Фома | Игумен Филарет (Булеков) | 31.10.2009 |
В нашей стране сейчас идет широкая общественная дискуссия по поводу введения в школах курса «Основы религиозных культур и светской этики». И то и дело слышатся голоса: «А не лучше ли преподавать детям сравнительный курс всех религий, как это хотят сделать в Европе? Мы ведь светское государство — как же можно изучать религию в школе?! Давайте будем поступать так же, как во всем цивилизованном мире».
И вот тут, с моей точки зрения, необходимо задуматься об одной очень важной вещи, о которой представители Русской Православной Церкви в Совете Европы не устают напоминать: изучать религиозную культуру других можно только после того, как изучишь собственную. И в так называемом цивилизованном мире, которым для нас почти всегда является Европа, это прекрасно понимают. Есть очень интересный пример — Германия. Там появилась проблема, связанная с восточными землями, то есть с бывшей ГДР: в состав весьма религиозной страны ФРГ вошла значительная территория, где вопрос религиозных корней общества десятилетиями не изучался. Для немцев это стало национальной мировоззренческой проблемой, и исправлять ее собираются в том числе и посредством школьного религиозного образования. В ФРГ не сомневаются, что быть единой нацией при отсутствии понимания истоков собственной культуры — невозможно.
В Европе действительно могут смело говорить о межрелигиозном образовании, поскольку традиции образования собственно религиозного (то есть изучения своей веры) там не прерывалась. Например, мало кто знает, что даже в самой секулярной европейской стране — Франции, с ее поистине радикальным отделением государства от Церкви и Церкви от школы, учащимся специально выделяется время для получения религиозного образования, а в частных школах оно является обязательным. То есть возможность изучать свою религию у школьников имеется, а принцип светскости регламентирует только механизм осуществления этой возможности.
В целом же в восемнадцати из двадцати семи стран ЕС религиозное образование является обязательным, в остальных — факультативным, имеющим в качестве альтернативы светскую этику.
В России, как мы знаем, — по-другому. Система религиозного образования у нас последовательно уничтожалась на протяжении многих десятилетий. В этом году исполнилось 80 лет печально известному постановлению советской власти, в котором полностью запрещалось какое-либо организованное религиозное воспитание и образование. Так выросло несколько поколений людей, ничего не знающих о своих корнях, культуре и вере предков. Стало быть, сегодня нам для того, чтобы прийти к европейскому пониманию этой проблемы, нужно в первую очередь озаботиться изучением собственных корней. Поэтому заинтересованность Русской Православной Церкви в теме религиозного образования в рамках Совета Европы — особенная. Когда мы произносим словосочетание «необходимость религиозного образования», то, в отличие от европейцев, подразумеваем не рассказ о разных религиях, а преподавание основ той религиозной культуры, к которой принадлежит учащийся. Содействовать восстановлению такого образования в нашей стране — одна из главных задач Русской Православной Церкви в Совете Европы.
Конечно, присутствие Церкви в международной организации — не панацея, но и в этом направлении нам нелишне прилагать усилия. Ведь европейское пространство включает в себя в том числе и пространство российское. Принимаемые в Совете Европы решения, если они даже и не являются обязательными, все же оказывают влияние на законодательные и общественные процессы в нашей стране. А значит, надо пытаться участвовать в разработке этих решений.
Кроме того, российский опыт может оказаться полезным для европейцев. Ведь для нашей страны мультирелигиозность — дело не новое. Наша страна всегда была мультикультурной. История России в этом смысле служит примером того, как представители разных конфессий мирно уживались друг с другом. У нас есть многовековой опыт взаимной терпимости, к которой в Европе сегодня так стремятся.
Кстати, о том, что такое толерантность, в Европе спорят очень активно. Особенно остро эта тема звучит на фоне проблемы исламской иммиграции. Всем памятны, например, беспорядки во Франции в 2005 году, когда на улицах Парижа жители небогатых пригородов — преимущественно арабы — поджигали автомобили, провоцировали столкновения с полицией. Проблема межэтнических конфликтов оказалась для современной Европы неожиданной. И ее возникновение заставило задуматься о необходимости межрелигиозного диалога, основа которого, по всеобщему признанию, — это терпимость по отношению к человеку другой культуры.
В европейских дискуссиях возникают разные мнения относительного того, как сочетаются между собой толерантность и религиозное мировоззрение. Одни считают, что толерантность означает признание правыми всех, а религиозность, напротив, заставляет принимать для себя только одну Истину. А значит, толерантность исключает религиозность. Другие убеждены, что, наоборот, терпимость по отношению к человеку другой культуры подразумевает необходимость понимания своей собственной. По такой логике, толерантность как раз и рождается из укорененности в своей вере и культуре.
Именно последней точки зрения придерживается Русская Православная Церковь в диалоге с представителями Совета Европы. Веротерпимость — это терпимость именно к вере. Уважение к чужому мировоззрению вовсе не тождественно безразличному допущению того, что каждому — свое. Толерантность не надо путать с равнодушием, иначе это псевдотолерантность. Потому что тогда и уважение к другому оказывается безразличным, то есть неважным тебе самому. А что в таком случае помешает подобным «уважением» однажды пренебречь?
Представитель Русской Право-славной Церкви вошел в состав рабочей группы по вопросам религиозного образования. Задачу воспитания толерантности европейцы связывают именно с изучением религии в школе. Детям нужен предмет, который воспитывал бы уважение к чужому мировоззрению как в этнических европейцах, так и в иммигрантах. Предмет этот, как считают в Совете Европы, должен носить междисциплинарный характер, то есть давать школьникам сравнительный анализ нескольких религиозных традиций по существу.
В принятом документе Совета Европы рекомендуются различные методики. Например, преподавателям предлагалось взять на вооружение метод симуляции. Вообразите: сидят в одном классе православная Таня и мусульманка Фарида. И вот Тане говорят: «Попробуй примерить хиджаб и попытайся ощутить, что чувствует Фарида как мусульманка». Мы, как представители Церкви, пытаемся объяснить, что подобный метод хорош только в случаях, если хочешь вообразить себя английским денди или погонщиком верблюдов в Сахаре. Но он совершенно неприменим, когда речь идет о религиозном мировоззрении. Потому что с точки зрения верующего человека, для которого вера является важнейшей частью жизни, симуляция религиозного опыта — это кощунство.
Одна из задач Русской Православной Церкви в Совете Европы — напоминать, что вера в Бога для верующего — жизнеопределяющий фактор. А ведь когда в Совете Европы обсуждаются вопросы религии, то к ней чаще всего стараются относиться как к набору культурных фактов, совершенно не предполагая, что религиозное мировоззрение для верующего человека — гораздо глубже и больше, чем просто культурная идентичность. Вера для человека напрямую связана с вопросами жизни и смерти и поэтому не может находиться на одном уровне с языком или музыкальными традициями того или иного общества. Религия является для человека высшей мотивацией.