Фонд стратегической культуры | Александр Крылов | 16.11.2009 |
Ситуация в регионе продолжает оставаться напряжённой. Наряду с внешними факторами её развитие будет определяться внутренними процессами в Абхазии и Южной Осетии. При этом положение в двух республиках заметно отличается.
После военных действий в Южной Осетии и бегства из республики грузинского населения местное общество обрело высокую степень консолидации на антигрузинской платформе. Однако, несмотря на разгром грузинской армии в августе 2008 г. и признание Россией независимости Республики Южная Осетия (РЮО), часть общества относится к деятельности президента и его окружения крайне критически. Оппозиционные силы обвиняют «режим Э. Кокойты» в коррупции, воровстве поступающих из России средств и полной неспособности решить социально-экономические проблемы республики. В то же время, несмотря на выраженный протест против Э. Кокойты и его окружения, в югоосетинском обществе безусловно доминирует идея национального объединения осетин путём возврата республики в состав России и создания в границах Российской Федерации единой Осетии.
Идея развития РЮО по пути укрепления собственной государственности до сих пор не пользуется популярностью среди элиты и в целом в обществе — прежде всего потому, что она препятствует национальному объединению осетин в рамках единого государства. Кроме того, всем жителям Южной Осетии ясно, что в современных условиях республика не в состоянии существовать без масштабной финансовой поддержки России.
События августа 2008 г. привели к полной дискредитации тех южноосетинских политических деятелей (Д. Санакоев и др.), которые считали возможным решение проблемы путём возврата республики в состав Грузии в качестве автономии. Очевидно, что после Пятидневной войны грузинское правительство лишилось всяких надежд на приход к власти в Южной Осетии сторонников компромисса между Тбилиси и Цхинвалом, по крайней мере в обозримом будущем. Более того, утрата контроля над частью территории Южной Осетии лишила власти Грузии возможности разыгрывать карту «легитимного параллельного правительства» РЮО как внутри этой республики, так и на международной арене.
* * *
Ситуация в Абхазии не столь однозначна, настроения в элите и обществе отличаются куда большей сложностью и дробностью. В политическом плане местная элита расколота на сторонников нескольких наиболее влиятельных лидеров (С. Багапш, Р. Хаджимба, А. Анкваб, С. Шамба, С. Лакоба и др.). Несмотря на господство идеи государственной независимости, у политической элиты нет достаточно ясного представления о будущем пути социально-экономического развития Абхазии. Очевидно, что, несмотря на определённые достижения, пришедший к власти в результате президентских выборов 2004—2005 гг. политический блок во главе с С. Багапшем не сумел претворить в жизнь своих предвыборных обещаний и обеспечить коренное улучшение социально-экономической ситуации.Размеры пенсий и зарплат на государственных предприятиях, прежде всего в сфере образования, медицины, в государственных органах и на предприятиях продолжают оставаться низкими, часто чисто символическими. Состояние ЖКХ в целом плачевно (обветшавший жилой фонд в городах и сёлах, хронические перебои с водоснабжением, отсутствие отопления, горячей воды и. т.п.). Благополучная в финансовом плане часть общества имеет возможность решать свои проблемы за счет собственных средств, однако подавляющее большинство жителей Абхазии такой возможности лишена.
В последние годы в Абхазии наблюдается быстрое социальное расслоение общества, и этот процесс ускоряется под влиянием масштабных финансовых вливаний из России. В традиционном укладе жизни абхазов имелось различие между бедными и богатыми, но оно никогда не приобретало характера «непреодолимой пропасти». В настоящее время в небольшой по размерам стране, где «все всех знают», образ жизни местных нуворишей, которые часто ведут себя по образцу «новых русских» с присущей им социальной спесью и презрительным отношением к «низшим слоям», стимулирует рост протестных настроений в среде абхазов и среди местного населения в целом.
Сложными остаются и межэтнические отношения. Низкий уровень рождаемости в среде абхазов и куда более высокий у армянского населения повышает опасность роста напряжённости в отношениях между двумя наиболее многочисленными в настоящее время общинами. В случае ужесточения режима на границе Абхазии и Грузии сильно осложнится и положение грузинского (мегрельского) населения Гальского района, что может стать источником подпитки местного протбилисского подполья.
12 декабря 2009 г. в Абхазии состоятся очередные президентские выборы. Центральная избирательная комиссия Абхазии уже зарегистрировала пять кандидатов в президенты Республики Абхазия: Заура Ардзинбу, Сергея Багапша, Виталия Бганбу, Беслана Бутбу и Рауля Хаджимбу. Результаты выборов будут иметь важное значение для будущего Абхазии и всего региона.
Сторонники президента С. Багапша уверены в том, что в их пользу сыграет факт признания Абхазии Россией, и их кандидат одержит победу в первом туре с большим отрывом. Однако ряд обстоятельств свидетельствует, что триумфальная победа С. Багапша вовсе не предопределена. Оппозиция не сдастся без боя, она намерена использовать протестные настроения и на их волне прийти к власти.
На руку оппозиции играет то, что в лагере С. Багапша нет монолитного единства, об этом говорит череда отставок ключевых абхазских политиков — секретаря Совета безопасности Станислава Лакобы, советника по политическим вопросам Сократа Джинджолии и председателя комитета по реформам Артура Миквабии. Последняя отставка особенно примечательна, так как именно А. Миквабия — школьный друг президента С. Багапша был создателем и идейным вдохновителем ныне правящей партии «Единая Абхазия».
В ряде публичных выступлений и в обширной статье «Становление республики Абхазия» А. Миквабия описал те негативные тенденции в политическом и социально-экономическом развитии Абхазии, которые вынудили его покинуть нынешнюю партию власти. По его мнению, в политической жизни имеются серьёзные признаки управляемой или имитационной демократии, государственное управление в Абхазии построено на советских административно-командных принципах, которые не могут быть эффективными в современных условиях. Во властных структурах набирает обороты синдром «коллективной безответственности», большое распространение получила коррупция — взяточничество, незаконное распределение и перераспределение государственных и общественных ресурсов, вымогательство, подкуп должностных лиц, представление родственникам и друзьям не предусмотренных законом льгот, и т. д.
Россия заинтересована в том, чтобы признанная ею Абхазия стала стабильным и успешным государством. Принципиально важно, что нынешняя абхазская власть и оппозиция согласны насчёт того, что единственной гарантией безопасности и будущего развития Абхазии является тесный союз с Россией. Однако выборы в Абхазии могут превратиться для России в большую проблему в случае, если, как и на выборах 2004 г., ни одна из сторон не получит очевидного преимущества, а процедура выборов вызовет сомнение у значительной части населения и оппозиция обвинит власти в махинациях и подтасовках. Это может привести к ещё более глубокому расколу местного общества, чем в 2004 г., и создаст благоприятную ситуацию для действий сил, стремящихся к дестабилизации Абхазии и всего региона.
Для политической элиты страны, независимо от её партийной принадлежности, жизненно важно, чтобы победа на президентских выборах того или иного кандидата имела бесспорно легитимный в глазах местного населения характер. Это станет возможным, если власть и оппозиция сделают должные выводы из тяжёлых уроков выборов 2004 г. и смогут совместными усилиями обеспечить чёткую и прозрачную работу ЦИК и избирательных комиссий всех уровней. Для того, чтобы выборы были признаны легитимными, необходимо составить полные и достоверные списки избирателей, заранее вывесить эти списки на избирательных участках для их проверки и корректировки представителями различных партий и рядовыми избирателями. Чтобы исключить возможность многократного голосования одними и теми же гражданами, целесообразно использовать во время голосования широко распространённую практику маркировки проголосовавших граждан специальной краской.
Надёжной гарантией от всевозможных махинаций (вбросов бюллетеней, голосования «мёртвых душ», многократного голосования одними и теми же гражданами и т. п.) может стать действенный контроль за процедурой голосования на избирательных участках и за подсчётом голосов со стороны представителей различных политических партий Абхазии, а также со стороны международных наблюдателей. Абхазскому ЦИК необходимо обеспечить максимально широкое участие не декоративных «свадебных генералов», а авторитетных международных наблюдателей из разных стран (в Нагорном Карабахе, к примеру, в качестве наблюдателей на выборах выступают депутаты Европарламента, представители влиятельных партий из США и стран ЕС, депутаты российской Государственной Думы).
Широкое участие авторитетных международных наблюдателей — действенная гарантия чистоты и прозрачности президентских выборов в Абхазии. Положительная оценка ими выборов станет убедительным доказательством легитимности последних в глазах местного населения и на международной арене. В этом случае, независимо от того, кто победит, Абхазия продемонстрирует зрелость и демократичность своей политической системы и даст новый импульс процессу международного признания собственной государственности.
Александр КРЫЛОВ — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН.
http://www.fondsk.ru/article.php?id=2589