Актера перепахивает не фильм, а жизненный опыт.
— Опыта у вас как раз в избытке.
— Да, поэтому я и хочу, чтобы люди мне верили. Чтобы мой жизненный опыт помог им не совершить ошибок. У нас ведь сейчас сильно искажено понятие о крутости. Наркотики, выпивка — все это не круто! О другом надо задуматься.
— О чем же?
— О себе. Нужно всегда задавать себе вопрос: «Кому хорошо от того, что я живу?» Семья — это самое главное. Но не в том виде, в котором она существует сейчас. Откройте дверь любой квартиры, и вы увидите одну и ту же картину — муж спит на диване пьяный, а затюканная жизнью мама и бабушка не могут надышаться на ребенка. Одного-единственного ребенка. Они ему и сопли вытирают, и закармливают, и на любой чих сбегаются. А потом вырастают монстры, которые ничего, кроме собственного «я», за душой не имеют. А если бы ребенок был не один, а семеро, тогда и проблем таких бы не возникало. Я сам, к сожалению, поздно к этой мысли пришел, совком был типичным, жене разрешал на аборты ходить… Не думал тогда, что это убийство самое настоящее. И упустил время.
— То есть результат правильно прожитой жизни — семеро детей и 47 внуков?
— А как иначе?! Это в 22 года женщина думает: ага, вот за этого замуж не пойду, а буду вместе с этим, он побогаче и посолиднее. Чушь все это! Это пока ей 22, богатый будет привечать. А в 27 лет она уже никому не нужна. Вот где трагедия. Замуж надо выходить, все обдумав и взвесив, но не с меркантильной стороны. И если уж возникли какие-нибудь проблемы, не нужно сразу бежать. Вот я сейчас играю в фильме, в котором отец и сын находят друг друга после 15 лет разлуки. Отец в свое время просто убежал. И кому от этого хорошо? Терпеть надо уметь. Изнеженный человек совсем стал — чуть что хуже стало, так в бега пускается. О самопожертвовании вообще никто не думает.
— А разве когда-то кто-то думал?
— Э, тут скепсис как раз и неуместен. За что погибали тысячи мальчиков, которых какой-то дядя отправил на войну в Чечню? За этого дядю? Нет, друг за друга. В обычной жизни умирать за кого-то необязательно, нужно просто жить не только ради себя. Но даже такая, казалось бы, очевидная вещь для многих из нас кажется невыполнимой.
«МНЕ СЛОЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ СЛОВУ «ЧЕЛОВЕК»
— В мире, который вы описываете, сохранение веры — не самое легкое занятие.
— Какая глупость! Это вот ко мне, бывает, подойдет какая-нибудь 17-летняя девица и скажет: «Ой, вот что-то я сомневаюсь в существовании Бога». Сомневается она, вы понимаете? Ломоносов, Пушкин, Гоголь и Эйнштейн не сомневались, а она вон, значит, как. Другое дело, что под словом «вера» люди понимают что-то совсем неправильное. Зачем у нас в церковь приходят? Помоги, говорят, Господи, сын пьет, а внук совсем от рук отбился. Превращают Бога в бюро добрых услуг. Не по адресу они обращаются. В церкви нужно благодарить Господа за то, что позволил тебе, ничтожному и грешному, еще один день прожить.
— И вы после всего сказанного еще удивляетесь, что к вам публика относится, как к святому старцу из «Острова»?
— А нет ничего плохого в том, что я стараюсь жить именно так. Конечно, я не безгрешен. Бывает, что раздражаюсь, гневаюсь, а бывает и так — сижу вечером дома и водочку пью. Я ведь человек. Просто я всегда стараюсь соответствовать этому слову. Ведь что такое «человек» в переводе с древнеславянского? «Чело» — лик, «век» — вечность. Вечная личность. А соответствовать-то сложно, вот иногда и оступаюсь.
— Но главное — «жить не по лжи», правильно?
— Главное — постоянно совершать богоугодные поступки. Встал утром, увидел вокруг беспорядок, прибрался — и на душе уже хорошо. С себя все и начинается. Не надо уповать на власть, из-за действий которой мы якобы хуже живем.
— Совсем не надо?
— Совсем. У меня к нынешней власти нормальное отношение. Но я считаю, что никакая власть не сделает тебя счастливее, пока ты этого не сделаешь сам. Мешает, с другой стороны, очень многое. До сих пор стоит чучело на вокзале (Мамонов имеет в виду памятник Ленину на Ленинградском вокзале в столице. — Ред.). Труп в центре Москвы в Мавзолее лежит. Попробуйте представить, что в Германии до сих пор памятники Гитлеру по всей стране. Не получится представить! Серьезные грехи у нас в прошлом, за которые мы никак не можем раскаяться.
— Ну вот вы, уважаемый человек, с мнением которого считаются, возьмите и посоветуйте.
— А я не хочу в этом участвовать, лезть на какие-то баррикады. То, что думаю, я сказал. А раскаяться публично или нет — пусть сами решают.
БЕЗ «ЦАРЯ» В ГОЛОВЕ
— Сейчас заканчивается прокат фильма «Царь» — вашей последней на данный момент законченной работы в кино. Из-за чего вас не устроила ваша собственная актерская игра в этом фильме?
— Стоило мне один раз сказать про то, что мне не понравился образ Ивана Грозного, как тут же об этом заговорили все! А человек-то изменчив по своей сути. Поэтому вчера мне моя работа не понравилась, сегодня — наоборот. А завтра, может, еще что-нибудь произойдет. В любом случае «Царь» — это уже вчерашний день моей жизни. Вижу, что у многих фильм вызвал настоящую ненависть. Что ж, это один из признаков того, что кино получилось…
— В конфликте между царем и митрополитом Филиппом вы на чьей стороне?
— Олег Янковский очень хорошо сыграл Филиппа, убедительно. И я на стороне Филиппа, разумеется. Но не только из-за игры Янковского. А потому, что на стороне митрополита правда. Иван Грозный — сложный персонаж, противоречивый. И как государь он, может быть, праведен. Но его точку зрения мне принять никак невозможно.
— Смотрите новое российское кино?
— А вы когда по рынку ходите, покупаете тухлое мясо? Я наелся уже в свое время, хватит. Может быть, среди залежей тухлятины и есть какой-нибудь стоящий кусок, но искать я его не буду.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Петр Николаевич МАМОНОВ, актер, музыкант. Родился 14 апреля 1951 года в Москве. Мамонова выгнали из двух столичных школ с формулировкой «за то, что устраивал цирк». Окончил Московский полиграфический институт. Дебютировал в качестве актера в 1970 году в московском троллейбусе N 5 в моноспектакле «Левис», за что чуть было не нарвался на проблемы с милицией. С 1980 года — солист и автор песен группы «Звуки Му», считающейся основоположницей всего отечественного панка. В качестве киноактера дебютировал в фильме «Игла» (1988). Снялся в четырех картинах Павла Лунгина — «Такси-блюз» (1990), «Луна-Парк» (1992), «Остров» (2006) и «Царь» (2009).
Женат, имеет двоих взрослых сыновей.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
С 4 по 16 ноября картину Лунгина «Царь» в кинотеатрах посмотрели около 1 миллиона россиян. Общие сборы «Царя» на сегодняшний день составляют 5 миллионов долларов — это десятый результат для отечественных картин, выпущенных в прокат в этом году. «Царь» отстает от лидеров — новогодней тройки: «Обитаемый остров» (22 млн. долларов), «Любовь-Морковь-2» (18 млн. долларов), «Стиляги» (17 млн. долларов). Зато фильм Лунгина почти вплотную приблизился к итоговому результату второй части «Обитаемого острова», собравшей 6 млн. долларов. При этом производство «Царя», понятно, обошлось в несколько раз дешевле, чем съемки фантастического фильма по роману Стругацких.
Александр Нечаев
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Фильм «Царь» как зеркало российской жизни
Кто более верующий: митрополит Филипп или Иван Грозный?
Наконец-то сподобился посмотреть фильм «Царь». Очень воодушевлен, потому что кино действительно хорошее. Но и удивлен в то же время.
Ну, казалось бы, в чем фабула? В 1565 году Иван Грозный призывает в столицу и позже делает митрополитом друга детства — игумена Соловецкого монастыря Филиппа (Колычева). Примерно три года Филипп обличает убийства и пытки Скуратова, Басманова и их собакоголовых приспешников из опричнины (в действительности лишь выполнявших волю Ивана IV), но и сам погибает, лишившись поддержки царя. Мораль вроде бы простая: вот оно, истинное поведение христианина по отношению к власти, образец православной этики (недаром Русской православной церковью митрополит Филипп прославлен как святитель Филипп Московский)…
Но на самом-то деле еще неизвестно, кто больше христианин и кто более истово верует — гуманист Филипп или злодей Иван Грозный. Парадокс к том, что и тот и другой ничуть не уклоняются ни от религиозных канонов, ни от православной морали. Но если Филипп руководствуется одной частью вероучения — в основном из Евангелия (о смирении, всепрощении и т. п. сентенциях в духе «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф. 5:39), то царь обращен к другой, не менее канонической его части — Апокалипсису: «и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными"…
Ну и кто же тут более прав с православной точки зрения — исцеляющий слепых и убогих Филипп или подавляющий бунт черни, казнящий врагов своих зверями земными (свирепыми медведями) и собирающий царство в кулак Иван Грозный? Вспомним, ведь к этому времени он уже и Казань взял, и Астрахань покорил, и непокорных новгородцев усмирил… Так что с точки зрения государственной Иван-то, пожалуй, будет покруче и поправеднее…
Сергей ПОНОМАРЕВ
http://kp.ru/daily/24 397.4/573 771/