Русская линия
Православие.Ru Юрий Николаев17.11.2009 

«Не участвуйте в делах тьмы» (Еф. 5: 11)
Беседа с психологом Изяславом Адливанкиным

Многие люди среднего и старшего возраста плохо представляют себе суть наиболее распространенных подростково-молодежных субкультур. Апологеты этого явления уверяют, что речь идет о совершенно нормальных неформальных объединениях. Дескать, у подростков свои интересы. Может быть, несколько экстравагантные, но такое нынче время; потом дурь пройдет, и все нормализуется. Однако психолог Изяслав Александрович Адливанкин, много лет занимающийся в Душепопечительском центре святого праведного Иоанна Кронштадтского, что на Крутицком подворье в Москве, реабилитацией наркоманов, игроманов, людей, затянутых в тоталитарные секты, и прочих жертв современной «культуры», не разделяет столь беспечного оптимизма.

— Изяслав Александрович, скажите, пожалуйста, современные субкультуры и те, что были в моде у молодежи лет 20−30 назад, вполне сопоставимы, или в нынешних есть нечто принципиально новое, неожиданное?

— Пожалуй, нужно отметить две существенные особенности субкультур, о которых мы будем с вами говорить: стремительную быстроту и объем охвата ими человеческой личности, а также их… религиозность. Да-да, религиозный компонент играет все более серьезную роль в подростковых увлечениях! Каков он — особый вопрос. Еще одна принципиальная особенность — это то, что в таких субкультурах участвуют новые люди.

— Что же тут такого неожиданного? Вполне естественно, что всякими новыми веяниями интересуется, прежде всего, молодежь.

— Я имел в виду не возраст, а некие сущностные характеристики. Представители многих современных молодежных субкультур (прежде всего «готов» и «эмо») — это не просто новое поколение. Это именно «новые люди», выражаясь в терминологии известных социальных утопий. Причем хочу сразу подчеркнуть, что особое отличие такого «нового человека» от предшествующего человечества в фатальной духовной и культурной дезориентации. Но обо всем по порядку. Мне кажется, сейчас важнее говорить не столько о конкретных субкультурах или новомодных культах, сколько о том, что у значительной части молодежи уже сформировано, так сказать, на «бытовом уровне» мировоззрение, которое совершенно спокойно позволяет войти в самый экстремальный культ и буквально потеряться в нем. Дойти до момента практически полной утраты различения граней между культурным увлечением и реальной оккультно-магической практикой, имеющей место в субкультурах, о которых идет речь. Если с этой точки зрения посмотреть на то, какую музыку, литературу, досуг и прочие составляющие культурного поля предпочитают современные подростки, то обнаружится удивительная картина. То, что для нас было субкультурой, неким дополнением к классической и общепринятой современной культурам, для молодых людей теперь является настоящей и единственной культурой, которая формирует их в целом как личности. Другой они просто не знают и знать не хотят. Все их интересы и увлечения находятся в конкретном субкультурном пространстве.

На наших глазах выросло принципиально новое поколение. Поскольку субкультуры — это реальность наших дней, то молодым людям уже не требуется переступать известные этические барьеры, чтобы войти в какую-то группу, противопоставляющую себя общепринятой культуре. Раньше, в предыдущих поколениях, вхождение в «неформальное культурное пространство» предполагало серьезную мировоззренческую ломку. Сейчас — нет. Сознание уже готово к восприятию самых неадекватных составляющих современных субкультурных увлечений. Ну, а дальше существует большое количество рычагов, посредством которых человек затягивается в глубину субкультуры. Причем люди, находящиеся на периферии культа, часто не знают о том, что творится внутри. А ведь в большинстве случаев, если речь идет об известных «темных» культах, их псевдокультурная периферия со всеми ее увлечениями имеет единственной целью ввести человека в область, в которой затем предполагается провести коренное изменение его сознания. Впрочем, сейчас это зачастую бывает лишь некий последний штрих, поскольку коренное изменение сознания происходит значительно раньше. К моменту попадания человека в тот или иной культ оно уже нередко бывает изменено.

— И это облегчает процесс вхождения в глубину «темного» культ?

— Безусловно. Сами посудите: идет борьба за душу человека. Аскетический опыт, открывая нам некоторые стороны этой борьбы, учит, что для темных сил крайне важно ввести человека в область, где он будет дезориентирован. И что сделать это не так-то легко. Для сил, борющихся против человека, это всегда было серьезным процессом. Но в отношении современной молодежи тут особой трудности нет! Вырастая и формируясь в субкультурном поле, они уже находятся в мире, где отсутствуют четкие ориентиры. Те контркультурные явления, которые мы с вами обсуждаем, являются сферой темной, их природа сугубо демоническая, инфернальная. Некоторые из них нисходят в своих глубинах к откровенному сатанизму, некоторые представляют собой перевертыши, где за детскими страшилками-шутками кроется тот же опасный, но для многих, увы, привлекательный мир тьмы. «Готы», например, сами признаются, что их субкультура — это культ тьмы. Но как разобраться в культе тьмы, если ты не знаешь, что в духовном отношении означает истинный свет? Или хотя бы его «проблески» на уровне культуры в целом?!

Помню, как одна девушка долго доказывала мне, что разницы между православным монашеством и «готикой» не существует. Там скорбь по миру — и здесь скорбь по миру. Там черные одеяния — и здесь черные одеяния. И так далее и тому подобное. Сколько я ни пытался ей что-то объяснить, все было без толку. Она искренне не понимала того, что для нас с вами абсолютно очевидно безо всяких объяснений. Я говорил с человеком, который родился и живет в одном мире со мной, но сформировался в каком-то ином его измерении.

— И чем дело кончилось?

— Я все же нашел выход из положения. Когда мы заговорили о монашеских одеяниях и об одежде «готов» — хотя даже то, что возникает такое сравнение, согласитесь, странно! — я обратил внимание на ее перчатки из тонкой лайковой кожи с ажурными вставками и на черные ажурные чулки в «готическом» стиле. «Ты можешь представить себе монашку, у которой под полой длинного черного одеяния такие чулки, как у тебя?» — спросил я. Девочка была разумная, поэтому после некоторого размышления сказала: «Нет… никак». Таким необычным образом мы с ней все-таки определили некоторую разницу между «готами» и монашеством. Но с большим трудом, после нескольких часов обсуждения! Поэтому сейчас, говоря о субкультурах, необходимо говорить не только о некоей культурной аномалии, но, еще раз повторюсь, о том, что в этой аномалии существует и действует поколение, которое в ней же было и воспитано.

Да, может быть, современные молодые люди еще не носили с детства клыки и не играли в вампиров, но они смотрели соответствующие фильмы, читали соответствующие книжки. А нынешние дети уже с пеленок приобщаются к откровенно демонической субкультуре. Причем эта субкультура порой искренне воспринимается молодежью как альтернатива тому реальному злу, в котором мы живем. Узнавая о ведущихся в мире войнах и о прочих негативных явлениях, многие молодые люди видят в субкультурах выход. Расхожий аргумент «готов» звучит так: «Зато я не шатаюсь по улицам, не пью с утра до вечера пиво, не наркоманю, не хожу с голым животом, а имею строгое черное одеяние». И как доказать им, что в этом может быть скрыто больше опасности, чем даже в обычном разгульном, отвратительном образе жизни? Мы имеем дело с очень опасной подменой.

Там, где существует откровенная эскалация зла, разрушения, человеческая душа, как в чуждой себе природе, долго находиться не может, и, вырываясь оттуда, человек ищет иной мир, духовно противоположный. И таковой есть, его можно увидеть, четко обозначив, что там, где ты был, — зло. Там же, где зло предлагается под видом некоего добра, противостоящего злу, возникает самая большая проблема. Наверное, именно через подобные подмены когда-нибудь и придет под видом Христа антихрист.

Добро с дьявольским клычком

— Что особенно сильно влияет на формирование такого «смещенного» мировоззрения?

— Для подростков я бы, прежде всего, назвал жанр фэнтези, ставший необычайно популярным в литературе (начиная с Р. Толкиена и кончая «Гарри Поттером»), в кино, в компьютерных играх. Он значительно затрудняет формирование традиционных ценностных ориентиров у человека, который еще не имеет своего культурного опыта, сформированного образованием, воспитанием и всем культурным образом жизни. Через литературу такого рода очень активно продвигается подмена добра и зла. Подмена тонкая, лукавая, далеко не всегда легко опознаваемая и потому наиболее опасная.

— Пожалуйста, поясните, что вы имеете в виду.

— В качестве характерного примера возьмем известный детский фильм в жанре фэнтези «Волшебный корабль». Он очень красивый, увлекательный. Я бы и сам смотрел его в детстве с восторгом. Сюжет обычный: мир зла против мира добра. В мире зла оно (зло) показано, как положено: с хвостами, зубами и прочими атрибутами. В мире добра властвуют король и королева, и за кадром постоянно указывается на то, что пока «они с нами, добро непобедимо». И вот близким планом показывают королеву, этакую красивую унифицированную Барби. И камера, скользя по улыбающемуся лицу, на мгновение демонстрирует нам… ее небольшой клычок. Он совсем небольшой, но он больше, чем у нормального человека. И он показан очень наглядно! А ведь трудно представить себе более разрушительного для ребенка перевертыша, чем образ предводительницы сил добра с дьявольскими клыками. Пусть и маленькими…

— Нас уверяют, что фэнтези типа «Гарри Поттера» учат добру, самоотверженности, самоотдаче и многим другим качествам, которые помогут сформировать хорошего человека.

— Да, эта мысль часто звучит из уст апологетов. Но тут есть один очень серьезный нюанс. Я всегда, когда это слышу, прошу привести мне исторические примеры великой самоотверженности. И сам в ответ вспоминаю, к примеру, о декабристах. Разве они не были самоотверженны? Были! Но именно это состояние души и привело их к идее цареубийства! А разве не о том же можно говорить, вспоминая бесчисленные «подвиги» большевиков?! А в мировом масонстве разве эти человеческие качества не были развиты? Так что нельзя брать качества в отрыве от цели, ради которой они проявляются. И если речь идет не об обычной сказке, а о жанре, претендующем на некую религиозность, но там совсем нет Христа, тогда это духовно очень опасно. Исходя из опыта, я задался вопросом, почему толкиенисты, бывшие (по крайней мере, в нашем культурном пространстве) в определенном смысле предшественниками «готов», с таким трудом выводятся из того тяжелого духовного состояния, в которое они впали под воздействием своего увлечения. А подчас и вообще не выводятся. Конечно, человек, увлекавшийся романами Толкиена, вовсе не обязательно становится сатанистом. Но я не знаю ни одного сатаниста, который бы в свое время не увлекался романами Толкиена! А у меня практика по этой части весьма обширна. Так вот, я задался вопросом, каким образом многие люди, которые начали увлекаться подобными вещами, быстро повреждаются как личности? Это очень серьезная проблема, своего рода феномен. И в какой-то момент я, как мне кажется, докопался до сути.

— Что же вы поняли?

— Произошло это, когда, изучая биографию Толкиена, я узнал, что он запретил переводить имена своих героев, героев своих демонических миров, на другие языки, а требовал сохранить такое же их произношение и написание, как в оригинале. Тут для меня кое-что стало проясняться. Не буду здесь давать этому серьезную богословскую оценку, это требует большого времени. Отмечу лишь кое-какие моменты, чтобы читатель задумался. Толкиен создавал космогонию. В его произведениях перед человеком разворачивается удивительное пространство миров, населенных некими сверхъестественными существами. Причем это не просто плоды авторской фантазии. Толкиен был профессиональным историком и лингвистом-исследователем. Поэтому он не столько изобретал, сколько реконструировал историю и очень многое черпал из древних культов, которые изучал очень внимательно. По сути, его фантазийная реконструкция была прямым отражением той языческой реальности, которая когда-то имела место в реальной истории. Многие его герои носят имена древних богов, то есть, с точки зрения Православия, демонических существ. Как и, в общем, его построения соответствуют определенным культам, которые он лишь слегка интерпретировал через призму своей фантазии.

Иными словами, его фантазия зиждется на той духовности, которая в свое время была побеждена христианством. Чтобы перевести разговор в совсем уж понятную плоскость, приведу такое сравнение. Представьте себе, что современный христианин вдруг начнет призывать на помощь, скажем… бога Аполлона. И не шутки ради, а на полном серьезе. И будет с этим долго заигрывать, причем не в комедии. Конечно, существуют поэтические образы, аллегории. Мы не будем тут углубляться в вопрос, где грань между человеческой фантазией и реальной связью с определенным духовным миром. И, конечно, представить себе христианина, всерьез апеллирующего к некоему демоническому существу под именем «бог Аполлон», который был побежден христианской проповедью, довольно трудно. Но если все-таки это сделать и не считать выдумками возможность реальной связи с миром падших духов, то ситуация будет не столь уж безобидной. Нечто, называемое «богом Аполлоном», разве совсем исчезло из зримого и незримого мира? Разумеется, нет. Идол был побежден проповедью Христа, но не исчез, потому что весь духовный мир существует вне рамок земного времени. А устремление человека в ту или иную духовную область — выражусь аккуратно — образует некие связи. И если мы сегодня говорим о современных людях и о Толкиене, который реконструировал определенные миры, давая им новую жизнь и вводя в них героев, которые изображают демонических существ из древних культов и даже носят их имена, то эта темная духовность тоже активизируется.

Представим себе молодого человека, который глубоко погрузился в эти фантазии. Погрузился настолько, что ему захотелось поучаствовать в их инсценировке. И вот во время ролевой игры он принимает на себя имя и свойства одного из таких, по сути, демонических существ. Совсем ли это безобидно и безопасно для духовной жизни такого молодого человека? Я, например, не думаю, что это совсем безобидно. Напротив! На мой взгляд, это совсем небезобидно.

— Но все-таки про Аполлона пример немного нереальный…

— Хорошо. Давайте я приведу другую, вполне реальную аналогию. Ко мне нередко обращаются люди, пострадавшие от восточных культов. Прежде, чем наметить стратегию реабилитации, я всегда стараюсь скрупулезно изучить, какой именно духовной практикой человек занимался. Это совершенно необходимо для успеха реабилитации. К примеру, имеет смысл поинтересоваться, читал ли человек так называемые мантры. Во многих восточных культах есть такая духовная практика.

Расскажу один типичный случай. Женщина-педагог пришла к нам в тяжелейшем состоянии. Я долго выяснял нюансы ее духовных исканий. Мне было понятно, что она попала в какую-то деструктивную религиозную область, но она не могла рассказать ничего существенного. Не потому, что скрывала, а потому, что «ничего такого» она вроде бы не делала, ни в какую секту не ходила, да и вообще религией практически не интересовалась. Но наконец я все-таки докопался. Оказалось, она где-то взяла некую книгу и читала из нее мантры «на удачу», «на успех» и тому подобное. Когда она принесла книгу в наш центр, я опешил: это была одна из самых опасных областей восточных практик! Мантры были построены из имен демонов. Иными словами, эти мантры представляли собой призывание индуистских богов, которые для нас, православных, суть демоны. И вот простая русская женщина, педагог, никакого отношения к Индии не имевшая, начала, сама того не подозревая, призывать демонов, надеясь, что эти заклинания принесут ей пользу. Больше она ничего «такого» не делала, но стала глубоко поврежденным человеком. Настолько глубоко, что в итоге ей был назначен чин присоединения к православной вере как отпавшей от Христа и Его Церкви. Когда я принялся ей расшифровывать, что означают эти имена и за какие отрасли духовной жизни «отвечают» существа, которых она так долго к себе звала, конечно, ей стало не по себе.

— Значит, фэнтези — не обычные сказки, только для взрослых, как уверяют нас любители этого жанра?

— Да. Это не обычные сказки. Правда, жанр фэнтези очень разнообразный, и все произведения стричь под одну гребенку нельзя. Но те направления, которым положил начало Толкиен, всегда разворачивают перед человеком некую систему миров. Там всегда, как и в сказках, существует противостояние добра и зла. Однако принципы, на которых зиждутся представления о добре и зле и об их борьбе, в жанре фэнтези сильно отличаются от традиционных сказочных и тем более от христианских представлений. Если их систематизировать, то мы увидим несомненное сходство с теософской доктриной, получившей наиболее яркое воплощение в учении Рерихов и Е. Блаватской. В книгах Рерихов, кстати, тоже очень романтично и возвышенно говорится о борьбе добра и зла и о самоотверженности человека. Но при этом Рерихи никогда не скрывали, что их этика — это этика революционеров. А революционеры, как мы знаем из своей недавней истории, являют собой далеко не самые лучшие примеры для воспитания молодежи. К чему привели их пламенные призывы, истории известно. Проникаясь подобными представлениями о жизни, человек вступает на путь заблуждения. Порой оно оказывается чуть ли не тотальным. Есть и еще одно кардинальное различие между сказками и фэнтези.

— Какое?

— Разве сказки когда-либо становились реальностью нашей жизни? Нет, конечно. Они воспринимались всеми, даже детьми, как нечто условное. «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». А фэнтези часто становятся реальностью для тех, кто ими увлекаются.

— В каком смысле?

— Увлекаясь фэнтези, подросток проникается мировоззрением, характерным для литературы этого рода. Конечно, не в полной мере, но это формирует его взгляд на мир. В каком-то смысле слова это является началом формирования оккультного миропонимания. Дело в том, что когда человек принимает за правду некое ложное духовное откровение, это настоящая духовная катастрофа. И не восходящее ко Христу добро тоже может обернуться катастрофой для любого человека! Если под воздействием книг типа «Гарри Поттер» у ребенка разовьется склонность к мистицизму, то в итоге это стремление, даже существующее подсознательно, способно привести к поиску соответствующих переживаний. Они, в свою очередь, будут еще больше способствовать развитию сенситивности в данной области. А это рано или поздно привлечет к ребенку определенные силы, которые в итоге сформируют вокруг него некую среду, позволяющую ему достичь того, чего он подсознательно хочет. Причем необходимо иметь в виду, в каком обществе мы сейчас живем. Для советских детей мистицизм был условностью, сказкой. Сейчас же религиозность вновь становится внутренней потребностью человека. Мистика уже не воспринимается как некая выдумка. Колдуны, экстрасенсы открыто предлагают свои услуги. Многие фильмы, компьютерные игры, литература формируют у людей оккультное мировоззрение. Мы, даже если в детстве мечтали стать волшебниками, не знали, как это сделать. А сейчас можно пойти на курсы магии, можно позвонить по телефону, договориться и пройти инициацию. Мы живем в мире, который пронизан мистицизмом. Его практическая сторона открыта и доступна. Поэтому сейчас погружение ребенка в мир магии крайне опасно.

— Что еще влияет на формирование мировоззрения современных подростков?

— Конечно, рок-музыка. Причем тут большую роль играет научно-технический прогресс. Предыдущие поколения слушали музыку периодически. Нынешнее нередко слушает ее целый день, не расставаясь с наушниками ни на минуту. В субкультурах всегда существует некий специфический музыкальный жанр. Но мы бы не говорили о серьезном влиянии музыки на подсознание, если бы ее прослушивание было кратковременным. Даже о духовной составляющей можно было бы тогда не говорить. В конце концов, мало ли что ты слышишь по радио! Но если это занимает подавляющую часть времени да еще сопровождается соответствующими текстами, более мощного инструмента воздействия на психику просто не существует. Я своими глазами видел людей, у которых начиналась натуральная ломка, и они чуть ли не в кому впадали, когда у них забирали наушники. Отец одной девочки вечером позвонил мне и сказал, что она бьется в истерике, у нее идет пена изо рта. Он ее в таком состоянии никогда не видел. Понимаете, что это значит? Длительное слушание современной музыки вызывает зависимость! И духовную, и даже нейро-физиологическую. Роль этого фактора пока недооценивают. Кажется, что на фоне всего остального пристрастие молодежи к рок-музыке несущественно. А все как раз наоборот.

Я работал с одной девочкой-подростком, которую мне удалось вывести из группировки сатанистов, а потом, частично, из «готов». Но я никак не мог понять, почему она не порывает окончательно с культом смерти, с культом мертвого тела. И понял это только тогда, когда снял с нее наушники. Все сорок песен, которые она постоянно слушала, были этакими мантрами сатаны: «Следуй за мной… умри… кладбище… мертвец…» Разве можно было что-то кардинально изменить, пока существовал такой постоянный допинг? Я думаю, что очень большой процент нынешней молодежи зависит от подобного допинга. Это очень серьезное влияние на психику, на личность человека, ведь есть ребята, которые не только слушают рок с утра до вечера, но и спят в наушниках.

Это не просто увлечение

— Как вкратце можно определить идеологию «готов»?

— По сути, это темный демонический культ. Такие субкультуры, как «готы» или «эмо», нельзя рассматривать в качестве простого молодежного увлечения. В них, еще раз повторю, существует религиозно-мистическая компонента. А когда человек соприкасается с ней, она входит в пространство его увлечений и начинает действовать. И тогда все эти увлечения приобретают совершенно иную основу и иное продолжение. Например, «эмо» и «готы» носят на себе сатанинскую символику. Они сами могут не придавать ей значения, но тут вступают в силу духовные законы, и известные духовные силы обязательно придадут этому акту особое значение. Собственно, и «организовав» его. Закулисный мир входит в жизнь таких ребят и начинает на нее влиять. Но, конечно, понимают это далеко не все и далеко не сразу. Подростков привлекает, прежде всего, внешняя сторона: сама мода, налет романтики, тайны, изысканности. Привлекает обособленность группы, чувство некоего, если хотите, избранничества. Ведь в «готы» идут ребята умные, достаточно эрудированные, по-своему интеллектуальные. По сравнению со многими другими молодежными «тусовками» «готические» вечеринки выглядят более культурно, утонченно. Подросток со сниженными интересами будет чувствовать себя там как слон в посудной лавке. Надо отметить, что многие «готы» так и останавливаются на периферии культа, не заходя далеко. Другое дело, что заигрывание с тьмой в любом случае опасно, поэтому тешить себя надеждой, что мой сын или дочь далеко не зайдут, не стоит. Надо четко понимать, что во введении подростка в тот или иной темный культ есть определенная цель. Для темных сил она извечная: это погубление человека. Процесс втягивания в культ вполне отработан. Человек проходит ряд этапов, начиная с моды и увлечений и заканчивая неким актом, означающим инициацию. Этот акт нередко выглядит весьма неприглядно и может быть связан с кровью.

— Что вы имеете в виду?

— В самом безобидном варианте это будут царапины на руках. Помните, как рыцари приносили клятву, скрепляя ее кровью? Делали надрезы на запястьях и прикасались порезанными местами друг к другу, смешивая кровь. Но нередко мы сталкиваемся и со случаями вампиризма. В подробности вдаваться не хочу. Скажу только, что столь тяжелого повреждения человека, какое происходит после такого акта, мы не наблюдаем ни у наркоманов, ни у адептов других душевредных культов. Нам даже известны случаи формирования зависимости от употребления крови! Конечно, этому подвержены не все подростки, причисляющие себя к «готам». Но возрастная группа начиная с 15−16 лет является в данном аспекте группой риска.

— Почему именно они?

— Как правило, такого рода актами кто-то руководит. Эти руководители, опасаясь уголовного наказания, избегают втягивать в них малолеток. Надо понимать и другое: прежде чем подобный акт произойдет, должно произойти формирование человека, его мировоззрения. Надо, чтобы он открылся и воспринял идеи, которые позволят ему впоследствии совершить этот последний шаг. Для меня, поскольку я достаточно глубоко изучил идеологию «готов» и разгребаю последствия их «увлечений», совершенно очевидно, что это не просто культ тьмы, а культ самоубийства.

Контркультурная диверсия

— Течение же «эмо», в которое вливаются дети более младшего возраста, представляет собой суррогат «готики». Только у «готов» культ самоубийц — один из компонентов, и они стараются обставить это довольно-таки театральным образом, а у «эмо» культурной компоненты уже нет, она не нужна. Там отсутствует даже мало-мальски объективное осмысление того, что происходит, а есть просто некие неосознанные реакции. Тут есть над чем задуматься и психиатрам, и священникам. Неслучайно в «эмо» в массе своей идут дети демонстративные, истероидные, имеющие те или иные психические, в том числе сексуальные, отклонения. Как правило, речь идет о психопатологических состояниях. Причем выражающихся уже не просто в эмоциональном плане, а повлекших за собой серьезные поведенческие нарушения. Если говорить совсем коротко, то это некий культ истерии. В подростковой среде его внедрить совсем нетрудно. И раньше была мода на «настроения»: девочки «интересничали», напрашиваясь на вопрос: «Почему ты грустишь?» И некоторые мальчики ходили с нарочито печальным видом — этакие Пьеро. И мы тоже могли думать: «Ах, я покончу с собой, и тогда она узнает, как я ее любил». Но это были фантазии, которые, как правило, не имели продолжения. У «эмо» же, наоборот, подобные фантазии очень часто имеют реальное продолжение. Если переводить вопрос в духовную плоскость, то я скажу так: фантазии предыдущих поколений были человеческими фантазиями. А тут явственно ощущается присутствие некоей темной духовности. Некоей демонической силы, которая развивает эти фантазии и ведет их дальше. Может быть, мое мнение кого-то удивит, но я считаю наиболее опасной из всех известных субкультур именно «эмо».

— Почему?

— Любая субкультура имеет свою историю и предысторию. Она постепенно составлялась из увлечений молодежи, из музыки, из каких-то более ранних культурных направлений и жанров. «Эмо» же, на мой взгляд, в чистом виде диверсия. У нее нет своей истории. Конечно, мировоззрение для ее принятия было подготовлено предыдущими субкультурами, в том числе «готикой», но сама она не складывалась постепенно, а появилась сразу как нечто завершенное, комплексное и стала прививаться в самой юной среде. То есть произошел некий вброс. И именно в этой самой юной среде действуют самые простые механизмы по погублению личности как таковой! Дети, приобщившиеся к субкультуре «эмо», абсолютно дезориентированы. А субкультура «эмо» — хотя, строго говоря, она даже субкультурой не является, поскольку являет собой некое искусственно сконструированное новообразование, не связанное ни с чем предыдущим, — в свою очередь, делает детей настолько духовно открытыми, что те примитивные механизмы, которые тут действуют, позволяют просто свести человека на нет. Оглянувшись назад лет через десять-пятнадцать, мы, вполне вероятно, увидим, что наибольшее число смертей — в самом прямом смысле слова! — вызвала эта с виду совершенно безобидная субкультурка. В духовном смысле субкультура «эмо» представляет собой некий суррогат сатанизма для детей. Под ее влиянием они становятся послушными проводниками злой воли.

— Если посмотреть, что сами «эмо» пишут о себе, что и как рекламируется на их сайтах, и вспомнить, что это дети от 11 до 14−15 лет, то возникнет шоковое состояние. Запредельный цинизм, грубость, половые извращения, какой-то дикий, уже нечеловеческий разврат.

— А они не считают это развратом. Для них это просто не проблема. Понимаете? Это и есть другое мировоззрение. Принципиально другое. Большинство взрослых пока этого не понимают. Не понимают они и того, что нынешнее увлечение субкультурами не проходит, как в свое время проходили у нас увлечения той или иной модой. Да, мы увлекались самыми разными вещами, далеко не всегда душеполезными. Но мы не приобщались к демонизму! Это кардинальная разница. Сколько я знаю «готов» — а я, поверьте, знаю их немало, — никто из них не вышел из этой субкультуры без серьезных потерь. На выходе нередко бывает разрушенная личность. Даже те, кого нам вроде бы удалось вырвать из этого культа, не могут полноценно вписаться в нормальную жизнь. Они не могут понести той колоссальной тяжести, которая обрушилась на них из-за соприкосновения с темными силами. Практически все начинают пить. Многие попадают в психиатрическую больницу. Причем врачи не осознают духовной специфики этой проблемы. Мы сталкиваемся с тем, что когда такой ребенок попадает в клинику, то через некоторое время он действительно становится психически больным. У него возникают органические нарушения психики. «Эмо» — еще более тяжелый «культик». Говорить о перспективах ребенка, который пребывал в нем достаточно долгое время, довольно затруднительно. Я вспоминаю изрезанных девчонок, которые в полном смысле слова потеряли человеческий облик. Это какая-то фантастика. Черная фантастика. С каждым годом ситуация становится все тяжелее. Молодежь все теснее обступает примитивная, агрессивная субкультурная среда.

— Но все-таки бывают случаи успешной реабилитации?

— Да. У меня была одна девочка, которая в итоге достаточно успешно вышла из этой области. Правда, оказалось, что она очень много на себя наговаривала. Так нередко бывает. Ребята рассказывают ужасающие вещи, а на самом деле все ложь. Не каждый психолог или психиатр может сразу это распознать. Мне, признаюсь, тоже понадобилось много времени, чтобы научится правильно трактовать откровения «готов» и сатанистов. Но у девочки, о которой я говорю, это было не вранье, а какая-то колоссальная фантазия, которая в конце концов стала для нее реальностью. Однако поскольку эта фантазия не успела довести ее до реального губительного акта, она смогла выйти из культа. Однако девочка, надо отдать ей должное, была необычной. Ее случай совсем нетипичен. Она претендовала на роль реформатора «готического» культа, говорила мне о том, что они совсем «потерялись», «забыли свои тайны», сетовала на то, что они «неправильно пьют кровь». Но прошло несколько лет, она с помощью Божией вышла из группировки, уехала из Москвы. И вот в прошлом году мы с ней встретились. Она поступила в православное училище и пришла ко мне побеседовать. Знаете о чем? «Церковь, — заявила она, — заблудилась, и ее надо реформировать».

— Бред реформаторства?

— Да. Так что о полной реабилитации говорить и здесь не приходится.

— А может, и питье крови у «готов» — это фантазии и самооговоры?

— Нет. В данном случае достаточно легко определить, где правда, а где ложь. Как у наркоманов смотрят руки, так и тут есть простой признак: порезы. Я знаю подростков, которые буквально все искромсаны. Причем эти порезы имеют свою специфику. Они отличаются от тех, которые бывают, когда подросток режет руки, предпринимая попытку или изображая суицид. Кроме того, есть и другие признаки.

— Какие?

— Прежде всего, тот, на который сразу обращают внимание родители. Ребенок вдруг становится необычайно умен, логичен, точен и… начинает виртуозно врать. Родители часто говорят: «Мы не понимаем, что произошло. Ему это было несвойственно». Объяснить происходящее можно только с духовной точки зрения, ведь именно такие черты присущи тому, кого Христос назвал «отцом лжи» и кто вдохновляет несчастных детей на подобные акты. Распад личности начинается позже. А вначале, наоборот, создается впечатление интеллектуального прорыва, они даже учатся лучше.

— Что ж, это многократно было описано. Чтобы завлечь человека, лукавый часто дает ему поначалу какие-то сверхвозможности и блага.

— А на этапе реабилитации подростки обнаруживают, что они абсолютно деградируют. Хотя на самом деле они возвращаются к своему нормальному состоянию. От них просто уходит состояние возвышения над миром и этакого всезнания. Вообще, когда они рассказывают свою биографию, создается впечатление, что им очень много лет. Настолько она страшна. А ведь они совсем еще дети.

— Как «готы» относятся к людям?

— К каким людям? У них нет людей вокруг.

— То есть как нет?

— Вы задали очень серьезный вопрос. Особенность адептов темных культов — я имею в виду не профанов, а посвященных — в том, что они не считают людей людьми. Для них люди — это биологические существа, биомасса. Поэтому о сострадании говорить не приходится.

— А себе подобные тоже воспринимаются как объект?

— Теми, кто зашел далеко, да. Однажды к нам в центр привели молодого человека, и нужно было срочно решить, стоит ли вызывать бригаду скорой психиатрической помощи, настолько это был тяжелый случай. Парень был сатанистом и находился в отчаянном состоянии. Но когда отец Анатолий совершил над ним в виде особого исключения один из тех духовных актов, которые существуют в недрах Церкви и коих «демоны трепещут», — все поменялось. Не сразу, а через пару дней. Ни о каком сумасшедшем доме уже не могло быть и речи. И сказал нам этот человек следующее: «Мне очень тяжело. Я теперь хожу и постоянно думаю, что у меня есть семья, дети. А я их оставил. Я не знаю, что делать». В общем, чуть ли не «верните меня обратно»! Он не понимал самого главного: что с ним произошло. Когда он был внутри культа, то ни о ком не вспоминал, никому не сострадал, его вообще мало что волновало. А когда его оттуда вырвали, в нем, прежде всего, проснулись нормальные человеческие чувства: чувство сострадания, чувство ответственности.

Придется немало потрудиться

— Что сказать родителям, чьи дети еще не попали под влияние субкультур?

— Не расслабляйтесь, это очень опасно. С тьмой нельзя заигрывать ни в каком виде. Особенно когда это делает несформированная детская душа. Мы нередко рассчитываем, что тьма все-таки не до конца черная, что она не тронет ребенка. Но сатана беспощаден. Его задача — погубить человека. Даже небольшое соприкосновение юной души с демоническим миром может отразиться на всей последующей жизни. Оно может непоправимо изуродовать юную душу. Поэтому надо сделать все, чтобы темный мир не коснулся ребенка. А для этого придется немало потрудиться.

— Ну, а какова позиция государства в вопросе молодежных субкультур?

— Государство в этом ничего не понимает.

— Но ему надо попытаться понять, или пусть так все и остается «на волю волн»?

— Если государство позволяет развиваться откровенному сатанизму, я считаю, что оно совершает одно из самых тягчайших преступлений. Другое дело, что государство не обладает механизмом различения. Но все же есть вещи, которые не требуют особенного определения. Нормальное общество всегда их отторгало. Если государство сейчас не понимает таких вещей, это очень прискорбно. Я недавно был на приеме у одного высокопоставленного чиновника. Он пригласил к себе помощника в чине генерала. Тот пришел и положил на стол папку, на которой были вытеснены перевернутая пятиконечная звезда, морда козла и еще какая-то сатанинская символика. Конечно, генерал никакого отношения к сатанистам не имеет и в их символике не разбирается. Ему просто подарили эту папочку, и она показалась ему эффектной. Но есть вещи, которые не надо понимать! Они отторгаются на культурном уровне. Их не надо объяснять. И если человек в серьезной светской организации ходит с такой папочкой, потому что она ему понравилась, нетрудно предположить, что с духовным состоянием этого человека не все в порядке. К сожалению, мы сейчас живем в обществе, которое уже не отторгает подобные вещи на культурном уровне, исходя из своего культурного базиса. Мне приходилось беседовать с руководителями школ, где организовывались «готические» вечеринки. На стенах висели плакаты с сатанинской атрибутикой. Я убедился в том, что глупо говорить о сакральном значении этой атрибутики людям, которые в этом не смыслят. Тебя примут за сектанта или за нездорового человека. Будем надеяться, что воцерковление общества, и государственных деятелей в том числе, поможет навести порядок в данном вопросе.

— Некоторые члены православного медиа-сообщества грудью встают на защиту субкультур. И даже говорят о «православных готах». Могут ли быть православные «готы»?

— Подобные сопоставления дискредитируют Православие. «Готы», как я уже упоминал, любят говорить, что их темный траур и черные монашеские одеяния имеют много общего. На самом деле это просто издевательство, надругательство над христианством со стороны темного мира, который стоит за ними. То, что сами «готы» не понимают таких вещей, вполне простительно. Но меня поражает, что это может быть непонятно кому-то из православных людей. Я не раз говорил с «православными готами» и всегда находил аргументы, которые показывали им полную несовместимость этого культа с Православием. Но каким образом православные, не будучи «готами», находят аргументы в поддержку «православной готики», уму непостижимо. Непонимание этого, по моему мнению, обнаруживает, как минимум, степень чьей-то «недовоцерковленности».

C Изяславом Адливанкиным беседовала Татьяна Шишова

http://www.pravoslavie.ru/guest/32 687.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru