Новая газета | Светлана Башарова | 19.11.2009 |
Больше всего на свете героинь интересует мода. В игре Bratz Babyz — приключения из жизни маленьких Братц, которые «носили только самые модные памперсы, обожали ходить по магазинам и умели делать отличный макияж». Они должны найти в торговом центре похищенного щенка Стразика. В мультсериале, шедшем в 2006—2007 гг. на четырех российских каналах, подружки готовят «сенсационные» материалы для собственного модного журнала. Издание «Братц» существует и в реальности. Заголовки детского Cosmopolitan: «Играем в моду», «Самые стильные штучки весны», «Драгоценные камни», «Как выбрать идеальный аромат». По словам продавца киоска с прессой, эти темы интересуют девочек с 5 лет. Есть еще одежда, косметика, мобильные телефоны, плееры, диски с поп-музыкой под маркой Bratz, снят художественный фильм с таким названием… Бренд активно продвигается.
— Мальчики сходят с ума по Человеку-пауку, — говорит воспитательница Нина Бахметова. — Приходят в масках, копируют жесты: в группе набирается до пяти Человеков-пауков.
О том, что подобные персонажи, положительные в контексте мультфильма/фильма/компьютерной игры, но постоянно решающие конфликты силой, служат детям не лучшим примером для подражания, психологи предупреждают уже много лет. Человек-паук пока сильнее психологов. Возможно, и характер Артема сложился не без его участия. Артем во многом молодец: любит заниматься зарядкой, хорошо читает, на подготовительных занятиях получает пятерки. Есть у него еще один повод для гордости.
— Я в саду дерусь. Получает тот, кто меня разозлит.
— А что нужно сделать, чтобы тебя разозлить?
— Я с Никитой часто дерусь, он меня дразнит.
— А если у тебя плохое настроение, потому что ты, скажем, не выспался?
— Если я не выспался — вообще ему голову снесу.
Рядом сидит ничуть не испугавшийся Никита — мальчик, кажется, добродушный и спокойный. Спрашиваю его:
— Ты пытаешься заговорить с Артемом, когда он начинает задираться?
— Я его не дразню. Я всегда стараюсь ему объяснить, но он не слушает.
«Я превращаюсь в Черную смерть»
Убежденных драчунов в саду немало. «В каждой группе, в том числе и в младшей, есть ребенок, который обижает других и не понимает, что причиняет боль, — говорит психолог 925-го сада Алиса Зголая. — Одна из главных причин — просмотр неподходящей для детской психики продукции. Приведу пример. Спрашиваю у мальчика трех с половиной лет:
— Ты видел когда-нибудь, чтобы взрослые дрались?
— Да! — отвечает. — Вчера в фильме один герой другому врезал, и он отлетел.
— Ведь ему было больно.
— Нет, — говорит уверенно. — Ему не больно.
В детский сад нельзя приносить PSP, Gameboy и другие электронные устройства. Но дети играют в компьютерные игры, обходясь без техники. Все два часа, что я провела в первой группе, Илья и Дима просидели в сторонке, увлеченные каким-то интереснейшим занятием. Я села рядом. Деревянные брусочки — джойстики. Мальчики держат их в руках и покручивают вправо-влево. Поставленная на бок коробка — монитор. Звуковой ряд к игре:
— Знаешь, какую игру я включил? Бэтман. Большая драка. Один парень кому-то дал по башке… У него из живота иглы торчат, в них яд. Я сегодня такого в мультике видел. Здесь надо бежать, за тобой гонится толстяк. Я оказался в подводной лодке. Я очнулся: ой, моя башка… Где цель? Колодец, мы в него упали. Все, я подох. Человек-паук включается. Здесь можно на всех уровнях, я выбираю первый… Врагов тут нет — я сам превращаюсь в Черную смерть. Я еле-еле тебя замочил.
Спрашиваю Илью:
— Что ты будешь делать, когда придешь домой?
— Включу компьютер.
— И когда выключишь?
— Когда спать лягу.
— А чем ты занимаешься в выходные?
— Иногда езжу к дедушке. Там у меня приставка…
Дима и Илья предпочитают мультфильмы, в которых есть «драчки». Главных героев они любят за то, что те сражаются против зла.
— А вы сами деретесь? — спрашиваю. Оказывается, у обоих дома есть боксерская груша. У Ильи — в виде человека.
Крутые бобры
Мультяшные герои мальчиков — Человек-паук и черепашки-ниндзя. Они сражаются с преступниками и монстрами. Выбор девочек (почти всех) — «Клуб Винкс», где красивые добрые волшебницы и волшебники борются с силами зла с помощью магии и оружия. Из 18 названных детьми любимых мультиков только 5 — российские и 1 — советский. Воспитатели говорят, что зарубежные мультфильмы завоевали детскую аудиторию в 90-х, когда появились на ТВ. Сегодня на российском телевидении их в четыре раза больше, чем отечественных. Львиная доля — сериалы по 60−100 серий.
«Современный детский мир — прежде всего виртуальное пространство, — говорит Ольга Перегинец. — С четырех лет дети общаются преимущественно с компьютером. Даже вместе они собираются чаще всего за монитором, а играя в обычные игры, используют сюжеты из виртуального мира. Компьютеризированные дети плохо умеют общаться. Это острейшая проблема в начальной школе, особенно для мальчиков: девочки проще выражают эмоции, им легче понять друг друга. Раньше дети большую часть свободного времени проводили во дворе. Салки, вышибалы, казаки-разбойники, другие совместные игры учили взаимодействию. Компьютер — пусть в компании — справляется с этой задачей гораздо хуже. Испытывая трудности в реальности, дети еще охотнее уходят в виртуальный мир, где проблемы решаются просто: надоело — выключил». По словам специалистов, компьютерная зависимость может появиться еще в детском саду.
Адаптироваться в обществе очень трудно детям, которым мультфильмами, фильмами, электронными играми навязан агрессивный стиль общения, считает Ольга Перегинец. Для взрослого компьютерные стрелялки — это, допустим, способ выплеснуть негативные эмоции. Дети устроены по-другому: они усваивают те способы взаимодействия с окружающими, которые видят на экране. «Черепашки-ниндзя» и «Крутые бобры» не учат детей решать конфликты мирным путем, принимать окружающих такими, какие они есть.
Родителям некогда
Воспитательница Нина Бахметова говорит о дефиците общения:
— В профессии я 17 лет. Дети из моих последних групп гораздо хуже умеют договариваться. Если не понравилось поведение товарища, реагируют не словом, а действием: отталкивают, отбирают, пинают. С детьми стали меньше общаться родители. Я нередко наблюдаю, как они не ведут — тащат малышей в сад. У них нет времени успокоить ребенка: закинули и убежали. Некоторые просили меня: «Ничего не могу с ним поделать, успокойте, пожалуйста». Изменились и сами родители. Я не помню, чтобы раньше были такие — с каменными лицами.
…Прощаюсь с моими маленькими собеседниками. Конец прогулки: воспитательница собирает разбежавшихся по площадке. Организовать из неугомонной компании колонну по двое непросто. Наконец идут в группу — шумные, непосредственные, смешливые. Привычная картинка: так было и 10, и 20, и сколько угодно лет назад.