Православный Санкт-Петербург | Протоиерей Иоанн Миронов | 09.11.2009 |
— Прочитать-то надо… Авву Дорофея, Иоанна Пророка… Она очень полезна тебе, не только как редактору православной газеты, но и просто как православному человеку, для борьбы со страстьми и похотьми…
— Возьму книгу, батюшка, прочитаю несколько строк — и руки опускаются…
— Сейчас мы все так. Разучились люди читать книгу. А надо читать классику, надо читать Святых Отцов, надо читать то, что полезно для души. А люди сунулись в противный этот Интернет… Электронные книги… Они же их не читают, они только пробегают их глазами и думают, что уже познакомились… А больше лезут не в электронные книги, а туда, где секс, разврат: тут и грешат вместе с этими подонками.
— Как быть, если твой приходской священник говорит вещи, с которыми ты не согласен? Например, что делать тем, кто оказался прихожанином таких батюшек, как о. Георгий Митрофанов?
— Я скажу словами из Писания: «Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф.23:3). Господь так сказал, а не я. Конечно, пастырей должно слушать, но Господь сказал: по плодам узнаете их…
— А может быть, лучше уйти в другой приход?
— Тоже правильно… Священникам таких и удерживать не надо. Ко мне приходит женщина: «Батюшка, хочу перейти в другой приход!» — «Ангела Хранителя тебе!» Прошла неделя или две — она обратно прибегает: «Батюшка, я ошиблась!» Куда денешься? Опять принял её.
— Сейчас много молодых батюшек. Не все любят у них исповедоваться: что полезного может посоветовать человек, который тебе в сыновья годится? Что вы можете посоветовать людям, которые старше своего приходского священника? Это особенно относится к деревенским жителям: им не очень-то сподручно искать себе духовника по вкусу.
— Я тоже был когда-то молоденьким священником, и приход у меня был деревенский, а все ко мне льнули… Почему? Потому, что я людям рассказывал о Боге просто и люди ко мне приходили запросто… Я чувствовал, что им на потребу… Иной молодой священник может дать даже больше, чем старый. У старых порой и силы не те, и забыто многое, и шевелиться не хочется… А у молодых энергия бьёт ключом, они прекрасно знают богословие, прекрасно знают Святых Отцов и горят желанием помочь своим прихожанам.
— Но если всё же не сложились отношения со своим батюшкой? А деваться некуда: одно село, один священник…
— Пусть привыкают к своему священнику, пусть узнают его поближе… Надо смиряться. К молодым священникам надо относиться с любовью. Помните: Сам Господь посылает пастырей. Не все были стариками и среди учеников Господа Иисуса Христа… Иоанн Богослов был юношей, Марк был юношей и многие другие. Но они пошли с проповедью и принесли Евангелие всему миру. Господь принимает и молодых, и старых, лишь бы слово Божие доносил до народа.
— Отец Иоанн, те грозные знаки, которые посылает нам Господь, — от взрыва в Чернобыле до Саяно-Шушенской ГЭС — говорят ли о наступлении последних времён?
— Теперь постоянно слышишь: «Не было прежде таких цунами… Не было прежде таких землетрясений…» А почему Господь посылает эти беды? За наше неверие. Запад, он совершенно разложился. Там духовного нет ничего. Сегодня я слышал по радио, что в христианских странах теперь отмечают языческие праздники: день Кришны, день Будды, день Магомета — и все должны их праздновать. Но если о Рождестве Христовом заговорить, то его нужно называть не Рождеством, а как-то по-другому, чтобы не обижать язычников. Вот и выходит: называли они Россию империей зла, говорили, что она такая-сякая… А теперь-то мы и видим, что подлинная империя зла — это демократия, которая несёт только разврат. В советское время такого разврата не показывали по телевидению, как сейчас показывают. Нужно бы запретить всё это телевидение…
— Батюшка, вы знаете, что правительство города уже начало строительство Охта Центра.
— Слышал… Но многие архитекторы против этого. Это нам совершено не нужно. Зачем город портить? Если им так хочется, пусть за городом строят эту башню и пусть утешаются, ездят к ней на экскурсию. Это гордыня невероятная в них говорит: лучше бы отдали беднякам те деньги, которые хотят израсходовать на строительство. Хотя и бедняки-то… Многие сейчас бедны просто потому, что не хотят работать. Поля запущены… Даже кур держать не хотят: за яйцами да за курятиной проще в магазин сходить…
— А появление на ЦТ после 20-летнего перерыва оккультиста Кашпировского? Меня поразил огромный интерес людей к его выступлениям. А ведь мы уже научены…
— А я говорил: ни в коем случае нельзя его снова выпускать на телевидение!.. Но, видно, кому-то очень нужно разложить общество.
— Батюшка, я стал реже посещать храм — то ли по болезни, то ли по лени, — и сознаю свой грех, но поделать ничего не могу.
— Ты много работаешь, много пишешь… Я тебе советовал всегда: ходи только в субботу и воскресенье и в праздничные дни, этого тебе будет достаточно.
— Дай Бог хоть этот график соблюсти, и то не получается… Следующий вопрос: на выставке к нашему стенду подошла женщина с перекошенным после операции лицом; сказала, что это вы благословили её на операцию. Но операция не только не помогла, но и обезобразила страждущую.
— Я всегда говорю: если врач вам советует делать операцию, если у вас есть желание, — идите. Это ваша добрая воля. Вот мои слова. Что меня обвинять, если она сама захотела? А что перекосило? Бывает. Потом встанет на своё место. Такое случается, а потом всё приходит в норму. Много сейчас людей, которые хотят свою внешность улучшить… Вот и Майкл Джексон: сколько он сделал операций — и погиб.
— Как вы думаете, где полезнее начинать служение молодому священнику: в городе или в деревне? Какой опыт — городской или деревенский — ему полезнее?
— Конечно, легче начать с маленького прихода. Надо ознакомиться со своими пасомыми, побывать в каждом доме, отслужить везде молебен, освятить, кто что просит. В городе — сегодня человек пришёл, завтра не пришёл… В одном приходе тысячи человек: то зайдут на службу, то не зайдут — где тут всех узнать… Хорошо, когда приходят постоянные богомольцы, как у меня в храме: и я их уже знаю, и они со мной знакомы. И я всегда радуюсь за них: эти люди бегут не на ристалище, а в храм Божий. Как и пророк Давид говорит: «Изволих мне приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих» (Пс.83:11)…
— Мне очень нравится, батюшка, как вы ведёте литургию и как вы общаетесь с паствой. Вы их заставляете порой — хотя они сами этого не замечают — трудиться душой, и молитовки запоминать, и вместе петь, и хором произносить слова из Писания, и заканчивать за вас фразы евангельские (сколько я раз позорился перед вами в подобных случаях!..). И люди у вас в храме не просто бездушно стоят, но молятся всем миром.
— Пусть принимают участие в церковном деле; я считаю, что пастырь должен втянуть народ в богослужение. Божье слово — это океан: столько в нём премудрости. И необходимо, чтобы человек познал эту премудрость. Как и пророк Давид говорит: «Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда» (Пс.18:10−12)…
— Дорогой батюшка! Знаю, как вы любите жизнь, всех людей — грешных и недостойных, как молитесь, как воздыхаете о духовных чадах. И мы вас любим и молимся о вашем духовном здравии. Живите подольше, не оставляйте нас безпомощных. С 83-летием! Многая и благая лета! И ещё поздравляем вас с рождением правнука Николеньки.
— Что ж и вам пожелать? И вам многая лета! И вам, и всем, кто помнит меня, всем моим духовным чадам, — им многая лета, доброго здоровья, чтобы они шли ко Господу и любили Господа…
Вопросы задавал Александр РАКОВ
http://pravpiter.ru/pspb/n215/ta007.htm