Русская линия
Одна Родина Станислав Минаков07.11.2009 

«Над Донцом утес стоит, к небу крест свой возвышая…». Часть II

Часть I

Отчего эти горы святы

Святитель Филарет Гумилевский, архиепископ Черниговский, знаменитый историк и исследователь древностей пишет: «…cпрашивается: с чего горы, лежащие на Донце, на стороне Татарской, называли в 1547 г. и следующих годах Святыми горами? Понятно было название их Донецкими горами… Почему же Донецкие горы названы Святыми?» И поясняет название тем, что к тому времени место давно было прославлено подвижниками русского православия.

Сооружение храма св. Николая Чудотворца, находящегося на меловой горе, куда ведут 326 ступеней, относят ко времени явления чудотворного образа этого святого, известного уже в 1540 г. Алтарь храма был высечен в скале из мела, а вся церковь построена из кирпича. (В 1859 г. храм был возобновлен на средства Е. В. Шабельской и освящен Филаретом, архиепископом Харьковским. В 1874 г. изюмский купец И. П. Извеков устроил в нем золоченный резной иконостас из берестового дерева.) Ныне Николаевская церковь, словно вырастающая из меловой скалы над Донцом, — символ Святогорья, наиболее интересный и древний наземный памятник монастырского комплекса.


Церковь Николая Чудотворца в Святогорске

Одна из версий историков относит возникновение обители к глубокой древности, а именно — к VIII—IX вв., что вполне согласуется с пещерным характером обители (мы помним, что все первые, самые прославленные наши обители начинались с пещер) — отнесем ли мы это к киевским подвижникам Антонию и Феодосию или к молитвенникам, пришедшим, как говорит вторая версия, со святой горы Афон.

Почивший в 1859 г. здешний знаменитый архимандрит Арсений погребен в пещерной усыпальнице. Рядом с ней, согласно воле усопшего настоятеля, устроили пещерную церковь во имя Алексия, человека Божия (до пострижения в монашество Арсений носил имя Алексей), «мужа святой жизни, обладавшего высоким даром рассуждения», при жизни своей не раз имевшего возможность собеседовать с преподобным Серафимом Саровским, ведшего переписку с преподобным Моисеем Оптинским и Святителем Филаретом Московским, с которым они были очень близки по духу.

Летом 1861 г. Святогорскую обитель посетила императрица Мария Александровна с детьми, к ней присоединился и государь император Александр II. Святогорская обитель произвела большое впечатление на царскую семью, и государь вручил архимандриту Герману (Клице, родом из Нежинских купцов) крест, украшенный алмазами и изумрудами.

Неподалеку от монастыря был устроен скит св. Арсения, в котором жило до 30 монахов. Сохранились только пещерные кельи и проходы между ними, напоминающие об иноческих подвигах. (Именно здесь, в сохранившейся доселе келье с окошечком на Донец, 17 лет провел преп. Иоанн Затворник).

Келья Преподобного Иоанна Затворника

Кроме духовного делания и обучения детей в окрестных селах, подкармливания неимущих, обитель всегда вела и огромное образцовое хозяйство — сотни десятин пахотной земли, крупорушки, сеновальни, мельничные поставы, шорные, слесарные, иконописные, позолотные мастерские, сотни голов крупного рогатого скота, более тысячи ульев на пасеке, виноградники, сады, больница, образцовая в Харьковской губернии, приют для сирот, ремесленная школа для мальчиков из окрестных сел, несколько монастырских школ, где монахи преподавали и в которых обучалось несколько сот детей.

Во время Первой мировой войны обитель открыла в своих стенах госпиталь для раненных воинов и приютила 750 беженцев с Волыни, где шли ожесточенные бои, а также часть братии киевских монастырей и Почаевской Лавры. Сюда были эвакуированы ризницы Почаевского Свято-Духовского скита и Волынской епархии. Некоторые иеромонахи Святогорской обители служили полковыми священниками на фронте, где героически проявили себя, за что были награждены наперсными крестами и орденами.

Как мы жили в нашем безбожии

Сразу по наступлении безбожного времени все имущество было описано и изъято, кощунства над священными предметами в обители сопровождались избиением и убийством монастырской братии. С 1922 г. советской властью Святогорская пустынь была закрыта, а на ее территории организован Дом отдыха для рабочих Донбасса. Больничный храм Ахтырской Божьей Матери, а также Спасов и Арсеньевский скиты за ненадобностью разрушили. Обитатели монастыря подверглись жестоким репрессиям, часть его насельников была сослана на Соловки. Архидьякон Авраамий, умерший в 1960-е, свидетельствует в дневниках о погромах и закрытии монастыря. Он рассказывает, что в помещении обители было убито 17 человек: некоторых зарубили шашками, послушнику Тимолаю отрубили пальцы рук… Существуют акты о злодеянии большевиков в обители, которыми Святые Горы были переименованы в Красные. Возвышавшийся на соседней горе двухэтажный храм Преображения Господня был ими взорван.

В 1927 г. как символ господства революции был воздвигнут гипертрофированно огромный каменный памятник Артему (Сергееву) — коммунистическому деятелю, который устанавливал в крае советскую власть, способствовал закрытию Святогорского монастыря. Это «каменный Артем» стоит над Лаврой и по сей день, и с некоторых точек символически выглядит как попирающий ногою купола лаврских церквей, находящихся у подножия Святых гор.

Памятник Артему (Сергееву)

Сегодня обитель чтит и память игумена Иоанна Стрельцова, прошедшего 12 лет лагерей, который навсегда остался в памяти народа как великий старец, духовник, общавшийся с преподобными Кукшей Одесским и Амфилохием Почаевским.

В Лавре сегодня стоят две гробницы подвижников благочестия — схиархимандрита Михаила (отбывшего 10 лет каторги) и игумена Иоанна. И таких мучеников в истории обители немало.

В 1961 г., при Н. Хрущеве, когда были закрыты Почаевский скит, Киево-Печерская Лавра и 9 тысяч приходов, люди приходили к отцу Иоанну и спрашивали: «Батюшка, что же это будет, что же будет дальше?» «Да не переживайте, еще откроется Святогорская обитель, еще обитель процветет и прославится, колокола еще затрезвонят!» Люди, выслушивая это, говорили: «Батюшка, вы нас утешаете, ничего этого уже не будет…» А он стучал кулаком по столу и говорил: «Маловеры! Я же вам сказал, что — будет! А колокола будут такие, что до Красного Лимана будет слышно».

День сегодняшний. «Святогорская болезнь»

В 1992 г. предсказания святогорских старцев сбылись, и в обители вновь зазвучали слова молитвы и возобновилось монашеское жительство — поначалу с восьми насельников.

В 1992 году из Казанского храма в Пушкинских горах, когда Святогорский монастырь был возвращён Русской Православной Церкви, туда вернулась явленная и чудотворная икона Божией Матери Одигитрия Святогорская.

Чудотворный образ Божией Матери Одигитрия Святогорская

В настоящее время в Лавре около 120 человек, около 70 находятся в постриге.

На 5 колокольнях монастырских собрано 54 колокола, а звонарями сохранены древние и заново составлены до 30 мелодий колокольного звона, из которых «Слобожанский», «Затворнический», «Собору преподобных отцев Святогорских» — являются плодом творчества и таланта монастырских звонарей.

Как никогда отзываются сегодня в сердцах братии слова, сказанные в XIX в. Святителем Иннокентием Херсонским в бытность его во Святых Горах: «Вам, братия обновленной обители, предоставлено Промыслом Божиим продолжать историю ее на земле, продолжать не столько повестью словесной и писанием, сколько самим делом и святыми подвигами. Войдем же в дух нашего святого предназначения. Благо нам, если мы, при помощи ревнителей благочестия, восстановим стены и возградим забрала древней обители. Но эта работа, хотя и небезтрудная, составляет токмо одни подмостки к зданию, один приступ к труду негибнущему. Существенное предназначение наше, главный подвиг должен состоять в том, чтобы в нас воскрес дух древней обители, чтобы он, облекшись как бы новым телом, явился в первобытной лепоте своей, да все, ближние и дальние, видя дела Веры и плоды любви нашей о Христе, прославили за нас Отца, иже на небесах».

По мнению настоятеля Лавры архимандрита Арсения, высказанному в интервью руководителю пресс-службы УПЦ МП В. Анисимову, «Донбасс — регион очень сложный. Если брать центральные области Украины, то население там в большинстве оседлое и имеет устоявшиеся духовные традиции. В Донецкой же области, куда в годы индустриализации десятки тысяч людей приезжали на заработки, спасались от голода, глубоких верований нет. Так же обстояли дела и в дореволюционное время, когда обитель числилась за Харьковской губернией. Святогорский монастырь был и остается оплотом охранения чистоты Православия, духовных и нравственных ценностей в этом регионе».

Лавра Святогорская, как и все пять Святых Лавр Руси, является символом единения братских славянских народов в деле общего духовного возрождения и единения на основе братской любви и Божиих Заповедей. Она стала местом, куда будут стремиться православные Украины, России, Беларуси, чтобы черпать духовные силы и поддержку Силы Господней в деле единения и возвращения на пути святости и благочестия, которыми ходила и да будет идти Святая Русь.

Святогорская Свято-Успенская Лавра

Архимандрит Арсений сказал замечательные слова о Лавре: «Божий Промысел вижу даже в том, что люди, приезжающие в качестве туристов, в следующий раз посещают святое место уже как богомольцы. Есть такое выражение „Иерусалимская болезнь“: это когда человек один раз побывал в святом месте и ему еще и еще хочется посетить его. Так вот, существует и „Святогорская болезнь“. Плененный Божьей Благодатью, побывавший в Святогорье человек снова рвется сюда сердцем и душой».

http://odnarodyna.ru/topics/11/266.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru