Русская линия
Одна Родина Станислав Минаков06.11.2009 

Над Донцом утес стоит, к небу крест свой возвышая…" Часть I

Всего на Руси пять Лавр. Две, обе Свято-Троицкие, находятся на территории Российской Федерации — Свято-Троице-Сергиева (в Подмосковье, в г. Сергиев Посад, Лаврой является с 1744 г.) и Свято-Троице-Александро-Невская (в Санкт-Петербурге, Лавра — с 1797 г.), и три, Свято-Успенские, — на Украине.

Наша Русь, как завещали святые отцы, является уделом Божией Матери. Не случайно на Украине все Святые Лавры — Киево-Печерская (Лаврой является с 1598 г.), Почаевская (с 1833 г.), и Святогорская (с 2004 г.) — посвящены Богородице, нашей доброй покровительнице и заступнице пред Господом.

Мы расскажем здесь о самой молодой русской Лавре — Свято-Успенской Святогорской. Сама обитель имеет древнюю историю, однако высочайший статус Лавры получила совсем недавно — 9 марта 2004 г.

Место и время

Она, часто упоминавшаяся в летописях и документах XVI в., уже тогда именуемая древней, расположилась на живописном берегу Северского Донца, среди меловых гор, покрытых густым лесом. Места не просто красивые — притягательные некой тайной, хранимой веками, а может, и тысячелетиями. Хочется отметить эту таинственную общность святых мест: здесь человека посещает благоговейное чувство того же свойства, что, скажем, на Соловках, Валааме, на киевских берегах Днепра.

«Занимая бесспорно одну из прекраснейших по красотам природы местностей южной России, обитель эта немало также замечательна древностью своего основания, восходящей ко временам основания христианского подвижничества в нашем отечестве», — писал известный литератор XIX века А.Ф. Ковалевский.

Святогорская обитель высится над равниной как град нездешнего мира — величественная, сохранившая следы недавней трагической истории. Она словно вырастает из скал; внутри них, в меловых пещерах, соединенных длинными галереями, расположились подземные храмы и кельи. Там течет жизнь, сокрытая от глаз посторонних. Большая часть монастыря расположена в толще гор, где проводили свою жизнь подвижники и молитвенники.

В Святогорских пещерах

Григорий Кулжицкий в книге «История Святогорской Успенской общежительной пустыни в Харьковской губернии», изданной в 1884 г. в Харькове, писал: «Южные губернии России, лежащие между Каспийским морем и реками Днепром и Доном с их притоками, уже в первые века по Рождестве Христовом были заселены разными народами, и уже в III веке на этом громадном пространстве красовались обширные города, переполненные произведениями искусства и наук. Города те были древнее столиц настоящей Европы. Но волею Божией все те города исчезли с лица земли, остались только реки — свидетельницы минувшей жизни этого края, да холмы и курганы, будто могильные памятники бывших здесь суетных величия и славы человеческой».

На берегах Северского Донца происходили события, описанные в знаменитом «Слове о полку Игореве». Неподалеку отсюда в 1223 г. состоялась судьбоносная битва на Калке (ныне р. Кальчик), после которой пришла на Русь «тьма великая», как именовали русские летописи татарское иго. После разгрома Крымского ханства (XVIII в.) донецкие земли, имеющие стратегическое значение на подходах к Азовскому морю, были присоединены к Российской империи. Одна часть вошла в состав Екатеринославской губернии, другая отошла к Харьковской.

Писатель А.П.Чехов восторгался необычайной красотой этого уголка, назвав его «Донецкой Швейцарией». Он писал своей сестре Марии Павловне: «Место необыкновенно красивое и оригинальное: монастырь на берегу Донца, у подножья громадной белой скалы, на которой, теснясь и нависая друг над другом, громоздятся садики, дубы и вековые сосны. Кажется, что деревьям тесно на скале и что какая-то сила выпирает их вверх и вверх. Сосны буквально висят в воздухе и того, и гляди, свалятся… Кукушки и соловьи не умолкают ни днем не ночью».

Место это восхищало и В.И.Немировича-Данченко, и Марину Цветаеву, и многих других посетителей. Старшая дочь поэта Ф.И.Тютчева — Анна Федоровна Тютчева, побывав в Святогорье в 1861 году, оставила такие строки в стихотворении «Святые горы» (отредактированные мастером-отцом в 1862 г.):

И громадою отвесной,
В белизне своей чудесной,
Над Донцом утес стоит,
К небу крест свой возвышая…
И, как стража вековая,
Богомольцев сторожит.
Говорят, в его утробе
Затворившись, как во гробе,
Чудный инок обитал,
Много лет в искусе строгом
Сколько слез он перед Богом,
Сколько веры расточал!..

«Чудный инок»

«Чудный инок» из стихотворения А. Ф. Тютчевой — это преподобный Иоанн Затворник (Иван Крюков).

Подвижник родился в 1795 г. в Курске. С детства он горел любовью к монашеству, особенно к подвигу затвора, но его желанию суждено было исполниться только после испытаний тяжелого, безрадостного детства в наймах и после жизни семейной, к которой он был принужден против своей воли матерью. После смерти жены в 1839 г. Иван поступил сначала в знаменитую Глинскую пустынь, а через годы прибыл в Святые горы. Работая в пещерах по их расчистке, он полюбил одну из меловых келий, в которой и затворился в 1850 г. по благословению настоятеля, а через два года принял схиму.

«Представьте себе, читатель, тесную и низкую келию, своды которой не выше роста человеческого, иссеченную в мелу, свет в которую проникает через узкую скважину, пробуравленную наружу скалы на довольно большом расстоянии, — писал А.Ф. Ковалевский, очевидец подвигов затворника. — Атмосфера келии резко холодная и сырая, напоминает собою ледник: она как бы колет вас и возбуждает в теле озноб лихорадочный (только через 5 лет там была устроена печь). Все убранство келии составляет деревянный открытый гроб с большим надмогильным деревянным крестом у изголовья, на котором написан распятый Господь; в гробе немного соломы и возглавие, и в таком виде служил он ложем успокоения затворнику, претружденному подвигом бдения молитвенного. Вот все успокоение, которое дозволял себе подвижник: затем небольшой аналой у святых икон, деревянный обрубок, служивший вместо стула, кувшин для воды, горнец для пищи, нагольный тулуп, ветхая мантия с епитрахилью и неугасаемая лампада — удовлетворяли все жизненные потребности затворника, да еще неизменные его тяжелые железные вериги и жесткая власяница, которые носил он на своем теле и которые сами составляли немалое испытание своей тяжестью и остротой. Правило молитвенное по заповеди отца Арсения совершал он следующее: в сутки полагал 700 поклонов земных, 100 поясных, произносил молитв Иисусовых 5000, Богородичных 1000, читал акафисты Сладчайшему Иисусу, Богоматери и Страстям Христовым, помянник… приобщался Святых Христовых Тайн… в соседней пещерной церкви Иоанна Предтечи, где служилась еженедельно литургия по вторникам…

Сырость была такая, что одежда недолго служила, видимо истлевала и распадалась. Мириады насекомых кишели в келье, в гробу и одеждах подвижника, уязвляли до крови его тело и нарушали его покой, если только можно назвать покоем ложе в гробу при такой обстановке. Но крепость духа подвижника Божия была поистине изумительна: все терпел он мужественно ради Господа и спасения своей души; страдания Господа всегда представлял он взором души своей и, противопоставляя им свой подвиг, считал его ничтожным от искреннего сердца».

Проведя в затворе 17 лет, Иоанн сподобился благодатных даров непрестанной молитвы, дара рассуждения, прозорливости и чудотворений.

А 24 августа 1995 г. преподобный Иоанн Затворник Святогорский был причислен Украинской Православной Церковью к лику святых. Всечестная глава его благоговейно хранится в Свято-Успенском соборе обители. Ежегодно в день памяти преподобного — 24 августа совершается крестный ход вокруг обители с его мощами, на который собирается до полутора десятков тысяч паломников.

В день визита Патриарха Кирилла

30 июля 2009 г., в день почитания Святогорской иконы Божией Матери, Лавру во время пастырского визита на Украину посетил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, словно завершив дело, которое по болезни не довелось совершить годом ранее его предшественнику, Патриарху Алексию II, при содействии и благословении которого и была во многом восстановлена и возвышена до высочайшего звания Лавры Святогорская Свято-Успенская обитель.

Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил десяткам тысяч паломников, пришедших к его проповеди, слова чинопоследования Литургии Василия Великого: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие».

«Если нас во едином Хлебе и Чаше сам Бог соединяет, что может нас разлучить? Какими человеческими аргументами, какими человеческими мечтами, какими человеческими ценностями может разделиться Тело Христово? Нет такой мечты, нет таких ценностей! Тем более не может быть таких общественных, национальных или политических идеалов, ради которых было бы позволительно разделять то, что сам Бог соединил», — подчеркнул Святейший Владыка, вновь напомнив, что никакими аргументами, никакой человеческой мудростью, никакими человеческими идеалами нельзя оправдать раскол, потому что раскол — это нарушение слов Господа о единстве Его наследия.

«Говорю об этом сейчас здесь, на этом святом месте, обращаясь к вам — к тем, кто силой своей веры сохранил единство Церкви здесь, на украинской земле. Низкий вам всем поклон и Патриаршая благодарность от всей Русской Православной Церкви за ваше мужественное стояние в вере, за вашу верность Господу и Спасителю», — сказал Патриарх Кирилл, низко поклонившись верующим, пришедшим в этот день в Святогорскую Лавру.

Тысячи людей ответили своему Патриарху громкими рукоплесканиями и приветственными возгласами.

«Я верю, что Господь приклонит милость к Украине, вразумит власти, вразумит и тех, кто по неведению, забвению и окамененному нечувствию пребывает в расколе, — сказал далее Его Святейшество. — Я верю в исцеление народа, в исцеление национальной жизни Украины. И как Патриарх в том числе и Украины, я буду делать все для того, чтобы народ воссоединился, чтобы политические и национальные противоречия исчезли, чтобы единая Церковь Христова, Церковь-мученица и исповедница, бывшая верной Христу даже до смерти и разделявшая судьбу своего народа, вновь имела силу и возможность обнять материнскими объятиями всех своих верных чад».

http://odnarodyna.ru/topics/11/265.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru