Русская линия
Русский дом Яна Амелина03.11.2009 

Богоматерь на свияжской земле

Казанская икона Божией Матери, чудесным образом обретённая в 1579 году, очень почитаема в России. На остров-граде Свияжске — в военном стане Ивана Грозного, созданном в период подготовки к взятию Казани, -долгое время хранился один из первых списков чудотворной иконы, датируемый концом XVI века.

К сожалению, до наших дней дошла только его риза с 12 клеймами из жития Богородицы: сам образ утрачен… Где она — неизвестно, но это не значит, что икона пропала, — убеждена заведующая фондом иконописи музея Вера Немтинова. — Возможно, в период гонений на Церковь её взял домой кто-то из верующих и она до сих пор где-то хранится". Копию Свияжского списка Казанской иконы Божией Матери можно увидеть в Троицком храме.

Списков чудотворной иконы немало, но наиболее похожей на первоначальный образ, по словам Веры Немтиновой, является та, что хранится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище в Казани. «Несмотря на то что образ Богородицы Одигитрии суровый, строгий, на этой иконе Богоматерь улыбается», — говорит она. Другой очень похожий на оригинал список XIX века имеется в фондах музея. Божия Матерь на нём тоже улыбается. Кроме того, он практически такого же размера, как и первоначальный образ, — 28 на 22 сантиметра.

В Свияжске было пять Богородичных храмов, включая ныне действующие Успенский собор и церковь Божией Матери «Всех скорбящих радость», а также разрушенные в годы гонений на Церковь храм Николы Чудотворца с приделом, освящённым в честь Богоматери, кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы и Благовещенская церковь. Второй из уничтоженных в 30-е годы XX века храмов был главным храмом Свияжска. Икону Рождества Богородицы сюда пожертвовал сам Иван Грозный. Весь строительный мусор — камни, щебень, — оставшийся после того, как собор был взорван, лежит в фундаменте Дома печати, стоящего на улице имени Баумана города Казани. Возможно, что это здание в конструктивистском стиле недолго простоит — обсуждается вариант сноса дома, не вписывающегося в ансамбль старой городской улицы.

В свияжском храме Константина и Елены можно увидеть новоявленный образ Богоматери Свияжской, прикрывающей рукой корабль, в котором находится город. История появления иконы чудесна. «Я приехала сюда в 1990 году совсем невоцерковлённым человеком, просто музейным работником, хотя была крещена и называла себя христианкой, — рассказала матушка Людмила, супруга автора иконы, священника этой церкви отца Сергия Коробцова. — Всё меня здесь восхитило, а на этот храм я даже внимания не обращала — Успенский собор преобладает над всеми (в нём находятся уникальные фрески XVI века). Изучая Свияжск, я задумалась: почему же в этом святом месте нет ни одного местного богородичного образа?»

Матушка ломала голову над этим вопросом, пока в сонном видении не увидела Богородицу, восседавшую на облаке на Престоле. «Мой муж, художник и ювелир, никогда не думал, что станет священником, — разводит она руками. — Но всё это случилось». Тогда же он понял, что должен написать увиденный женой образ. В те годы пособий по иконописи в магазинах не было, супруги самостоятельно разбирались в тонкостях этого искусства. Перечитав множество книг, художник создал эскиз будущей иконы. «Увидев эскиз, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий сразу благословил мужа создавать образ, — повествует матушка Людмила. — Он писал больше года — икона как бы сопротивлялась».

Особенно много проблем возникло с изображением Лика. «Сергей написал Лик Богородицы, остался доволен, — говорит матушка. — Я смотрю — да это же совершенно земная женщина, и я её знаю — известная актриса! Говорю ему — он сначала не поверил, не увидел… Три раза переделывал». Под образом Богоматери изображена Свияжская земля с её выдающимися людьми, среди которых Казанские святители Гурий, Герман и Варсонофий. Иконописец почти завершил работу и вынес икону на воздух, чтобы просушить. «Возвращается за ней — а она упала изображением вниз! — вспоминает этот драматический момент матушка Людмила. — Мы, конечно, подумали: не дурной ли это знак, может быть, нужно вообще отказаться от этой идеи? Однако, когда икону подняли, оказалось, что утрачен только лик святителя Германа. Дело в том, что Сергей написал его с длинной бородой и сомневался, правильно ли. А потом, изучив житие, мы поняли, что надо писать совсем по-другому. Мужу как будто говорили не доработал, почитай ещё, помолись побольше».

Ждали и прозрения — как иначе назвать то, что на иконе, законченной в 1991 году, изображён святитель Амвросий Свияжский с нимбом, прославленный лишь в 2001 году? Интересен и маленький пастушок с соломенного цвета волосами. «В 1990 году родился наш сын — мы уж не ждали, по возрасту, — говорит матушка Людмила. — Так вот, в определённом возрасте Семён был точной копией этого мальчика с иконы! Сейчас он вырос, того сходства уже нет…»

Сергей Коробцов написал икону, а вскоре стал диаконом и в 1995 году принял священнический сан. Свияжские храмы медленно поднимаются из руин, на месте утраченных церквей стоят огромные деревянные памятные кресты. «У Бога всё возможно, — заключает матушка Людмила. — И из руин восстанавливать, и писать новые иконы — лишь бы они были каноничными».

http://www.russdom.ru/node/2232


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru