Татьянин день | Димитриос Яламас | 29.10.2009 |
Политическая и религиозная жизнь Греции тесно связаны. По закону, до крещения человек не имеет имени, жалованье священнослужителей — официальная статья бюджета. «Православие — часть национального самоопределения», — считает доцент филологического факультета МГУ, Советник по культуре Посольства Греции в Москве Димитриос Яламас.
Вторая жизнь Афона
— XX век был, мягко говоря, непростым. Афон тоже пережил кризис?Сейчас там живет около 2,5 тысяч монахов, много молодых, образованных. Они реставрируют здания, принимают паломников, занимаются богословием… Жизнь там просто кипит!
Не крещен — не имеешь имени
— Что происходит с монастырями в Греции? Многие люди сейчас стремятся принять постриг?— Что Православие значит для греков?
— У кого-то в семье традиции сохранились, у кого-то нет. Так же, как и в России. Просто у нас они не были прерваны, но иногда становились причиной конфликтов.
Например, до 1981-го года венчание у нас было обязательно, а потом стали говорить, что надо освободить людей от этого требования. Освободили, — а 98% всё равно венчаются! Среди моих знакомых нет ни одной невенчанной пары! Некоторые изображают из себя суперсовременных, неверующих: «Если ты не веришь, зачем же венчался? — А как же? А мама, а папа, а тетя?». Есть убеждение, что если кто-нибудь не будет венчаться, он совершит преступление перед всей семьей, родней. Никто не смеет этого делать. Это означает, что многовековые традиции ещё живы.
— Очень похоже на формальность…
— Нет, я так не думаю. Когда пройдет лет 20−25, они первые будут возмущаться, если их дети задумают пожениться, не повенчавшись.
— Крестить детей тоже обязательно?
— Да! Если человек умирает раньше, чем его покрестят, на могиле пишут: «Некрещеный». До крещения у человека нет имени, и это прописано в законе.
— Неужели каждая греческая семья ходит по воскресеньям в церковь?
— В деревнях обязательно. В больших городах, конечно, эта традиция слабее. Хотя, опять- таки, не знаю никого, кто бы не пошел в храм в Страстную Пятницу или на Крестный ход в Пасху.
— Какие отношения у Церкви и государства в Греции?
— Церковь не отделена от государства. Священники получают зарплату, как и госслужащие, это официальная статья бюджета.
А когда бывают выборы правительства, все триста депутатов плюс правительство дают присягу во имя Отца, и Сына, и Святого духа. Присяга во имя Святой Троицы — то же, что в России инаугурация.
В других православных странах нет такой тесной связи между религиозной и государственной жизнью, потому что многие из них — Россия, Болгария, Румыния, Албания — оказались в социалистическом лагере и традиция была прервана.
«Это иностранцы? — Нет, это русские!»
— Вы занимаетесь исследованием русско-греческих связей, изучаете традиции образования в России и Греции. Почему именно эта тема?— В России греческую культуру изучали всегда…
— Да, причем не только классический, но и византийский период. И это отличает Россию от других европейских стран. Например, для обычного европейца слово «Византия» ничего не говорит. А для русского «Византия» — это что-то великое, древнее, связанное с его страной, с его собственным духовным прошлым.
— В Греции изучают русскую культуру?
— В Греции русскую литературу активно изучают и знают очень хорошо. Однако русский язык там изучался хуже, чем в России — греческий. В следующем году в Афинском университете откроется отделение славянской филологии. Сейчас как раз отбирают преподавателей. Надеюсь, среди них будут и выпускники МГУ.
— Вы думаете, эта специализация будет популярной?
— Расскажу одну историю. Несколько лет назад с профессором нашей кафедры Борисом Львовичем Фонкичем мы были на острове Корфу. Там есть большая церковь с мощами св. Спиридона Тримифунтского. Мы говорили по-русски. Рядом с нами стояли греки — отец с сыном. И мальчик спросил отца: «Это иностранцы?». А папа отвечает: «Нет, это русские». Есть какое-то очень особое отношение к России. Думаю, открытие славянского отделения будет способствовать развитию дружеских связей между университетами и нашими странами.
Ольга Богданова
http://www.taday.ru/text/228 191.html