Русская линия
Одна Родина В. Титов-Пржевальский03.11.2009 

Три Руси и род Пржевальских

«Мы Король, имея во всегдашнем внимание дабы Служба и подвиги Каждого Нам Королю и Республике оказываемых, не оставались без наград и прочь то самое и других к заслугам поощрять… в частых многих битвах сражался не щадя собственной крови и тем заслужил Наше благоволение. За каковые его заслуги он в честь награды просит нас о пожаловании ему Дворянского Достоинства и Герба… Стефанъ Король». Так 28 ноября 1581 года была поставлена веха в развитии рода Пржевальских в условиях новой после Киевской Руси сословной государственности.

Сравнение исторического развития Великого княжества Литовского и Великого княжества Московского в XIV — первой половине XVI веков показывает, что между ними было гораздо больше сходства, чем различий. Эту стадию созидания государства сегодня называют «военно-служивой государственностью». К ней восточные славяне перешли от древнерусских городов-государств, и в ее становлении огромную роль сыграла служебно-городская система, известная в более ранний период у западных славян.

Основатель рода, Корнила Перевалька, родился в семье конного мещанина Онисима, жившего в Витебске возле замка. В Речи Посполитой существовало три категории войск: собственно войска, в которых служили реестровые (в том числе и бывшие запорожские) казаки; войска конной «милиции» (витебские казаки) и легковооруженная подвижная кавалерия. Конные мещане были особой сословной группой, занимавшей промежуточное положение между обычными мещанами и шляхтой (дворянством). Корнила как витебский конный мещанин воевал в составе литовского войска.

Витебск сначала входил в Полоцкое княжество, потом был центром Витебского княжества. Витебск находился на землях, которые первоначально назывались Великим княжеством Литовским, затем Великим княжеством Литовским, Русским и Жемайтским, потом снова Великим княжеством Литовским. Историки называли княжество Литовской Русью. Как писал Ф. Энгельс, Литовским княжество было по названию. Оно ведь было Белорусским, даже государственный язык был белорусским. Впрочем, документы канцелярии великого княжества — Литовской Метрики — свидетельствуют, что вплоть до XVI века восточнославянское население считало себя русским, а своебразный язык был ближе русскому, чем современным украинскому и белорусскому.

Общинный уклад жизни славян, постоянная внешняя опасность способствовали выработке харизматических идей и ценностей. Они довлели над интересами отдельно взятой личности или даже целой семьи. Так было и с родом Пржевальских. Если надо было спасать свою землю от врагов, то на поле брани выходили все. Одна человеческая жизнь ничего не значила в сравнении с опасностью гибели всего рода, да и сам человек существовать без рода просто не мог. Подчеркивая эту особенность ментальности славян, П. Кесарийский писал: «… у них счастье и несчастье считаются делом общим».

Сокращение сферы бытования русской культуры в Великом княжестве Литовском, отказ от православия многих аристократических фамилий привело к ликвидации прежней модели литовско-русских отношений. В те далекие времена люди жестко придерживались веры, и имена давались строго по вере. Православный священник не крестил мирян с польским именем, а ксендз — с русским. Поэтому род Пржевальских имеет две ветви: одну католическую, другую православную. До Великого социального эксперимента в октябре 1917 года большинство Пржевальских хорошо знало свою родословную. Значительное их число проживало на территории Смоленской и Витебской областей. Были русские православные и поляки, т. е. римско-католического происхождения. Были дворяне, мещане и крестьяне (бывшие крепостные). У смоленских Пржевальских имена русские (Николай, Михаил), а у витебских — польские (Адольф, Франц).

Род Пржевальских был тесными узами связан и с Украиной.

Зоя Михайловна Сухотина-Беляева-Пржевальская в письме автору, написанном в 2009 году, сообщала: «Ольга Евгеньевна Беляева (урожденная Пржевальская) получила образование в закрытом пансионе „Братство“ в г. Остроге. В течение всей жизни работала учительницей в разных учебных заведениях — женская гимназия в Вильно, в Полтаве, после 1917 года на курсах Первых Красных командиров, затем Пехотное училище в Полтаве (где учился Ватутин Н.Ф.). Далее под Полтавой в колонии малолетних преступников (колония А.С.Макаренко), в вечерних школах для взрослых — все литература и русский язык, до самой пенсии».

Другая представительница славного рода Пржевальских, Жанна Георгиевна Ксенофонтова вспоминала: «Моя мама Тамара Евгеньевна Пржевальская выходила замуж за Жартовского Николая Николаевича в городе Полтаве в 1925 году. С ним она уехала в Одессу. Брат моей мамы Виктор Евгеньевич Пржевальский защищал нашу Одессу как герой и был очень сильно ранен"…

Командир батареи майор Пржевальский Виктор Евгеньевич погиб позже, в 1943 году, был похоронен на поле боя.

Высокая социальная активность рода Пржевальских сделала его богатым на предания. Одно из них сообщало, что Пржевальские-дворяне при женитьбе или выходе замуж благословлялись Библией с вкладышем — родословным древом. Судьбу одной из таких книг рассказала в письме Бронислава Адамовна Желнеровская-Пржевальская. «Наша библия, -писала она, — была в кожаном переплете и окантована медью. Генеалогическое древо уничтожил немец в 1942 году (который квартировал в доме) со славами: «У славян не может быть генеалогического древа"…»

Сегодня вновь документально подтверждено родство более пятисот Пржевальских. Поэтому нередко в письмах звучат ностальгические нотки: «Однажды вечером я взяла справочник, нашла фамилию Пржевальских и выяснила, что мы имеем самое прямое родственное отношение…» — отмечала в своем письме Лидия Павловна Василенко-Пржевальская.

Из каждой семьи Пржевальских сыновья уходили в люди. Поступали на службу, уезжали в города, женились… Жили в Витебской, Волынской, Екатеринославской, Полтавской, Смоленской, Херсонской губерниях, в Вильно, Одессе, Москве и Петербурге, на землях Войска Донского, на Кубани, Тереке и в Сибири. Одним словом, род Пржевальских славен не только своим служением Отечеству-России, но и тем, что его вскормили своими живительными соками три Руси — Беларусь, Украина, Россия!

http://odnarodyna.ru/articles/4/916.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru