Русская линия
Одна Родина Геннадий Сысоев19.11.2009 

Мазепа не червонец, чтобы всем нравиться

Нынешний год 300-летия Полтавской битвы стал годом, когда имя Мазепы упоминалось едва ли не чаще, чем имена современных политиков. И одновременно годом, когда молодые люди в Одессе начали портить купюры. Вскоре это распространилось по всей Украине, исключая Галицию: на лбу изображенного на 10 гривнах Мазепы стали писать: «Предатель», «Иуда» или свой оценивающий евроинтеграционную деятельность гетьмана вариант.

Мазепа, конечно, не червонец, чтобы всем нравиться. Оранжевая власть Мазепу любит, а простой народ не очень. Большинство относится к нему с презрением, и уж если не как к предателю, то как к неудачнику, имевшему многое и потерявшему все в результате своих бестолковых политических метаний.

Старики отказываются ходить в церковь по улице, которую занесенная в Киев из космоса городская власть обозвала улицей имени Мазепы, а молодежь… Акция с червонцами, проходившая по инициативе одесской молодежной организации «Дозор», — еще из наиболее лояльных к гетьману-лузеру.

И удивительно (на первый взгляд) — оранжевая власть и ее пропагандисты не устают повторять, что образ блудливого гетьмана был «спотворэный радянською пропагандою». Но чем дальше от советских времен, тем меньше шарма остается у Ивана Степановича. В начале 90-х мало кто на Украине выступал против обеления его образа. А общество как будто молчаливо соглашалось с ревизией этого эпизода нашей истории, благодаря чему портрет Мазепы и появился на украинском червонце. Не то сейчас…

Потому что чем больше мы узнаем не «разоблачений», а исторических документов, тем менее приглядным выглядит портрет.

Жизнь нашего героя почти сплошь состоит из ярких эпизодов, о каждом из которых следует долго рассказывать и объяснять, почему это НЕ измена.

Началось, как свойственно юным, с измены любовной. Легенда, из которой имя Мазепы в основном и известно в мире за пределами Руси, гласит, что, будучи на службе при дворе польского короля, Мазепа крутил любовь с некоей пани Фальбовской. Однажды муж подкараулил любовников. Истории неизвестно, что сделал он с изменницей, а Мазепу приказал своим холопам высечь, привязать голым к спине лошади — лицом к хвосту, а лошадь стегать — до тех пор, пока она не понесет. Лошадь помчалась, не разбирая дороги, и таким способом, гласит легенда, Мазепа и прибыл из Варшавы на Украину, после чего началась его политическая карьера.

Легенда эта после выхода двухтомной «Истории Российской империи при Петре Великом» Вольтера стала известна в Европе и послужила сюжетом для многих творцов в самых различных видах искусств, художественных и прикладных. На одном полюсе поэма Байрона, на другом — особенный крем для интимных мест с экзотическим для цивилизованных европейцев именем Mazeppa', с ударением на последнем слоге…

Жизнеописание нашего героя в молодости смутно — современники, естественно, тогда не могли знать, что он впишет свое имя в историю. То ли на хвосте взмыленной лошади, то ли с поручением польского короля (свидетельства неоднозначны), но молодой Мазепа оказывается на Украине и… вскоре появляется на службе у врага своего прежнего господина, польского короля, у гетьмана Дорошенко, который служил Османской империи и воевал и с Польшей, и с Россией. Этот факт биографии апологеты Мазепы стараются пробежать вскользь, никак не комментируя, предательство это или нет…

Дорошенко служил султану верой и правдой, разорял православный народ и отгонял его в басурманскую неволю. Молодому надворному ротмистру, а впоследствии писарю не удается в этот период проявить свою любовь к Украине и ее угоняемому на невольничьи рынки народу. Наоборот, он сам отгоняет «маленьких украинцив» в рабство в Крым и на этом пути попадается кошевому атаману Запорожской Сечи Ивану Сирко.

Сирко тоже служил многим и разным сюзеренам, но в одном оставался неизменным: про него народ говорил, что он родился с зубами, чтобы грызть врагов православной веры. Разумеется, с точки зрения кошевого, Мазепа, добровольно ведший единоверцев в басурманскую неволю, был форменным Иудой, причем пойманным на горячем. И ждала бы Ивана Степановича смерть лютая, но ему опять каким-то чудом удалось вывернуться.

Легче всего предположить, что он просто сдал своего господина — Дорошенко — и выдал его планы. За это, конечно, испокон веков, от знаменитых тридцати сребреников, полагается награда. Мы ничего такого предполагать не будем, посчитаем, что спасло Мазепу чудо: вместо того, чтобы наказать, Сирко его возвысил, отправил с важным поручением к гетьману Левобережной Украины Ивану Самойловичу.

Самойлович, непримиримый враг Дорошенко, тоже возвысил бывшего слугу своего врага. Опять-таки не будем вдаваться, за какие заслуги. Себе на беду, как известно, Мазепа предал Самойловича, как перед тем польского короля и гетьмана Правобережной Украины. Он присягал правительнице Софье, посылал подарки и низко льстил ее фавориту князю Голицину, а затем передавал их планы, замыслы и разговоры Петру, как впоследствии выдавал замыслы Петра его врагам, шведам и польским магнатам.

Одного только Мазепе не удалось проявить за всю свою жизнь — стремления к созданию независимого украинского государства. Просто потому, что в то время человек с происхождением Мазепы не мог претендовать на статус суверена — только вассала, что он, всю жизнь скакавший из одной зависимости в другую, понимал лучше многих. А ему нужно было гетьманство, графство, княжество — что угодно, но своё. Потому сегодняшним украинским фальсификаторам истории приходится придумывать «дэржавотворчи прагнэння» Мазепы за него…

Из всего сказанного следует четкий вывод: на Украине нужен памятник Мазепе. И лучше всего для этого подойдет композиция с картины Жана-Луи-Теодора Жерико. На ней изображен могучий конь, к спине которого привязан обнаженный молодец. Картина называется «Смерть Мазепы». Знавший нашего героя лишь по произведениям Вольтера и его европейских последователей простодушный французский живописец наивно полагал, что Мазепа умер молодым, после своего неудачного любовного приключения.

Однако в веках наивность живописца обернулась прозорливостью. Мазепа прожил долгую жизнь, строил храмы и растлевал девиц, кормясь из рук русского царя стал богатейшим крепостником не только Украины, но и России, мечтал о княжестве, которое дарует ему шведский или польский король, и умер бездомным на чужбине… Но для честной жизни Мазепа умер уже тогда, когда его, голого, привязывали к спине панской кобылы.

http://odnarodyna.ru/articles/4/937.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика