Русская линия
Санкт-Петербургские ведомости Александр Казин03.11.2009 

С кем вы, господа либералы?
Наша Победа и ее противники

Не за горами один из главных наших национальных праздников, объединяющих современный российский народ, — 65-я годовщина Победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Казалось бы, радоваться надо всем вместе, не уставая благодарить ветеранов, спасших нас и весь мир от коричневой чумы. Однако находятся люди, для которых эта дата не праздник, а повод для оскорблений воинов народа-победителя и даже для прославления его врагов. Впрочем, судите сами.

Кусочек льда в сердце

Как помнит читатель, мальчику Каю в сказке Андерсена попал в сердце кусочек льда, после чего ему все виделось в дурном свете — даже цветы! Некоторые наши либеральные деятели и публицисты напоминают мне порой этого злого мальчишку, особенно когда речь у них заходит о России, ее прошлом, настоящем и будущем. Если военные могут сказать о себе: «Есть такая профессия — Родину защищать», то либералам я бы посоветовал открыто исповедать свой символ веры: «Есть такая профессия — Родину оплевывать». Впрочем, еще в позапрошлом веке перебежчик-иезуит В. Печерин громко провозгласил свою веру: «Как сладостно отчизну ненавидеть и жадно ждать ее уничтоженья…».

В последнее время отечественные «свободопоклонники» — вкупе, разумеется, со своими иноземными единомышленниками-грантодателями — явно усилили напор на Россию. То ли приход нового президента их вдохновил, то ли ряд круглых дат (70-летие договора Молотова — Риббентропа и начала Второй мировой войны) их стимулировали, но они дружно навалились как на традиционные для них темы, так и на относительно новые, во всяком случае в массовом радио- и телеэфире. Россия — «тысячелетняя раба», цари-крепостники, революция как бунт некультурной черни, и особенно сталинизм — вот хорошо объезженные коньки наших свободолюбивых умников. Теперь к ним прибавилась тематическая разработка Второй мировой войны — разумеется, в плане принижения русско-советской Победы, фактического оправдания предателей, служивших в СС, и даже уравнивания гитлеровской Германии и Советского Союза в качестве тоталитарных виновников планетарной бойни…

Фашизм и коммунизм

В июле 2009 года Парламентская ассамблея ОБСЕ приняла резолюцию «Воссоединение Европы», в которой фактически уравняла фашистскую Германию и советскую Россию в качестве зачинщиков Второй мировой войны. На российском радио и телевидении ту же идею развивает, например, историк Н. Сванидзе при активной поддержке эротического писателя В. Ерофеева. Этим господам вроде бы невдомек, что если бы не советско-германский договор о ненападении 1939 года, отодвинувший границу СССР на запад, немцы уже через несколько недель наступления взяли бы Ленинград, и тогда исход всей Второй мировой войны мог быть совершенно другим. Не так давно вышла в свет книга священника (! — А. К.) Георгия Митрофанова, в которой едва ли не главным героем Великой Отечественной войны провозглашается предатель Власов, а воины, победившие оккультный Третий рейх и спасшие Россию (и всех русофобов заодно) ценой собственной жизни, оказываются «носителями лжи». «Наше общество, — пишет о. Георгий, — состоит из людей, в подавляющем своем большинстве живших во лжи, служивших злу и сейчас упорно делающих вид, что вся их жизнь проходила в служении правде. Они „служили России“ — называлась ли она Советским Союзом, называется ли она Российской Федерацией, — а на самом деле эти люди, не способные вот так честно и последовательно, как генерал Власов и его сподвижники, перечеркнуть свою прошлую неправую жизнь, служили не России и служат не России, а служат только себе». В качестве венца своих обвинений г. Митрофанов даже изобретает страшный, на мой взгляд, неологизм «победобесие» — это о всенародном празднике 9 Мая! Чем такой взгляд отличается от героизации бывших эсесовцев в Прибалтике и на Украине? Еще более удивительно, что подобные мысли высказывает священнослужитель Санкт-Петербургской епархии! Иной несведущий в церковных делах человек (в том числе и патриотически настроенный) и впрямь может принять личную точку зрения г. Митрофанова за позицию Русской Православной церкви по этому вопросу. Дескать, они «за Власова…».

Еще один пример недавнего злобоизлияния, которое даже неудобно цитировать, — статья заслуженного либерал-диссидента А. Подрабинека, помещенная 21 сентября в сетевом «Ежедневном журнале» и переполненная ненавистью к воинам России — СССР. «СПб ведомости» уже писали об этом безобразном послании (1 октября). Ветераны Великой Отечественной войны оскорбляются здесь всеми возможными способами, зачисляясь одновременно в жлобы, в тюремные вертухаи и в палачи на расстрельных полигонах. «Это вы, советские ветераны, защищали советскую власть и потом были обласканы ею, а теперь страшитесь правды и цепляетесь за свое советское прошлое <…>. Это вам только кажется, что отдых ваш заслуженный и почетный. Это вам только кажется, что вы пользуетесь всеобщим уважением. Вам внушили это давно, но ваше время кончилось. Ваша родина не Россия. Ваша родина — Советский Союз. Вы — советские ветераны, и вашей страны, слава богу, уже 18 лет как нет».

Вот такие подарки участникам Великой войны к 65-летию Победы!

Слово Патриарха

Не надо быть особенно политически дальнозорким, чтобы видеть, что подобная нигилистическая критика нашей Родины не ограничивается прошлым, центральным своим острием направляясь в ее настоящее и будущее. Суть подобных воззрений не изменилась со времен Ф. М. Достоевского, заметившего, что «вся наша либеральная партия прошла мимо дела, не участвуя в нем и не дотрагиваясь до него; она только отрицала и хихикала». Перечисляя темные пятна отечественной истории, эти господа не могут (или не хотят) понять, что русская история и русский народ (в том числе и в советский период) не сводятся к черноте и крови. Если бы речь шла о делах группы международных заговорщиков во главе с гг. Ульяновым-Лениным и Бронштейном-Троцким, то и разговаривать было бы не о чем. Но дело касается судьбы России, всего ее многомиллионного народа вплоть до сего дня, и тут нужен Божий суд, который видит вещи в их полноте и который будет произнесен в конце времен. И праздник Победы, как и горе по невинно убиенным русским новомученикам во главе с царской семьей, не отнимут у нас ни генерал Власов, ни гг. Митрофанов с Подрабинеком. Как писал блаженной памяти митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн в своей книге «Битва за Россию», «при всей противоречивости народной жизни в ее безмерном разнообразии, она все же насквозь пронизана христианским мировосприятием. Его характернейшие черты — жертвенность, самоотверженность, терпение — позволили нашему народу пережить страшные испытания последних восьми десятилетий, помогают и сейчас нейтрализовать, обезвредить злонамеренные эксперименты над страной. Это неоспоримый факт, очевидная реальность нашего бытия».

Развернутую оценку современным поклонникам Власова дал Патриарх Кирилл в своем августовском выступлении в Архангельске. Вот отрывок из него: «Мы называем эпоху, в которой мы живем, эпохой постмодерна — такое вот слово выдумали. И наибольшим достижением этой эпохи считается свобода человека, которая ориентирована на свободный выбор. Человек сам является автономным носителем окончательных решений, чтo есть добро, а чтo — зло. Время от времени у нас вспыхивают общественные дебаты по поводу значения Великой Отечественной войны, и некоторые утверждают, что выбор тех людей, которые стали сотрудничать с немцами, которые пошли во власовскую армию, вполне правомерен: «Это был их выбор, они свободны. Человек свободен определять, с кем он. Вот и выбрали эти люди не защиту Родины, а борьбу со своей Родиной вместе с оккупантами». Наивные люди, воспитанные в традиции, говорят: «Да как же так можно! Да постыдитесь вы греха, да ведь они же предатели!». А им отвечают: «А что такое предатели? Это свободный выбор человека. Сегодня у нас разные точки зрения, сегодня у нас плюрализм мнений, и свободный самодостаточный человек и определяет, что такое добро, а что такое зло… Так постепенно размываются границы между добром и злом. А почему это происходит? А потому, что человечество утрачивает понятие греха. Сегодня, отталкиваясь от идеи человеческой свободы и альтернативного поведения, поддержанного современной псевдокультурой, мы укореняемся в сознании того, что любой человеческий выбор правомерен. Понятие нравственности исчезает: я сам себе голова, я сам определяю, что нравственно, а что безнравственно».

Как видим, церковное осмысление этих событий — и вообще русской истории и культуры ХХ века, включая советский и постсоветский периоды, — решительно противостоит попыткам превратить Россию в «черную дыру».

Позиция гг. Митрофанова с Подрабинеком — одна из знаковых (и в этом смысле закономерных) сторон либерально-диссидентского сознания, навеки запечатленных тем же Достоевским в образе Ивана Карамазова. Этот герой и в Бога вроде бы веровал, но только мира его не принимал — а потому общался с чертом. Подобно этому господину, наши либерал-диссиденты также, по существу, отвергают чуть ли не всю отечественную историю — зато уж идут в этом деле до конца, до оправдания войны на стороне гитлеровского фашизма: «хоть с чертом, но против Совдепии». Как тут не вспомнить роман А. Солженицына «В круге первом», герои которого рассуждают о том, следует ли подвергнуть сталинскую Москву американской ядерной бомбардировке…

Действительно, может, надо было, если там живут одни «вертухаи», «стукачи» и «совки»?

История рассудила иначе

Следует оговориться, что здесь нас занимает не столько политика гг. Митрофанова и Подрабинека — с ней все ясно, сколько способ мышления людей, полагающих себя интеллектуалами, однако неспособных за пеленой собственных отрицательных эмоций разглядеть непреложную реальность факта: Советский Союз не исчерпывался ГУЛАГом и «вертухаями», а все свои семьдесят лет существовал как определенная (превращенная) социокультурная форма исторической России со всеми вытекающими отсюда достоинствами и недостатками. И правы те аналитики, которые подчеркивают, что при всей чудовищности обоих режимов — фашистского (гитлеризм) и советского (ленинизм-сталинизм — «оба хуже») существовала объективная разница между ними: первый ориентировался на мистико-биологическое господство сверхчеловеческого вида «белокурая бестия», находя для этого поддержку в гностическом оккультизме и приговаривая остальных «недочеловеков» к смерти, тогда как второй стремился в идеале к всеобщей справедливости и солидарности людей труда. И Рузвельт с Черчиллем и Де Голлем очень хорошо отличали имперский проект Сталина от нордического мифа Гитлера, однозначно предпочитая советскую Россию и образовав с ней вместе Организацию Объединенных Наций. И столицы Европы весной 1945 года встречали наши танки цветами.

Противопоставлять Россию СССР — почти то же самое, что противопоставлять петербургскую «рабовладельческую» империю соборному царству московской Руси. После цивилизационной революции Петра Великого население России уменьшилось примерно на четверть — однако кто возьмет на себя смелость вычеркнуть Россию ХVIII — ХIХ столетий из наших летописей? Впрочем, находятся и такие. В ХХ веке под руководством Иосифа Сталина за три пятилетки фактически была построена новая страна, взявшая в 1945 году Берлин, овладевшая ядерным оружием и первой вышедшая в космос. Это, как говорится, медицинский факт, в таких делах вопреки главнокомандующему не побеждают. Да, все это было достигнуто ценой большой крови. «Лучше было всего этого не делать?» — это мы слышали от русофобов прошлого века. «Надо было действовать иначе, другими методами?» — да, конечно, но история сослагательного наклонения не имеет. Нравится нам это или нет, в России не нашлось других сил, которые осуществили бы воссоздание страны после февральско-октябрьского либерально-революционного погрома другими, более гуманными — я уже не говорю, христианскими — средствами.

Разумеется, на этом основании можно вообще вычеркнуть Россию с карты мира, что и пытаются сегодня сделать с помощью мощных пиар-кампаний ее наиболее «продвинутые» недоброжелатели. Повторяю, дело не в оправдании жестокости, а в ясном понимании того, что своим сегодняшним существованием мы, живущие в ХХI веке, обязаны тем самым советским людям, которые в 1936 году голосовали за социалистическую конституцию, а в 1945 ценой своей жизни спасали буржуазную Европу от «окончательного решения» еврейского, польского, цыганского и других расовых вопросов. Это были одни и те же люди, один и тот же народ. Это им поставлен памятник в Трептов-парке, за которым бережно ухаживают немцы — потомки их бывших врагов.

Точно так же при обсуждении личной роли Сталина в российской истории необходимо решительно отвергнуть как тупой сталинизм в стиле «культа личности», так и патологический антисталинизм в кругозоре кухонного диссидентства. Сталин не был убийцей русского народа, как не был и его спасителем, но он приложил свою тяжелую восточную руку и к тому и к другому. Об этом не удается судить по формальному принципу «или — или». «По плодам их узнаете их», — сказано в Писании. Начавшись как террористическая ленинско-троцкистская «Совдепия», Советский Союз (к ярости и изумлению самого Троцкого и возглавляемого им «четвертого интернационала»), унаследовав народную энергетику тысячелетней православной традиции, принес к середине ХХ века плод победы над самой страшной антинациональной силой, когда-либо надвигавшейся на Русь в истории.

Да, русская действительность прошлого столетия — это трагическая действительность. Наш народ не принял бы коммунизма, не искусился бы им, если бы в нем не было некоей притягательной силы, о которой даже не ведали теоретики и практики «исторического материализма». «Живи не так, как хочется, а так, как Бог велит» — такова краткая формула русской идеи, тайно направлявшей (и направляющей) нашу историю не только при «господах», но и при «товарищах». Красная звезда и флаг с серпом и молотом (сплошь оккультные знаки) обращались в душе России в христианский символ — вот где подлинное чудо русской истории. Ленин, Троцкий, Сталин, Дзержинский, Луначарский и Ярославский вместе со всем их чрезвычайным аппаратом ничего не могли с этим поделать: в руку России вкладывали коммунистический меч, а она его — как и другие иноземные дары — переделывала в православный крест. Так вопреки козням врагов воссоединялись на Руси концы и начала, так наша духовная история делала еще один поворот на своем таинственном пути.

И последнее замечание. Если задаться известным вопросом — кому это выгодно? — то придется признать, что вышеописанные акции по разоблачению «русских мифов» работают прежде всего на те закулисные силы, которые стремятся пересмотреть итоги Второй мировой войны, обесценить соглашения, достигнутые державами-победительницами в Тегеране и Ялте, и тем самым лишить Россию идейной легитимации в современном мире со всеми вытекающими отсюда политическими, финансовыми и территориальными последствиями. Некоторые из деятелей отечественного либерализма открыто призывают Россию отказаться от правопреемства по отношению к Советскому Союзу, то есть фактически зачеркнуть не только 70 лет ХХ века, но всю отечественную историю. Их стараниями мы уже оказались почти в границах XVII столетия. Что еще надо сделать, чтобы окончательно вытеснить эту «неправильную» страну из международного культурного и правового пространства, превратив ее в вечного изгоя?

Давайте начистоту, господа. Либо вы отказываетесь от советского периода отечественной истории как исчадия ада, и тогда вам надо выкинуть из семейных сундуков дедовские и отцовские военные ордена, перестать праздновать вместе с народом День Победы 9 мая, и начать отмечать (вместе с недобитыми эстонскими и латышскими эсэсовцами) дату образования власовской армии, раздувая тем самым бесконечную гражданскую войну, либо вместе с единой Православной церковью и подавляющим большинством народа благодарить в этот день Бога за то, что он даровал миру в 1945 году русско-советскую победу над коричневой чумой. В первом случае вы останетесь с народом и с Церковью, во втором — отпадете от них. И тогда станет еще яснее, что у русских святого.

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10 262 211@SV_Articles


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru