Борьба мировых центров | Георгий Векуа | 10.11.2009 |
Попытаемся посмотреть на ситуацию в целом и выяснить, какую роль играет православие в жизни народа, в таких странах, как Грузия или Россия.
С одной стороны, мы все видим, что идет возрождение религиозности, особенно в Грузии (чуть меньшей степени в России, хотя и там тоже, особенно в последнее время), строятся церкви, священнослужители все чаще выступают в средствах массовой информации и на телеэкранах, проповедуя православные ценности, обсуждаются возможность введения в школьные программы обучения основ православия в той или иной форме и т. д. Кстати, со следующего года в 18 регионах России, в виде эксперимента вводится школьный предмет — «Основы православной культуры». Довольно жаркое обсуждение этого вопроса идет и в Грузии.
С другой стороны, жизнь большинства населения в России или в Грузии почти никак не связана с религией, ее ценностями и даже религиозными переживаниями. Миллионы людей в православных странах каждый день часами сидят в т.н. социальных сетях и в блог-сервисах в Интернете и обсуждают всякие мелочи, тратя много времени на выяснение того, у какой модели мобильного телефона чуть лучше работает фотокамера или какой автомобиль (импортный) комфортнее, не говоря уже о «чате», то есть, почти бессмысленном обмене фразами среди потребителей Интернета.
Переживания во время футбольного матча испытываются намного острее современными людьми, чем религиозные чувства. Сплошь и рядом все слушают западную музыку и смотрят голливудские фильмы, соответственно, нынешняя лексика молодежи насыщена названиями западных поп-групп, именами «звезд» кино или певцов и обрывками фраз, выученными из западного (американского) сленга и масс-культуры.
Молодые люди и «тинэйджеры» часто оказываются полностью вовлеченными в разного рода маргинальные, похожие на секты, объединения, наподобие «эмо», «готов», «рокеров» и пр. Опасное распространение приняла наркомания, индифферентное или циничное отношение ко всему, бездумное потребительство, «культ» импортных, модных вещей и брендов, их фетишизация. Можно привести курьезную, но достоверную информацию, что в Тбилиси, отнюдь не самом большом, и тем более, не самом богатом городе мира, открыты магазины и «бутики» сотен западных брендов и по этому показателю наш город превосходит даже известные мегаполисы мира.
Кроме того, религиозность часто подменяется различными культами, псевдорелигиозными течениями, сектами («Свидетели Иеговы», «тантристы», «последователи Ошо» и т. д.). Все это свидетельствует о том, что православные ценности и религиозность на данном этапе, выражаясь термином психологии, находится в бессознательном, под слоем наносной западной масс-культуры, и поэтому истинные православные ценности недостаточно осознаются значительной частью населения в рациональном виде. Говоря другими словами, не произошло сознательного осмысления этих ценностей и выработка соответствующего образа жизни, с опорой на эти ценности.
Мы упомянули «религиозный (православный) образ жизни». Как это можно понимать? Возможно ли вообще в современном глобализованном мире, в отдельно взятой стране, иметь «религиозный образ жизни»? Исламский мир дает положительный ответ на этот вопрос. Причем речь не идет о клерикализации страны, то есть, насильственном, директивном насаждении религии или морально-этических норм сверху таким образом, что население не понимало бы или не принимало этих ценностей. Во многих исламских странах религия проникает в повседневное бытие, оказывает влияние на повседневное поведение и мышление людей. И не только в тех государствах, где ислам объявлен официальной религией.
К сожалению, в христианских странах ситуация в этом смысле совершенно другая. Хотя в некоторых из них христианство признано или еще недавно было официальной религией (например, в Греции — православие, в некоторых скандинавских странах — протестантизм), но в большинстве стран Европы религия все меньше и меньше интересует население. Здесь уже давно идет процесс секуляризации, то есть отделение религии, религиозных институтов от государства. А теперь уже не только от государства, но и от большей части общества.
Секуляризация особенно далеко зашла в протестантских и частично, католических странах Европы. В то же время, в государствах, где главным направлением христианства выступает православие, наблюдается определенное оживление религиозных институтов и попытки секуляризации наталкиваются на сопротивление. Например, в России, как уже отмечалось выше, активизируется религиозная жизнь, воцерковление населения и возвращение к православной вере (а также к исламу). При этом, руководство России уделяет большое внимание отношениям с Московской Патриархией и объединениями мусульман России, чутко относится мнению Церкви.
Нынешняя власть Грузии внешне тоже стала религиозной, в отличие от первых годов после т. н. розовой революции, когда она и ее сторонники предпринимали открытые нападки на грузинскую Церковь, патриарха, вообще на православие. Но по-прежнему чувствуется, что Церковь находится под сильным нажимом государства. Чего стоит хотя бы эпизод от 26 мая этого года, когда несколько представителей правительства и властной верхушки ворвались в алтарь к патриарху, когда тот собирался выступить с проповедью о политической ситуации в стране и пытались оказывать на него давление…
Одним из важнейших вопросов является качество телепередач в стране и их моральное содержание. Не говоря уже о потоках лжи и дезинформации, которые льются с экранов правительственных каналов (а постоянная ложь сама по себе разлагает общество и разрушает его этические основы), не менее пагубное воздействие оказывают те «развлекательные» шоу, фильмы, сериалы и рекламы, которые заполонили наш телеэфир. Бессмысленные развлечения, насилие, культ денег, разврат, цинизм — вот что пытается внедрить в сознание общества подобная «телепродукция». К сожалению, в этом смысле аналогичная ситуация наблюдается и в других странах мира, кроме отдельных исламских или азиатских государств. В то же время, в Грузии так и не удалось создать общенациональный канал под патронажем Патриархии, где передавались бы высококачественные религиозные, культурные и просветительские передачи. Ныне существующий канал аналогичного содержания не справляется со своей функцией из-за технических, финансовых и других проблем и соответственно, не может привлечь ту многочисленную телеаудиторию, которая потенциально существует в Грузии.
Решающее значение для судеб страны имеют процессы в сфере образования. Выше мы также упомянули об эксперименте в системе среднего образования в России, который предусматривает внедрение в школьную программу нового предмета под названием «Основы православной культуры». Через несколько лет, в случае успеха эксперимента, этот предмет станет доступным для всех школ на территории Российской Федерации. К сожалению, у нас в Грузии никак не удается нормально решить аналогичный вопрос, так как окопавшиеся в министерстве образования «соросисты» и их единомышленники из разных неправительственных организаций, с помощью незримой поддержки западных посольств и структур, всячески блокируют внедрение в школах обучения основам религиозной культуры. В то же время, те же люди лоббируют включение в школьную программу т. н. сексуального образования, что противоречит грузинским традициям и исторически сформировавшимся правилам воспитания детей. Особенно в том случае, если подобные «новшества» механически и бездумно переносятся из опыта западных стран.
Совершенно ясно, что нынешняя власть боится, чтобы в стране не началось подлинное религиозное возрождение и делает все, чтобы поставить грузинскую Церковь под свой контроль, и в то же время, косвенно дискредитировать ее. С другой стороны, происходят попытки целенаправленного морального перерождения общества со стороны властей. Все это осложняется губительной внешней политикой нынешнего руководства, которое объявило Россию главным врагом Грузии. Это ставит в тяжелое положение нашу страну и ее население. В таких условиях, долг каждого нормального человека и патриота своей страны заключается в том, чтобы активно или пассивно противодействовать процессу превращения Грузии в агрессивный плацдарм Запада против России. Нужно восстановить тесное сотрудничество и стратегическое партнерство между Грузией и Россией. В этом процессе, без сомнения, одну из главных ролей могут сыграть отношения между Церквями обеих стран, их сотрудничество. Это сотрудничество и сейчас довольно активно осуществляется, несмотря на попытки со стороны отдельных провокаторов (таких как Басил Кобахидзе, Нодар Ладария и др.) рассорить родственные Церкви и народы. Однако, на наш взгляд, уровень взаимодействия все еще недостаточен и можно достичь гораздо большего в будущем. А это, со своей стороны, будет способствовать активизации здоровых процессов внутри обеих православных стран (Грузии и России) и выходу грузинского общества из того глубокого кризиса, в котором оно очутилось по вине безответственной деятельности прежнего и нынешнего руководства Грузии.
Георгий Векуа (Институт Евразии)
Источник: http://erekle-2.ge/