Православие.Ru | Архимандрит Иустин (Пырву) | 20.11.2009 |
Отец Иустин (Пырву) |
— Церковь в наши дни сотрясают различные нестроения. Как к ним следует относиться?
— Те люди, которые свидетельствуют об истине в защиту веры, подобны апологетам прошлых времен. Это доказательство смелости и самопожертвования тех, кто свидетельствует. Потому что в наше время, когда истину все время норовят скрыть с помощью различных ухищрений, риск весьма велик: можно потерять работу, оказаться выброшенным на улицу, попасть в тюрьму, быть расстриженным…
— Речь, возможно, идет о героизме особого рода?
— Это совсем не героизм, а боязнь продать свою душу. Это обязанность. Не свидетельствовать — вот поступок особого рода: молчать гораздо тяжелей.
— А когда нужно промолчать?
— Когда для этого придет время. Должно знать, когда следует промолчать, а когда свидетельствовать. Но во многих случаях молчание есть сокрытие существующей реальности, измена истине. Мы знаем, что ученик святого Паисия промолчал в ответ на слова некоего иудея, хулившего его веру и называвшего ее неправой. А потом, когда он вернулся в монастырь, то святой не признал его своим учеником, видя, что благодать крещения покинула того: он согласился (с иудеем) и отпал от Божией благодати.
Не имеет оправдания позиция стороннего наблюдателя. Такое случается, когда ты находишься в незавидном положении, когда не на кого опереться. Но если ты имеешь достаточно сильную поддержку, у тебя появляется дерзновение свидетельствовать, идти безбоязненно вперед; это подобно тому, как ощущает себя ребенок, чувствующий рядом присутствие отца. Но разве нас не поддерживают Христос и его святые и истина, которая налагает на нас обязанности? Вера наша не пустяк, святые отцы свидетельствовали о ней своей жизнью, своим словом и даже собственной смертью. Мы стоим на непоколебимом основании, которого другие не имеют. Наша Православная Церковь не изобретение человеческое, она пребывает вовек; Церковь не земное учреждение, а Божественное. Нам необходимо следовать путем святых отцов. Они ко всему относились с вниманием, а когда речь шла о ереси, они ее порицали, обращаясь с наставлениями и поучением к людям.
— Но то были святые. Мы, будучи грешными, можем ли свидетельствовать так же, как и они?
— Конечно, можем. В любое время мы можем так поступать. Божественная благодать действует постоянно, ведь благодать всегда одна и та же, вчера, ныне и во веки. Мы существа недостойные и становимся еще более недостойными, если пребываем теплохладными — когда мы ни холодны, ни горячи.
— Кто имеет право свидетельствовать?
— Тот, кто имеет убеждения, тот о них и свидетельствует. Любой человек. Но не стоит заниматься теми вопросами, в которых не разбираемся, но только тем, что нам хорошо известно и что мы готовы хранить и защищать. Если хочешь заняться апологией более серьезно, нужно иметь духовное знание, особый дар от Бога заниматься этим, как-то было у святых отцов. Если этого нет, то нужно обладать обширными познаниями, которые находятся в согласии с учением святых отцов Церкви.
— Насколько оправдано вмешательство в дела других вер, других Церквей?
— Православная Церковь вечна присутствием Господа Иисуса Христа, она непреходяща, ей нет необходимости ни во что вмешиваться. Она сближается с другими, но не вмешивается. Даже не может быть зависима.
Ко мне приходит много людей с вопросом, как им поступить: посещать или нет те церкви, где проводились экуменические службы? Я сказал им, что если они видят, как те и другие совместно причащаются, то больше пусть там не остаются. Мы следуем с благоговением словам святых отцов, которые запрещают находиться под одной крышей с еретиками. Ведь каноны запрещают находиться за трапезой даже с невенчанными христианами, не то что с еретиками! В данном случае это уже не Церковь.
Впрочем, согласно пророчествам, все церковные организации падут страшно и сразу, даже сама Церковь как земное учреждение. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит об этом.
Церковь падет, восприняв гуманизм. Гуманизм — это поклонение идолам; опять же догмат о папской непогрешимости — это одна из сторон гуманизма; по словам святого Иустина (Поповича), это возрождение идолопоклонства.
И коммунистической партии поклонялись, почитали ее как идола. А тех, которые хотя и молчали, но приняли коммунистическую идеологию, пускай даже и по принуждению, тех тоже можно считать идолопоклонниками.
— Эти опасности не всегда понимают люди, поскольку ими легко манипулируют средства массовой информации. Как можно их пробудить?
— От незнания пасомые не имеют понятия, кого славить. Очень трудно убедить большое число людей, когда все превозносят одно и тоже. Что скажешь бедному человеку? Он поступает так со времен античности, когда обрекли на смерть одного философа. Людям тогда были розданы черепки, на которых они должны были начертать свое решение. Одна старуха написала, что философа следует убить. Кто-то спросил ее: «Знаешь ли ты его?» Та отвечала, что не знает. «Так как же ты могла осудить его?» — спросили ее. И старуха произнесла в ответ: «Если все так поступили, то и я следую за всеми».
— Если ты не живешь по православной вере, какую силу может иметь твое свидетельство?
— Если ты не живешь согласно православным канонам, не дерзай ничего говорить. Но если ты хотя бы немного веришь и боишься потерять правую веру, то тебе даст Господь и силу, и разумение свидетельствовать, и смелость, и жертвенный дух. Самое важное — быть именно там — на тесном узком пути. Как вы полагаете, христианин — это обязательно тот, кто строит церкви, и вычитывает акафисты, и верит, что делает все с превеликим послушанием, но при этом не знает об основных истинах Церкви? Послушание ведет к спасению. Значит, когда твой путь спасения в опасности, ты уже не в послушании.
— А каким образом это можно понять?
— Очень просто. Когда ты поживешь как должно совсем немного, Господь тебе откроет многое. Нужно исполнять свой долг христианина, и Он даст тебе разумение, с помощью которого ты преодолеешь все препятствия.
— Но если истину отстаивают со злобной яростью?
— Это зависит от многих обстоятельств. Откуда известно, что защитник Православия в своих действиях одержим злобным чувством? Как же не гневаться на грех и еретиков?! Я имею на это полное право. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что свята та рука, которая ударила еретика. Не могу сказать, что тот, кто констатирует и анализирует факт, делает это непременно страстно. Может быть и такое, но не всегда.
Есть еще место и для жертвы. Потому что я иду на нее не для того, чтобы добиться или каких-то прав для себя, или материального достатка, но лишь для того, чтобы уверовать. Тогда не время раздумывать. Тогда, когда отнимают мой дом, мне надо сказать: «Да будет благословенно имя Божие!» Ведь что сделал Иов, когда враг захотел посягнуть на его душу? Он не предал ее, нет.
Не заботьтесь слишком о теле, душу, прежде всего, надо хранить. Потому что если мы теряем правую веру, это значит, что мы теряем душу. Как сделать так, чтобы не продать ее? Пребудем православными.
— А как быть, если речь идет о подчинении нынешним властям?
— Мы подчиняемся в том, что не противоречит заповедям Божиим. Я подчинюсь пастырю, который входит и выходит через дверь. Но того, кто входит как тать неизвестно откуда, пускай и через алтарь, или через корчму, наркотики, гомосексуализм и прочие беззакония, того я не желаю слушать. Ведь на нас лежит ответственность, а мы что делаем?
— Ну, а если вас лишат сана?
— Лишение священнического сана — дело человеческое. Но вспомним святых, претерпевших гонения и всяческие притеснения, которых мы, вероятнее всего, недостойны? Не случилось ли подобное и со святителем Иоанном Златоустом? Но он не отступил. Это нисколько не помешало ему и в дальнейшем свидетельствовать об истине.
— Достойно быть гонимым?
— Конечно, достойно, ведь это значит, что ты еще живешь. Если бы мученики не пролили свою кровь во свидетельство правой веры перед лицом гонителей Церкви, то мы бы не обладали тем наследием, которым ныне пользуемся.
— Какая самая большая проблема стоит перед Церковью сегодня?
— Самая большая опасность состоит в том, что мы по прошествии 2000 лет подкапываем основание свято алтаря, служа неправде. Зло в нас самих.
Беседу со старцем Иустином (Пырву)
перевел с румынского Владимир Мухин
Glasul monahilor. 2005. N 4(18), aprilie.
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=459&did=2279