Русская линия
Православная книга РоссииСвященник Константин Пархоменко18.11.2009 

«Цензура нужна. Так много людей некомпетентных, прельщенных. Как же можно всем давать одинаковое право голоса?»

Священник Константин Пархоменко — клирик Собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Имеет послушание работать на епархиальной радиостанции «Град Петров» и радиостанции «Благодатная Мария», возглавляет приходскую Воскресную школу для взрослых и школу для детей, преподает в Православном Общедоступном Университете. В 2007 году назначен руководителем сектора по работе с семьей (Отдел по Социальному служению Санкт-Петербургской епархии).

Отец Константин — автор книг и статей, знакомящих читателя с основами православной веры. В их числе — «Жизнь, написанная от руки», «Православие в деталях», «Знакомьтесь: Православие», «Зачем нам нужна Церковь» и многие другие.

Начало интервью

— Отец Константин, как Вы считаете, нужна ли цензура в православном книгоиздании? Почему?

— Цензура обязательно нужна. Так много людей глупых, некомпетентных, прельщенных… Как же можно всем им давать одинаковое право голоса?..

Возьмем для примера интернет. Тут (на форумах) имеет право высказаться каждый. А теперь скажите: из всей этой массы комментариев разных людей сколько мы найдем подлинно ценного, православно-аутентичного, хотя бы просто мудрого? Боюсь, крупицы.

Вот так и в литературе. Если позволить бесконтрольно издавать любую литературу, то книжный рынок наводнят житийные апокрифы, какая-то макулатура. Если в отношении светского «чтива» мы понимаем, что это, может быть, умственно вредно, но не катастрофично, то тут в опасности бессмертная душа читателя. Начитается человек псевдоблагочестивых апокрифов, в стиле книги «Старец Иероним» (автор-составитель А.Е. Жоголев), и его душа пойдет по неправильному духовному пути.

Цензор XIX века, профессор Московской Духовной Академии П.С. Казанский, писал, что такая проблема была и в его время: «Чаще издаются повести, полные самых странных чудес, одним словом, духовные романы о мытарствах, жития Андрея Юродивого, Иоанна Новгородского и т. п. Все эти сочинения представляются большей частью безграмотными. Сколько приходилось исправлять или останавливать книжек, направленных к распространению суеверных понятий в народе… Ругатели духовной цензуры знают ли эту неустанную службу цензуры духовному образованию народа?» (Переписка проф. МДА П. С. Казанского с А.Н. Бахметовой. Письмо от 8.2. 1868 //У Троицы в Академии. 1814−1915. М., 1914, С. 525).

Даже в XIX веке, когда люди в массе своей были религиозно грамотны, была опасность наводнить книжный рынок подделками, что уж говорить про нынешнее время, когда люди и книгоиздатели не разбираются в богословии.

Некоторое время назад ко мне в храм пришел поговорить человек. В конце 1980-х — начале 1990-х это был директор крупного издательства. Тогда он увлекся верой, потом охладел, сейчас с трудом возвращается к Церкви. И вот этот человек рассказал, как их издательство «открыло» читателю иеросхимонаха Серафима (Роуза). Сегодня это имя не столь популярно, но в свое время его книги наводнили православные книжные лавки. Отец Серафим, человек искренний, но неофит, человек, неглубоко знакомый с православным богословием, писал книги жесткие, бескомпромиссные, строгие. Многим казалось, что, раз они строгие и непримиримые к любому инакомыслию, это и есть истинное православие. Но это была отнюдь не православная литература. Может быть, православная, но не кристально православная.

Люди, говоря светским языком «раскрутившие» имя отца Серафима, хорошо на этом заработали, но им было все равно, что издавать. Потом они стали издавать книги об экстрасенсах, НЛО и т. д.

Вопрос не в том, что я как пастырь должен сказать кающемуся издателю, который вернулся, наконец, к Православию. А в том, что все эти книги сформировали у многих людей базисные представления о православной вере… И эти представления отнюдь не безупречны.

Как я вижу православную цензуру? В каждой епархии — человек 10−20 авторитетных богословов, пастырей, наделенных от епархиального епископа полномочиями допускать книгу к изданию и ставить на нее гриф: «Издано по благословению Высокопреосвященнейшего…», или с иным благословением.

Естественно, что владыка физически не может просматривать книги, чтобы давать свое благословение на их издание. Но создать комиссию авторитетных и известных людей, каждому из которых могут поручаться книги на рассмотрение, вполне реально. Собственно, так это было до революции.

— Псевдоправославная литература, фальсификации благословений, мимикрия под православную литературу: встречались с таким явлением? Как с этим бороться?

— Каждый из затронутых вопросов обширен и важен. На лотках книжных магазинов немало книг, которые никак нельзя назвать православными. Почему?

Обман

Есть издатели, которые «честно обманывают» читателя. Например, находят пишущую женщину, которая стряпает книги под общим названием: «Православный лечебник». И запускается серия: «Лечение свечой»; «Лечение через святых»; «Лечение мощами» и т. д. Или серия: «Великие святые». То есть это книги в ярких обложках, с обязательной навязчивой и аляповатой православной атрибутикой. Материал собран из интернета, плюс какие-то безумные мнения самого «автора». Однажды в Петербурге я на лотке увидел из подобной серии книгу про блаженную Ксению. Мне стало интересно, что авторы (а часто автор скрывается под псевдонимом, так что бесполезно искать виноватого, свое имя он не «засветил») написали. Три четверти книги были случаи, беспорядочно собранные из интернета. А далее пошли глупости про контакт с космосом, про экстрасенсорные возможности святой Ксении и прочая ерунда.

Такие книги продаются в метро, на лотках, в книжных магазинах… Их легко узнать по китчевой обложке.

На кого это рассчитано? На обывателя, который интересуется верой, но в вере ему интересен, прежде всего, практический смысл: как исцелиться, как заручиться помощью Ангелов Хранителей и так далее. Подлинная вера, вера как труд по преображению души такому читателю не нужна.

Благочестивая мистификация

«Да не будет мне лгать на святого». Это выражение принадлежит святителю Димитрию Ростовскому. Великий пастырь, как известно, трудом своей жизни сделал составление житий святых. И вот по ходу работы святитель Димитрий встречался с какими-то подробностями совершенно невероятного, легендарного характера. Как поступить с этим? Проверить. А если никак не проверить? Опустить или привести, но дать толкование?.. Святитель Димитрий испытывал много трудностей в своей работе, но девизу своему старался быть верным.

Эта проблема подкарауливает каждого, кто пишет о святых, подвижниках, чудесах. Сам я в своем дневнике постоянно колеблюсь, описывая тот иной рассказ прихожанина, воспоминание о подлинных словах которого притупилось. И всегда есть соблазн приукрасить в сторону большей чудесности. Но стараюсь, руководствуясь советом святителя Димитрия Ростовского, держаться золотого пути — честности. Если нет возможности привести подлинные слова, я воспроизвожу историю максимально, как могу, подлинно. Потом перечитываю. И смотрю: не погрешил ли в сторону большей чудесности? Если кажется, что приукрасил, переписываю, руководствуясь состоянием души, тем впечатлением, которое на меня произвел этот разговор, то или иное событие. То есть в каких-то словах я могу невольно соврать, но атмосфера, дух, состояние передаю точно.

Но я знаю людей, которые, видимо, вдохновляясь иезуитским лозунгом «цель оправдывает средства», сознательно «фабрикуют» чудеса.

Однажды я сидел на кухне протестантской радиостанции «Теос». Время моей передачи «Православная беседа» еще не настало. Эфир вел пастор какой-то протестантской конфессии. Я с другими пасторами пил чай и разговаривал на душеспасительные темы. А на кухне был радиоприемник, который транслировал передачи радио «Теос». Вдруг слышу, как пастор рассказывает о чуде, совершившемся в его общине, на собрании. Это было что-то невероятное, слепой человек прозрел. Пастор говорит: «Если вы, братья и сестры, можете вспомнить о чудесах, совершившихся на службах в нашей общине (предположительно назовем эту общину „Источник жизни“), то звоните нам». И тут шквал звонков и невероятные свидетельства о чудесах.

Я спрашиваю пасторов: «Это что, действительно, у них там происходит?..» Они смеются: «Да нет, это рекламная акция. У них в общине действует принцип: „для обращения в веру все хорошо“. Можно и приврать… Вот назначенные люди и звонят и придумывают…»

Расскажу про чудо, «созданное» православными писателями на моих собственных глазах.

Моя хиротония во священника состоялась в день весеннего Николы в 2000 году. После службы был крестный ход. Владыка митрополит освятил колокольню. В это время над колокольней стояло солнце (собственно, было около полудня). Мы все это солнце видели, оно было обычным.

Настоятель в поздравительном слове сказал, что владыка был как солнце для храма и вот солнце само пришло к нам и стояло над колокольней.

Владыка в ответном слове с добрым юмором сказал, что счастлив, что и солнце пришло к нам на праздник…

На обеде кто-то из батюшек идею поддержал и сказал, что солнце играло над колокольней.

Где-то через год я в православной газете прочитал, что вот, в такой-то день, солнце появилось над колокольней собора и необычно себя вело.

Через несколько лет в солидной книге о чудесах 21-го века (изданной, естественно по благословению) я читаю, что в день освящения колокольни N-ского собора (речь идет о том соборе и том дне, когда меня рукополагали) произошло небывалое чудо. Солнце появилось над колокольней, сияло необычными лучами, у него появилось даже что-то вроде короны. Это отметили все священники, об этом даже высказался митрополит.

Уверен, что, как в игре в «испорченный телефон», здесь нельзя и не нужно искать виноватых. Просто это иллюстрация к тому, что не все и сразу следует принимать. Особенно, если это идет вразрез с Преданием Православной Церкви.

Наглая мистификация

Если есть «благочестивая» мистификация, значит, есть и злая мистификация. Этим грешат светские СМИ. Им все равно, что пойдет в материал, лишь бы поскандальней и поострей. Задача: зацепить читателя. Ладно, когда это читаешь в рассчитанных на свою аудиторию «МК», или «КП», но ведь это попадает и в православные брошюры, книги.

Вот, например, «раскрутка» безвременно почившего отрока Вячеслава Крашенинникова в Челябинской епархии. Его мама, В.А. Крашенинникова, — автор книги воспоминаний, озаглавленной «Чудеса и предсказания отрока Славика». На сегодняшний день вышло 5 книг о «святом отроке Славике».

Священники городка, в котором жил отрок Вячеслав, говорят о том, что возникла даже секта «славиковцев», которая находится в оппозиции Московской Патриархии. Что это? Сумасшествие мамы, или коммерческий расчет? Кое-какие рассказы людей, знающих ситуацию, позволяют предположить, что второе.

То же, например, пишут про старца Николая Гурьянова. Вот, говорят, старец почитал Григория Распутина, икона которого была у него в келье.

В последнее время истерию определенных заинтересованных кругов погасили статьями на этот счет, но… кое-кто еще наживется на этих баснях. Но неужели можно так врать? — спросит иной благочестивый читатель.

То, что это басни, позволяет мне говорить хотя бы то, что я лично был четырежды у отца Николая Гурьянова. Дважды в келье, причем один раз долгое время. Мы сидели под иконами старца и говорили на разные темы. Я внимательно рассмотрел его иконы и иконочки. Никаких портретов Григория Распутина там не было — все православные святые. А потом я вижу в журналах фотографии этого же иконного угла, где закреплен портрет Григория Распутина. Я допускаю, что девяностолетний старец мог, по любви ко всякой твари, пришпилить эти карточки (я был в келье за несколько лет до смерти старца) в самые последние годы жизни, но ни о каком сознательном почитании Распутина речи не может быть.

Несомненно, что эти слухи распространяют люди, которые хотят сделать «свой бизнес» на имени старца Николая.

Осенью 2000 года я поехал на Залит с духовной дочерью, которая металась и говорила, что разобраться в ее судьбоносном вопросе ей может помочь лишь старец.

У домика дежурили нанятые молодцы из охраны. Оплачивали их монахини, которые якобы келейничали у отца Николая. К отцу Николаю нас не пустили. Предложили написать письмо, но было известно, что сами эти келейницы и отвечают на письма, не отдавая их о. Николаю.

Мы пошли в храм, и священник с грустью рассказал нам, как недавно сделал попытку причастить отца Николая. И эти монахини его не допустили. А когда он стал настаивать, просто спустили на него собак. «И как я со Святыми Дарами от собак убегал, вспоминать не хочется…»

При жизни отца Николая было очевидно, что какие-то люди взяли его «в оборот». Мы предполагали, что их задача — после смерти отца Николая использовать его имя в собственных целях. Открыть на острове своего рода паломнический центр, наживаться на имени старца.

Надо сказать, что благодаря четкой позиции архиепископа Псковского Евсевия это им не удалось, эти люди были изгнаны с острова.

Прелесть

Православный человек знает, что это славянское слово означает «обман». Чаще всего мы встречаемся с самообольщением, или прелестью, книгоиздателей, авторов. Они склонны свое мнение, свое видение считать подлинным, верным, даже если оно расходится с мнением Церкви. В статье отца Андрея Кураева «Проповедь о порче вместо проповеди о Христе, или второе пришествие апокрифов» приведено много примеров подобной прелести. Из авторов, пришедших на ум в первую очередь, вспомню Анну Ильинскую. В ее небезынтересных, кстати, книгах мы можем неожиданно встретить прямые ереси, крайне субъективные мнения и очевидные глупости (например, что души умерших христианских младенцев становятся Ангелами, а души некрещеных — бесами). Почему бы перед изданием книги просто не проконсультироваться с человеком, имеющим богословское образование?..

Вот вы в вопросе упомянули выражение «фальсификация благословений». Читателю будет трудно в это поверить, но есть издатели, которые с циничной улыбкой ставят на книги своего издательства благословения владыки, не имея это благословение. В Петербурге одно издательство до сих пор ставит благословение Санкт-Петербургского митрополита Иоанна, который почил в 1995 году. Я спросил недавно редактора, почему он это делает, а тот ответил: «Владыка Иоанн благословил нас и сказал, что нам доверяет. Вот мы и издаем книги под его благословением». То есть, по-видимому, доверие действует вечно.

Другой издатель просто аккуратно ставит благословение епископа на свои книги, но на самом деле его вообще никто не благословлял.

Всегда и всем говорю, что благословения благословениями, а лучше всего доверять именам авторов. Известны великолепные православные авторы, вот эту литературу и следует читать в первую очередь.

— Достаточно ли издается православной литературы? Какой литературы ощущается недостаток: святоотеческой, миссионерской, детской православной и т. д.

— Всей вышеперечисленной. Святые отцы Православной Церкви переведены на русский язык на 10%. Если несколько лет назад еще какая-то работа в этом направлении шла, то сегодня даже на православной книжной ярмарке новый перевод святого отца не встретишь. Может быть, в этом виноваты и мы, верующие. В некоторых православных книжных магазинах продаются книги святых отцов выпуска десятилетней давности при том, что тираж был несколько тысяч экземпляров. «Гомилии» святителя Григория Паламы, издания 1995 года тиражом в 5 тысяч экземпляров, до сих пор лежат во многих магазинах. То есть, за 15 лет не нашлось даже 5 тысяч православных россиян, которым было бы нужно купить книгу одного из самых великих отцов Церкви.

Что же делать? В этом отношении исключительно смелое и удачное решение предложило издательство «ДарЪ». Это выпуск антологии святых отцов по темам — симфонии. Берут святого отца и по алфавиту: Ангел, Антихрист и т. д. — делают из его сочинений выписки. Так, например, святого Иоанна Златоустого читать мало кто будет (все эти 15 толстенных томов, переведенных с отнюдь не легкого Златоустовского слога на дореволюционный). Ну, а святого Феодорита Кирского так точно читать не будут. А тут один большой том (или два), в который входят лучшие моменты из творений святого отца по темам. Это нужно любому христианину, и уж во всяком случае — священнику, который сможет по этим книгам прекрасно готовить проповеди и беседы.

Что касается миссионерской литературы, то тут тоже книг не так много, как требуется. Тут вне всякой конкуренции протодиакон Андрей Кураев, протоиерей Олег Стеняев и Александр Дворкин.

Ну, а насчет детской православной — так вообще пробел. Не назову никакого автора настоящей детской православной литературы. Для подростков еще подойдет Юлия Вознесенская, а для маленьких детей… Впрочем, есть хорошие образцы светской художественной литературы, в которой говорится о темах любви, порядочности, добра и проч., то есть о христианских вещах. Для всех детей всегда рекомендую Клайва Стейплза Льюиса «Хроники Нарнии». Это любимая книга наших детей и одна из моих любимейших.

Продолжение следует.

Беседовали Денисова Юлия и Моисеева Мария.

http://www.pravkniga.ru/intervews.html?id=1181


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика