Православие.Ru | Священник Андрей Филлипс | 17.11.2009 |
Нам известно очень мало о святом Румвольде (также Румбольд, память: 3/16 ноября — преставление, 28 августа / 10 сентября — перенесение мощей), жившем в VII веке. И это не потому, что о нем сохранилось мало письменных свидетельств, как это часто бывает, а потому, что он умер, когда ему было всего три дня от роду. Имя святого Румвольда впервые упоминается в древнем английском календаре, датируемом примерно 1000 годом, а самый ранний из семи говорящих об этом святом документов, относящихся к позднему средневековью, датируется примерно 1100 годом. Подробности, которые передает этот документ, свидетельствуют о том, что он опирается на ранние предания, но, как это часто бывает с поздними источниками, факты, относящиеся к святому, нельзя принимать на веру. Поэтому приходится углубляться в его содержание и правильно интерпретировать его, чтобы открыть для себя содержащиеся в нем истины. Именно это мы и попытались сделать.
Святой Румвольд родился около 650 года (возможно, в 653 году), когда в Англии хотя и шел процесс христианизации, но большая часть страны все еще была погружена в язычество. Скорее всего, мать святого Румвольда была христианкой и дочерью воинствующего язычника короля Пенды Мерсийского (королевство Мерсия занимало нынешний район Мидлендс), убитого в ноябре 654 года в битве недалеко от города Лидс. Пенда был виновен в гибели первых двух христианских правителей королевства Нортумбрия — святого Эдвина в 633 году и святого Освальда в 642 году, а также благочестивого христианского короля Восточной Англии Анны в 654 году. Отцом святого Румвольда был, вероятно, Этельвальд — правитель Дейры (графство Йоркшир) и сын уже упоминавшегося нами святого короля Освальда[1]. По словам преподобного Беды Достопочтенного, Этельвальд был мятежником, связанным с королевством Мерсия, и правил как марионетка Пенды. Отец Этельвальда принял мученическую смерть от своего собственного тестя. Как бы странно это ни казалось, но этот династический брак с дочерью языческого короля в то время был логически оправдан: он должен был послужить установлению мира и единства между двумя соперничавшими соседними королевствами. Промыслительно, что дочь язычника Пенды, искренняя христианка, обратила в христианскую веру своего мужа — бывшего язычника Этельвальда, сына святого короля и мученика Освальда. Нас не должно это удивлять, поскольку в то время все общество так же, как и отдельные семьи, было разделено на христиан и язычников.
Однажды осенью приблизительно 650 года эта королевская и уже христианская чета отправилась в путь из Йоркшира на юг. Мерсийская принцесса, носившая во чреве своего первенца, собиралась вместе с супругом и его свитой проведать своего престарелого отца. В середине VII века такого рода поездка могла иметь политический характер. Возможно, чета искала убежища: в 651 году Дейра, королевство Этельвальда, была отвоевана у Нортумбрии. Королевская чета и их свита, двигаясь на юг по римской дороге, прибыли в римо-британское поселение Уолтон на границе запада и востока (в нынешнем графстве Нортгемптоншир). Отсюда им предстояло двинуться на восток к мерсийскому королевскому дворцу. Уолтон, находящийся в миле от бывшей деревни Саттон, расположен также рядом с городом Банбери, что на границе графств Нортгемптоншир и Оксфордшир. Из-за события, случившегося здесь, деревня Саттон впоследствии была переименована в Кингс-Саттон. Здесь принцесса во время остановки в пути и родила ребенка в наскоро сооруженной палатке. Примечательно, что младенца крестили сразу после рождения. Почему же крещение совершили над ним так скоро? Возможно, причиной было то, что ребенок родился больным. Но представляется более вероятным, что родители решили крестить младенца пока его дед, язычник Пенда, не воспротивился этому. Согласно источникам[2], мальчика крестили с именем Румвальд[3]. Во время таинства был прочтен символ веры святого Афанасия. Иерея, совершавшего таинство, звали Видерин, он, скорее всего, служил при королевском дворе. Крестным отцом Румвольда стал другой священник, по имени Эдвольд. Затем, как это всегда совершается в Православной Церкви, младенца причастили святых Христовых Таин, о потом была произнесена проповедь на текст из Священного Писания о необходимости христианской добродетели. Румвольд умер на третий день — 3 ноября — и был похоронен своим крестным отцом.
Как видим, эта история не содержит в себе ничего экстраординарного. Разумеется, трехдневный младенец был чист и безгрешен, над ним за три дня совершили три таинства: крещение, миропомазание и причащение. По определению апостола Павла, такой младенец, действительно, должен быть святым. Но, кроме того, все средневековые источники сходятся в том, что в эти три дня короткой жизни святого Румвольда произошло чудо — он заговорил. По меньшей мере, младенец, согласно каждому из источников, произнес: «Я христианин». Если это действительно было так, то становится понятным, почему Румвольда признали святым и почему он сыграл столь важную роль в истории Англии того времени. Это чудо, совершенное внуком такого яростного язычника, как Пенда, должно было дать огромный толчок к христианизации центральной Англии в VII веке. И это совсем не совпадение, что сразу после смерти Пенды его королевство Мерсия приняло христианскую веру.
Через год после преставления святого Румвольда священник Видерин перенес его мощи в окрестности большой деревни под названием Брэкли, ныне в Нортгемптоншире. Здесь, как и в Кингс-Саттоне, существовал святой источник. Еще через два года мощи святого Румвольда перенесли в расположенное неподалеку крупное селение под названием Бакингем, где вскоре появился третий источник святого Румвольда, а также носящая его имя улица. Здесь мощи покоились в раке вплоть до Реформации, к ним приходили многочисленные паломники, от них происходили чудеса. Святой со временем получил прозвание «святой Румвольд (Румвальд) Бакингемский». Почитание святого Румвольда распространилось на территорию современных графств Бакингемшир и Нортгемптоншир. Во имя святого младенца, славного своими чудесами исцеления, было освящено шесть средневековых церквей: одна находилась поблизости, в местечке Ольстроп в Нортгемптоншире, другая — в Колчестере графства Эссекс, по одной в Кенте, Дорсете и Линкольншире, а еще одна — в Ромальдкерке графства Йоркшир. В последнем из этих графств до сих пор существует местечко Ромбальдс-Мур, связанное со святым. На юге Англии, близ Чичестера, некогда существовал населенный пункт Румбольдшайк, а в городе Фолкстон, на востоке страны, рыболовы призывали святого Румвольда в своих молитвах и не ложились спать в «Румбалову ночь». Помимо этого, во многих местах улицы назывались в честь святого Румвольда: название «улица святого Румбальда» не является редкостью.
Что же могло послужить столь широкому почитанию? Одним из правдоподобных объяснений будет следующее: один из первых епископов Йорка, проведший много времени в странствиях, святитель Вилфрид (633−709) распространил почитание святого. Это было возможным не только на его епископской кафедре в Йорке, но и в Линкольншире, где существующая и поныне церковь во имя святого Румбальда освящена в Сток-Дойле, расположенном лишь в миле от основанного святителем Вилфридом монастыря в Ондле. Будучи апостолом Сассекса (королевство южных саксов), святитель Вилфрид принес сюда почитание святого Румвольда. Из Сассекса оно могло распространиться на запад в Хемпшир (где фамилия «Румбольд» является весьма распространенной) и Дорсет, а также на восток, в Кент. А давно уничтоженная церковь «святого Румвальда», стоявшая на главной улице Колчестера графства Эссекс, была, возможно, разрушена во время возвышения Мерсии над Эссексом во второй половине VIII века при мерсийском короле Оффе.
В 2000 году была составлена православная служба святому Румвольду. На старом церковном кладбище в Бакингеме сохранился мемориал, на котором написано: «Рядом с этим местом в старой церкви Бакингема хранилась рака с мощами святого младенца Румвольда, который жил и умер около 650 года».
Таким нам представляется житие святого Румвольда. Чистый и безгрешный младенец, родившийся на пересечении границ трех графств — Нортгемптоншир, Оксфордшир и Бакингемшир, воспринявший всего за три дня три таинства, святой Румвольд стал настоящим объединителем королевств и крестителем центральной Англии. И сегодня этого невинного и святого младенца нельзя не почитать как покровителя и заступника всех невинно убиваемых каждый день младенцев в чудовищном холокосте под названием аборты.
Протоиерей Андрей Филлипс,
Перевел с английского Дмитрий Лапа
«Orthodox England». N 5 (2)
[2] В источниках позднего средневековья, к сведениям которых, однако, надо относиться критически, говорится, что святой Румвольд уже через несколько часов после своего рождения трижды провозгласил себя христианином (еще не будучи крещеным!), попросил себя окрестить, сотворил чудо (перед крещением!), свободно цитировал Священное Писание, символ веры святого Афанасия, а во время своего крещения сам произнес потрясающую проповедь и изрек пророчества о тех местах, где будут впоследствии лежать его мощи.
[3] Имя Румвольд может произноситься и как Румвальд, Румбольд и Румбальд.
http://www.pravoslavie.ru/put/32 685.htm