Русская линия
Столетие.Ru Николай Пасхин17.11.2009 

Сербия прощается с Патриархом Павлом
Правительство страны объявило трехдневный траур по случаю кончины Патриарха Сербской православной церкви

В воскресенье в Белграде на 96-м году жизни скончался предстоятель Сербской православной церкви (СПЦ) Павел, в сербской транскрипции «Павле», самый старый из всех патриархов православных церквей в мире. Русская православная церковь выразила соболезнования по поводу кончины Патриарха Павла: «Смерть главы Сербской православной церкви — это огромная потеря для православного мира в целом».

Павел — в миру Гойко Стойчевич — стоял во главе СПЦ без малого двадцать лет, его интронизация состоялась в декабре 1990-го в кафедральном соборе Белграда. В последние два года 44-й Патриарх Сербской православной церкви серьезно болел и постоянно находился на лечении в клинике Военно-медицинской академии. В прошлом году он подал прошение о своей отставке, но Святой Архиерейский Собор отказал ему в этой просьбе — прежде всего, из-за внутрицерковных разногласий по кандидатуре его преемника.

Гойко Стойчевич родился в 1914-м в крестьянской семье в селе Кучанцы, расположенном на территории тогдашней Австро-Венгрии, а после распада империи — в Хорватии. Он рано остался без родителей: его отец уехал в Америку, где заболел туберкулезом и вернулся лишь для того, чтобы умереть на родине. Это случилось, когда Гойко было три года. Вскоре не стало и его матери, и воспитание мальчика взяла на себя его тетя. Понимая, что Гойко слаб здоровьем, она оградила его от крестьянских забот, дав ему тем самым возможность учиться.

В гимназии Гойко прослыл учеником, которому тяжело даются точные науки, а по богословию он имел стойкий «неуд». Впрочем, это не помешало ему в 22-летнем возрасте закончить духовную семинарию в Сараево, а затем поступить на богословский факультет Белградского университета, который он завершил экстерном — ради того, чтобы начать учиться… на медицинском факультете. Возможно, будущий патриарх и стал бы врачом, но начавшаяся Вторая мировая война заставила его прервать обучение и уйти в монастырь.

Поднимаясь по лестнице церковной иерархии, в 1957-м Павел был возведен в сан епископа Рашко-Призренского в Косово и провел на этом посту более тридцати лет.

За это время под его покровительством в автономной провинции были построены десятки новых храмов, отреставрированы и восстановлены разрушенные церкви и монастыри.

В качестве православного епископа, несущего службу в охваченном межэтнической враждой крае, он выступал с трибуны ООН как свидетель многочисленных преступлений, совершенных албанцами против сербов.

Избранному в 1990-м году путем жеребьевки по апостольским канонам Патриарху — ни один из трех кандидатов на этот высочайший пост не набрал должного числа голосов — как и всей Сербской православной церкви, сразу же достались «смутные» девяностые годы: распад Югославии, кровопролитная гражданская война в Боснии, сотни тысяч беженцев из Хорватии, бомбардировки территории Сербии натовской авиацией, а затем и падение коммунистического режима Слободана Милошевича — чему СПЦ также в значительной мере поспособствовала, Патриарх Павел не раз призывал коммунистического вождя добровольно уйти в отставку. Объявившего своим личным приоритетом судьбу Косово Патриарху, уже практически не встававшему с больничной постели, в начале 2008-го пришлось пережить и еще одно трагическое для всей Сербии событие: самопровозглашение южной сербской провинции независимым государством. Врачи отметили тогда значительное ухудшение состояния здоровья предстоятеля СПЦ.

«Наш Патриарх — человек не от мира сего, а кое-кто называет его святым уже сейчас, — рассказывал в интервью близко знавший Патриарха диакон Сербской православной церкви Небойша Тополич. — Он ведет аскетическую жизнь и является для нас живым примером евангельского пастыря. Он живет во Христе в полном смысле этого слова. Однажды журналисты спросили его: «Вы вегетарианец?» Он ответил: «Я не вегетарианец — я христианин». Как православный монах он постится, то есть не ест мясо, а в понедельник, среду и пятницу придерживается очень строгого поста. Он сам облачается перед службой, и сам разоблачается после службы, он сам исповедует прихожан и сам причащает их. Подрясник и рясу он сам стирает и гладит. Он сам готовит себе пищу. Однажды он рассказал мне, как из женских сапог сшил себе хорошие ботинки, у него есть все сапожные инструменты, он может отремонтировать любую обувь. Он часто служит в разных храмах, и если увидит, что у священника порвана ряса, то говорит ему: «Принеси, я починю ее».

К словам диакона Тополича надо добавить, что аскетизм Патриарха заключался не только в его отношении к еде и одежде (один и тот же подрясник он носил в течение последних пятидесяти лет!). Патриарх практически не пользовался автомобилем, предпочитая ходить по белградским улицам пешком — заметим, без охраны — или передвигаться на общественном транспорте. Он считал, что так он будет ближе к пастве.

Во многом благодаря Патриарху Павлу, взошедшему на церковный престол в один и тот же год, что и Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, Сербскую и Русскую православные церкви связывают столь прочные церковные узы.

Впрочем, обе церкви всегда объединяла схожая история — великая и трагическая. В свое время сербские князья взяли на себя заботу о русских иноках на горе Афон, а в ходе гражданской войны в России в Сербии нашли приют многие тысячи русских эмигрантов, в том числе — иерархи и церковные пастыри.

Заслуги Патриарха Павла по еще более прочному сближению двух православных церквей в Москве не остались незамеченными: в 2002-м в российской столице ему были вручены ордена Международного фонда единства православных народов и Фонда Андрея Первозванного. Тогда же двумя патриархами было принято решение об открытии подворья СПЦ при храме Святых апостолов Петра и Павла на Яузе. Подворье Русской православной церкви в Белграде существует еще со времен белой эмиграции.

В последний раз Патриарх Павел приезжал в Москву в 2004-м для участия в акции «С Сербией вместе», целью которой стала помощь в завершении строительства кафедрального собора Святого Саввы в Белграде — одного из крупнейших православных храмов в Европе.

В воскресенье, в связи с кончиной Патриарха, в Белграде состоялось чрезвычайное заседание Синода СПЦ, на котором присутствовали президент Сербии Борис Тадич, премьер-министр Мирко Цветкович и министры правительства. Синод огласил последнюю волю главы Сербской православной церкви: быть похороненным в монастыре Святого Архангела в местечке Раковицы неподалеку от Белграда. Похороны состоятся в ближайший четверг. Как сообщили белградские СМИ, для участия в похоронной церемонии в столицу Сербии прибудет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

По уставу СПЦ, после смерти Патриарха — а он избирается на пожизненный срок, за исключением форсмажорных обстоятельств, например, тяжелой болезни — вся церковная власть переходит к Синоду. В случае с патриархом Павлом этот переход произошел фактически уже два года тому назад, и, находясь в больнице, он оставался лишь формальным главой Сербской православной церкви. Временным преемником Синод назначил митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия. Он же считается наиболее реальным претендентом на высочайший пост. Выборы нового предстоятеля СПЦ должны состояться не позднее, чем через три месяца после кончины патриарха.

А пока Сербия скорбит и прощается с Павлом, патриархом патриархов…

http://www.stoletie.ru/slavyanskoe_pole/serbija_proshhajetsa_s_patriarkhom_pavlom_2009−11−16.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru