Русская линия
Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне Дарья Матвеенко19.11.2009 

Стиль наследования культуры на примере бытия Великой княгини Елизаветы Фёдоровны

Приумножение культурного опыта на основе личностного благоустремления воплощается в синтезе традиций и их преломлении в христианском свете, их преображении, которое в полной мере способен осуществить лишь святой человек. Это обусловлено вневременным подходом к культуре, когда её высшие проявления становятся насущным хлебом, насущной истиной, когда исключается множество ложных ориентиров и возделывается единое культурное поле.

Именно личность объемлет культуру, вот почему особенно важно обратиться к тем механизмам наследования культуры, которые выбрала для себя Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Наследуя русскую культуру благодарственно, она выражала это и в особом отношении к святыням, к пониманию которых её приблизила русская церковная музыка, и к своим духовным учителям, утвердившим её переход от облика к лику. Глагол русской поэзии, которую так полюбила Великая княгиня, стал в её устах утешением. Записанные ею стихотворения Лермонтова, Пушкина, Фета, свидетельствуют о её душевном созерцании «золотого века» русской культуры. Великая княгиня совершила подвиг наследования, когда главный пласт культуры — религиозный — она осваивала жертвенно. Это был стиль укрепления оснований культуры, их утверждение. Особенность этого наследования и в том, что оно не было результатом мучительных религиозных исканий, а являлось абсолютным приятием данного культурного бытия. Святые прообразы Елизаветы Фёдоровны в определенной мере предопределили её путь, подготовили принципиально новое видение возрождения истоков нашей культуры. Промыслительно, что это сделала именно святая княгиня, проникшись отеческой исконностью более тех людей, кто жил в России с рождения. Пространство домового православного храма — то пространство, которым дышала Елизавета Фёдоровна. Эстетика повседневного бытия была тесно переплетена с вспомоществованием, Великая княгиня создавала нетварную красоту вокруг людей разных поколений и разных устремлений. Отношение Великой княгини к культуре — это и отношение к человеческому труду, которому её чуткое сердце часто указывало верное направление.

Важно отметить, что это была переходная эпоха, когда-то, что привлекало Великую княгиню, порой отторгалось другими. На фоне своего рода исторического распутья вопрос о сохранении родного наследия сквозь личностную культуру стоит особенно остро.

Марфа и Мария — это и путь культуры, который видела Великая княгиня. Это сочетание созерцания, следования образцам и созидания этих образцов, что явила собой Елизавета Фёдоровна. Ей была близка монастырская культура безмолвия, где следование высшему идеалу особенно сближает Творца Небесного и творца земного. Со-делание, то, к чему Елизавета Фёдоровна побуждала окружавших её людей, было непременным условием создания культурной целостности. Удивительное сочетание традиций и новых начинаний было одной из особенностей наследования культуры Великой княгиней.

Елизавете Фёдоровне было важно, чтобы различные социальные роли возвышали человека. Консолидация людей, близких жизнетворчеству Великой княгини была своеобразным центром культурного тяготения, центром благотворения, покровительствовавшим искусству, способствовавшим тому, чтобы человеческий талант переходил в высокотворческое служение ближнему. В этом заключается одна из сторон святого благотворения Елизаветы Фёдоровны. Ей хотелось создать тот круг общения, который не был бы замкнут, а был бы обращен к каждому живущему, нуждающемуся в физическом, душевном и духовном просветлении. В этом смысле, наиболее близко это воплотилось в спасительном сестринском начале, дарующем будущее.

Елизавету Фёдоровну беспокоила проблема социально-культурной жизни молодежи, социальная психология молодых людей, то, насколько молодые люди были вовлечены в общекультурный процесс. Она заботилась о создании социально благоприятных условий для творческого саморазвития. Это проявлялось и в том, что призреваемые дети покровительствуемых Ею учреждений находились под светлым воспитательным началом попечителей и учителей. Иерархия культурных компонентов предполагает возможное создание качественно нового целого, когда личностная культура становится объектом наследования, как это видно на примере Великой княгини. Её деятельность была собирательным началом, передача социокультурного опыта осуществлялась непосредственно в современности, это был творческий акт со-наследования. Зрелый стиль наследования предполагает некое равновесие между влиянием традиций на личность и влияния личности на традиции. Великая княгиня побуждала к хранению исконности, обращая к святыням молодых людей. Стиль Великой княгини сформировался ещё в детстве под влиянием традиций милосердия. Это в дальнейшем находит своё продолжение в том, что Елизавета Фёдоровна оказывала влияние на людей на всех жизненных этапах. Здесь важно сказать, что влияние на формирование культуросозидающей направленности распространилось гораздо шире определенного исторического отрезка, Великая княгиня находит последователей в современности.

Елизавета Фёдоровна способствовала воплощению заповедей в жизни человека, раскрытию таланта, особенно показателен пример молодых людей, находящихся под её покровительством, пытающихся привнести в культурное пространство индивидуальное, благодарное начало.

Мы можем выделить эстетико-предметный мир культуры как повседневное сопровождение деятельности. Пересечение повседневной и молитвенной культуры — феномен бытия, в котором нам особенно дорог каждый поступок Елизаветы Фёдоровны, её творческо-поведенческие мотивы.

Сестры милосердия вносят вклад в основание культурного опыта, даруя веру вместо утопии. Утверждается преемственность культуры в свете милосердия, преемственность сестринского начала, идеал жертвенной красоты.

Перед нами стоит вопрос о том, как мы наследуем подвиг Елизаветы Фёдоровны. Стиль наследования — это стиль распространения; должно быть своего рода миссионерство в культуре, т. е. проповедь собственным бытием. Являя собой святую преемственность, Великая княгиня способствовала сохранению её в культуре.



Список использованной литературы:

1. Кучмаева И.К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. М.: Государственная академия славянской

культуры, 2006.

2. Кучмаева И.К. Когда жизнь истинствует…Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны.-М.: Издательство «Индрик», 2008.

http://www.ioannp.ru/publications/457 732


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика