АиФ Северный Кавказ | Елена Панкова | 20.11.2009 |
По выбору родителей ребенок может изучать одно из 6 направлений: основы православной, исламской, иудейской культур, мировых религиозных культур и основы светской этики.
Таким образом, наш край вошел в число 18 регионов страны, выбравших дополнительный предмет. Оценки детям ставить не будут, однако посещение строго обязательно.
Как быть «белой вороне»
С выбором родители уже определились. Любопытно, что больше половины мам и пап религиозным знаниям предпочли основы светской этики. О чем это свидетельствует? Не о том ли, что родители скептически смотрят на саму идею преподавания сложных духовных дисциплин в стенах школы? Ведь доносить их до ребят будут не священники, а учителя-историки, которые пройдут специальную подготовку.
А если эти педагоги в прошлом были оголтелыми атеистами, а теперь вынуждены «перекраситься»? Очевидно, эти вопросы пришли в голову не одному родителю.
— Учителя, преподающие основы православной культуры, должны быть верующими людьми, — таково мнение архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана, высказанное им на встрече педагогов со священнослужителями, специально посвященной внедрению эксперимента.
С этим утверждением не согласен ректор Ставропольского госуниверситета Владимир Шаповалов:
— Вероятнее всего, один учитель будет преподавать сразу несколько дисциплин: основы православной, исламской и иудейской культур. При этом относит себя он, естественно, к определенной конфессии. Важнее в этом случае высокая культура учителя.
Итак, эксперимент по духовно-нравственному воспитанию скоро стартует. Отношение к нему диаметрально противоположное: от восторга до полного неприятия.
Поспорить есть с чем. В частности, с постулатом директора ставропольской школы, которая с воодушевлением сообщила о том, что в начальных классах все 100% родителей согласились на факультатив по православию. Это заявление вызвало некоторое недоумение у архиепископа Феофана. Не получилось ли так, что кто-то из родителей, «подписавшись» на факультатив, попросту не захотел, чтобы его ребенок выглядел «белой вороной»? И не есть ли это первый шаг к воспитанию в детях лицемерия?
Чем помочь семье?
И еще вот о чем подумалось. Идея духовно-нравственного воспитания, безусловно, позитивна. Вот только выглядит ее реализация какой-то половинчатой. Как бы ни были профессиональны и высокодуховны педагоги, заменить семейное воспитание они все равно не смогут. А ведь начинать-то, наверное, нужно все-таки с родителей. Увы, прошлый, 2008-й, громко объявленный Годом семьи, мало что дал. По-прежнему многие мамы и папы не имеют возможности полноценно наполнить досуг своих детей бесплатными кружками и секциями, по-прежнему телевидение перенасыщено агрессивными программами, которые духовности ребят никак не способствуют. Но главное — многие мамы и папы элементарно не имеют времени на отпрысков, поскольку вынуждены работать дни напролет…