Русская линия
Православная книга РоссииСвященник Константин Пархоменко11.11.2009 

«Знакомство с Православием началось для меня с атеистической литературы»

Священник Константин Пархоменко — клирик Собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Имеет послушание работать на епархиальной радиостанции «Град Петров» и радиостанции «Благодатная Мария», возглавляет приходскую Воскресную школу для взрослых и школу для детей, преподает в Православном Общедоступном Университете. В 2007 году назначен руководителем сектора по работе с семьей (Отдел по Социальному служению Санкт-Петербургской епархии).

Отец Константин — автор книг и статей, знакомящих читателя с основами православной веры. В их числе — «Жизнь, написанная от руки», «Православие в деталях», «Знакомьтесь: Православие», «Зачем нам нужна Церковь» и многие другие.

— Отец Константин, здравствуйте!

— Здравствуйте! Дорогие братья и сестры, я рад возможности обратиться к вам со страниц портала «Правкнига». Благодарен вам за внимание, с которым вы читаете мои комментарии и статьи, надеюсь на дальнейшее наше общение.

— Скажите, какой была первая книга вашего детства? Помните ли вы ее? Читали ли Вам книги родители?

— Родители книги читали. Я вообще очень благодарен моим родителям за то, что нам, детям (нас было двое: брат и сестра), уделяли много времени. Моя младшая сестра, Екатерина Костыркина, — достаточно выдающийся человек. Она матушка, то есть жена священника, причем священника незаурядного, любимого в Перми, отца Сергия Костыркина. Сама Екатерина (она музыкант-педагог) возглавляет главную Пермскую воскресную школу, автор ряда известных методик преподавания детям, педагог высшей категории, имеет много наград в этой области.

Все это я говорю не для того, чтобы рекламировать свою сестру, хотя она этого и достойна, а чтобы показать, что все силы, которые мы вкладываем в детей, потом принесут плоды. Поэтому всегда пользуюсь возможностью поблагодарить родителей за любовь и силы, которые они нам с сестрой дали.

Но первой книги, которую прочитал, я не помню. Читал я стандартный набор книг советского ребенка. Любил книги про Ленина. Всегда в человеке живет тоска по идеалу, а книги про Ильича — это, по сути, то же «житие». У моей мамы сохранились книги ее детства: книги 50-х годов, очень много. Я их любил. И тогда казалось, и сейчас я уверен, что книги 50−60-х гораздо качественнее по содержанию и любовней сделаны, чем книжки 70- 80-х.

— Заставляли ли Вас читать в детстве? Ваши дети читают? Как Вы прививаете им любовь к книге?

— До сих пор, как будто это было вчера, стоит перед глазами такой эпизод. Мне 6 лет. Бабушка каждый день садится рядом, и я должен ей вслух читать. Полчаса. А я очень не хочу. И вот я спрятал за диван книжку. Она ищет, ищет ее. И вдруг мне стало смешно. И я расхохотался над тем, как она кряхтит и уже по третьему разу пересматривает ящики серванта, кипу своих газет — не завалилась ли где моя тоненькая книжка «Васюткино озеро».

Бабушка посмотрела на меня — и все поняла. Села и заплакала. Мне так жалко стало ее, жутко жалко. Я бросился ее обнимать, целовать, достал книжку и сел читать. Почему-то мне кажется, что с этого времени я и стал активно и много читать.

Теперь насчет детей. Наши дети читают много и с удовольствием. Конечно, мы и сами даем, и советуем, что читать. Литературу низкого качества не даем. К двенадцати годам средняя дочь прочитала уже практически всю детскую литературу, переходит ко взрослой. Сейчас они с мамой вслух читают Уильяма Голдинга, «Повелитель мух».

— С какой книги началось Ваше знакомство с Православием?

— Знаете, удивительно, но с… атеистических книг, а первой христианской было Евангелие. Я пришел к Богу в 1987 году.

Сначала я просто приходил в храм, стоял, молился. Это было невероятное ощущение. Те запахи, мелодии песнопений, скрип снега под ногами, когда я шел в храм, стоят и сейчас передо мной, как живые. И тогда я ничего религиозного не читал.

Потом в школьной библиотеке я нашел полочку атеистической литературы. Стал жадно читать, и передо мной открылся новый мир. Очень смешно было, что на божественные цитаты, на эти алмазы библейских и святоотеческих высказываний безбожники нанизывали свои глупые комментарии. По-моему, атеистическая литература в принципе не выполняла своего предназначения. Она могла только «влюбить» в веру, в христианство. Все эти атеистические комментарии просто смешили.

У меня была тетрадка, в которую я выписывал из атеистических брошюр библейские и святоотеческие цитаты. Таким образом, у меня создалась антология, подборка прекрасных духовных высказываний, библейских цитат.

В 1988 году папа принес домой «Новый Завет». Это было карманное издание на папиросной бумаге. Просто мой отец — журналист, и перед празднованием 1000-летия Крещения Руси он был направлен к пермскому епископу взять интервью. Владыка Афанасий (Кудюк) и подарил отцу «Новый Завет». О, как я обрадовался. Это был просто экстракт мудрости. Я понял, что в этой книжице карманного формата заключено все. Вся мудрость, все, что нужно знать.

Кстати, потом, когда я стал семинаристом, я это издание подарил своей тете. И «Новый Завет» лежал у нее без использования. Тогда я подарил ей другой, а этот выпросил обратно. Переплел его в бархатный переплет, сверху наклеил латунную иконочку, и теперь ношу с собой на требы.

— Была ли в Вашей жизни книга, которая перевернула Ваши представления о вере?

— Такого у меня не было. У меня сразу формировалась четкая православная позиция. Весной 1990 года я познакомился с протоиереем Виктором Нориным, моим духовником. У него было огромное количество журналов, официально издававшихся Русской Православной Церковью, это ЖМП — «Журнал Московской Патриархии» и БТ — «Богословские труды».

Их я и читал запоем, один за другим. Когда я поступил в Семинарию, эти журналы, естественно, были в фонде читального зала. И вот было очень смешно, когда нам давали тему, например, для сочинения и ребята нервничали, где взять материал, а я говорил: «Так, все это есть в ЖМП за 1987 год, и в Богословских трудах за 1963-й год».

Но возвращаюсь к вашему вопросу. Другое дело, что сразу появились авторы, которые были для меня открытием, радостью, находкой. В самом начале моего пути в вере — это протоиерей Александр Мень, митрополит Сурожский Антоний. В 1989-м открыл для себя Ивана Шмелева и выпускное сочинение в 11-м классе писал именно по нему.

Ну, а когда я поступил в Семинарию (в 1991 году), я стал открывать для себя каждый день новые имена.

— Можете ли Вы назвать автора, который был для Вас открытием (православный и неправославный)?

— Из православных — это, пожалуй, такие авторы, как Владимир Лосский, протоиерей Георгий Флоровский, протопресвитер Александр Шмеман, протопресвитер Николай Афанасьев, протопресвитер Иоанн Мейендорф, С. Троицкий («Христианская философия брака»), архиепископ Иоанн (Шаховской), митрополит Вениамин (Федченков), патриарх Сергий (Страгородский), архимандрит Киприан (Керн), протопресвитер Василий Зеньковский, архимандрит Софроний (Сахаров), Сергей Фудель, Иван Ильин, Г. П. Федотов. Это любимейшие мои авторы, знакомство с которыми было праздником.

Из восточных святых отцов, которых я для себя «открыл», это были св. Иустин Философ, св. Григорий Богослов. Из творений русских отцов, пожалуй, потрясением были лишь сочинения св. Феофана Затворника и св. праведного Иоанна Кронштадтского. Позже я полюбил литературу о греческих подвижниках благочестия, из которых особенно люблю святогорских старцев Паисия и Иосифа Исихаста. Из сербских люблю святителя Николая (Велимировича) и преподобного Иустина (Поповича).

Насчет неправославного, тут только одно имя явилось для меня потрясением и находкой: Клайв Стейплз Льюис. Первое, что я у него прочитал, было «Письма баламута».

— Есть ли авторы, с чьими взглядами Вы не согласны (православный и неправославный)?

— Каждый автор может высказать вещи, с которыми можно поспорить. Кроме, пожалуй, богословов В. Лосского, прот. Г. Флоровского и прот. И. Мейендорфа — это православное богословие высшей пробы.

Скажу, чей духовно-богословский подход мне претит.

В их софианстве и в периодически возникающем в их сочинениях экзальтированном и надуманном психологизме и магизме — отец Павел Флоренский и протоиерей Сергий Булгаков, при том, что в остальном я люблю этих богословов.

Это псевдостарцы, типа отца Рафаила (Берестова).

В немудрых крайностях — священник Георгий Кочетков.

В противоположных немудрых крайностях — псевдоборцы с ИНН, глобализацией, Антихристом, экуменизмом и проч.

Но еще больше мне претит равнодушие многих пастырей, которые, кое-как отслужив службу, прячутся в своих квартирах и живут обычной мещанской жизнью.

Из церковной беллетристики мне не нравится Майя Кучерская, с ее иронией над церковными реалиями, на которую она не имеет никакого права. Если «Чтение для впавших в уныние» еще терпимая книга, то «Бог дождя» — просто бессмысленная.


Покоробила книга Елены Чудиновой «Мечеть парижской Богоматери». Недопустимое хамство. Не понравилась книга Юрия Вяземского «Сладкие весенние баккуроты» (фантазирование за Христа и апостолов).

— Читаете ли Вы современных православных авторов? Можете назвать самых ярких представителей?

— Читаю, конечно. Из богословов и современных церковных деятелей — это Святейший Патриарх Кирилл, архиепископ Иларион (Алфеев), протодиакон Андрей Кураев, протоиерей Максим Козлов, преподаватели наших Духовных Академий; из Петербургской, например, это четыре имени: архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), архимандрит Августин (Никитин), протоиерей Георгий Митрофанов, протоиерей Александр Сорокин.

Если говорить не о богословах, а о беллетристике, это следующие авторы: прот. Николай Агафонов, Олеся Николаева, Юлия Вознесенская, игумен Иоанн (Экономцев) «Записки провинциального священника», протоиерей Ярослав Шипов, Вероника Эрикссон, пишущая под псевдонимом Антоний Федоров. Недавно прочитал книгу княгини Натальи Урусовой «Материнский плач Святой Руси» и был ошеломлен этим замечательным сочинением.

— Ваша настольная книга?

— Такой книги нет. Для подготовки к проповеди — одно, для лекции — другое, для себя лично — третье. Что я люблю читать для души? Святоотеческие книги, богословские, исторические. Для отдыха — книги, в которых раскрывается внутренняя жизнь человека. Вот мы знаем какого-то деятеля, богослова, святого. А что он на самом деле думал, что его волновало, беспокоило… Через это, конечно, человек становится ближе. В этом отношении отмечу дневники протопресвитера Александра Шмемана. Со многими вещами не согласен, но за строкой видишь живого, незаурядного человека. И начинаешь лучше понимать богословие отца Александра, его книги.

Несколько лет стартовал совершенно уникальный проект: издание дневника отца Иоанна Кронштадтского. Без купюр, а именно таким, каким этот дневник был написан. К сожалению, работа идет медленно, на сегодня вышло всего несколько томов, обнимающих несколько лет дневника. А всего отец Иоанн вел дневник 60 лет! Но со страниц этого дневника мы видим живого человека.

— Какую из ваших книг вы написали первой? Как родилась идея ее издать?

— Первым был сборник статей о православной вере, переросший в книжную серию, изданную издательством «Нева — Олма Пресс» в 2002 году. Из больших книг — это «Таинство вхождения в Церковь» («Нева — Олма Пресс», 2002. 480 страниц).

В 2000 году я был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем храма свв. Константина и Елены в поселке Ленинское (под Репино, 60 км от Санкт-Петербурга). Конечно, я стал работать с прихожанами, служить, совершать требы. В частности, самым популярным было Таинство Крещения. В этих районах никогда не было православного храма (сначала финская территория, потом советская). И многие люди не были крещены, но, когда появился храм, они решили, что настал тот самый момент, когда надо идти в церковь. Но при всем том деревня спивалась, люди очень деградировали.

И вот, прежде всего для них, я перевел чин Крещения на русский язык и крестил по-русски. А потом, скорее для себя и для других молодых священников, моих друзей, стал писать заметки об обряде Крещения, об истории чина, поместил перевод чинопоследования Крещения на русский язык и т. д. Так это выросло в книгу.

— А эта книга доступна в интернет-варианте?

Я думал о ее размещении. Но в том виде, в каком она вышла первым изданием, ее размещать нецелесообразно. Это может быть интересно только священникам, людям, специально занимающимся этой темой. Сейчас я ее перерабатываю. Это будет ряд бесед, в каждой из которых затрагивается какой-то аспект, связанный с Таинством Крещения (отречение от сатаны, помазание Святым Миром, обряд пострижения волос и проч.). И эти беседы будут построены таким образом, чтобы побудить нас мысленно и душевно пережить свое Крещение, Крещение, которое над нами когда-то было совершено. То есть эта книга поставит нас перед теми обетами, которые мы (или за нас крестные) дали Богу, напомнит о том вызове сатане, который мы бросили, когда в свое время пришли креститься. В идеале я хочу, чтобы книга для нас стала поводом переосмыслить свою христианскую жизнь и многое в ней поправить.

— Над какими книгами Вы работаете сейчас?

— Книга с рабочим названием «Знать и понимать Божественную Литургию». В книге шаг за шагом рассказывается о Литургии — самом важном богослужении Церкви. Я покажу, как развивался чин Литургии, все эти знакомые нам и дорогие элементы: Херувимская, Вход и проч. В книге использованы как самые современные научные изыскания по этому вопросу, так и святоотеческие. Причем они не отменяют друг друга, а взаимодополняют.

Другая книга, очень нужная нашим верующим, называется: «Как правильно исповедоваться». Как наладить свою духовную жизнь? Как бороться с грехами (практические советы)? Какие подводные камни нас ожидают, когда мы начнем духовную жизнь?..

Еще одна книга с рабочим названием «Таинства: Истина и предрассудки». Мы знаем, что в Церкви существует 7 Таинств, этих пунктов встречи человека и Бога, узелков, которыми связываются человеческие судьбы с Богом.

Но правильно ли мы понимаем Таинства? Не произошло ли в истории некоего искажения в отношении к Таинствам? Какие предрассудки связаны с Таинствами и что есть подлинное православное учение о Таинствах? Вот об этом книга.

Есть еще ряд идей, но пока о них говорить не будем. Книги, о которых я сказал, написаны более чем на 50%. Проблема во времени, чтобы их закончить.

— Есть ли у Вас любимый книжный магазин в Санкт-Петербурге (светский)?

— Любимых магазинов нет, просто потому, что, стоит мне захотеть достать какую-то книгу, ее в магазинах не найти. Приходится искать по интернету. Из тех магазинов, в которых хоть что-то можно найти интересное, это «Дом книги» на Невском и магазин христианской литературы «Слово» на Малой Конюшенной, дом 9.

— Бумажные книги отмирают, им на смену придут электронные книги, интернет вытеснит прессу и книгу: согласны вы с этими мнениями? Почему?


— Так я считал 10 лет назад. Тогда стали появляться первые интернет-книги, организовывались сайты журналов, газет… Году в 98-м я читал, что создан электронный аналог бумаги, которая скоро вытеснит собственно саму бумагу. Но время показало, что все не так просто… За эти годы наметилась определенная тенденция в отношении бумажных и электронных носителей информации.

Сегодня очевидно, что все новости должны иметь именно электронный формат. Это оперативность, возможность размещения фотографий, видеоматериалов, выход на сайты, которые освещают события параллельно, и многое другое.

Электронными также должны быть словари, энциклопедии, справочники и т. д.

Но подлинная литература — богословская, художественная — заслуживает того, чтобы получить физическое воплощение. Общение с книгой — это именно общение. Ты берешь книгу в руки, листаешь страницы, вдыхаешь запах бумаги и краски, делаешь закладки, пометки… Это воздействие книги на всех уровнях сознания. Это своего рода дружба с книгой. И к хорошей книге (и хорошо изданной) хочется возвращаться вновь и вновь.

Продолжение следует.

http://www.pravkniga.ru/intervews.html?id=1170


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика