Известия | Наталья Гранина | 24.10.2009 |
«Уважаемая святая Софья! — пишет неведомая Светлана. — Помоги мне найти человека, который бы дал в долг 15 000 рублей в скором времени».
Алена А. требует «вернуть Мишу Г.», неизвестная хочет «стать оперной певицей», папа и мама просят, чтобы «сын Алексей благополучно закончил школу и поступил в институт». У ходоков разработан даже специальный ритуал, который передается по народной почте. Меня просветила добрая Елена из Курска.
— Я специально в Москву на намоленные места приехала, — тараторит девушка. — Где только не была: и у Матроны, и в Коломенском у гусь-камня. А теперь мне сюда посоветовали. Сказали, что если денег хочешь, надо всей ладонью к башне прикоснуться и желание загадать. А вот если здоровья или о ребенке мечтаешь, тогда башню обнимай крепче.
Рядом пристраивается невзрачный с виду паренек. Озираясь, достает из кармана фломастер и пытается что-то накорябать.
— Помогает? — интересуюсь.
— Друзья рекомендовали, — бурчит юноша. — Не помогала — не писали бы. А некоторые еще записки под кирпичи пристраивают. Бумажки размокнут, а на стене надпись останется.
У подножия валяются букеты роз от осчастливленных посетителей. А к некоторым посланиям есть приписки-отчеты. Мистическая Софья откликается весьма оперативно. «Здоровья дай мне и родным — Шариковым, Ореховым, Голышевым», — написал 24 июня гражданин Шариков. А уже 7 июля оставил благодарность: «Святая Софья, спасибо! Помогла. Шариков».
В информационном центре Новодевичьего монастыря, заслышав о Напрудной башне, машут руками.
— Говорят, прочитали в какой-то книжке, что, если к башне прикоснуться и загадать желание, непременно сбудется, — возмущаются женщины. — Сначала по территории монастыря рыскают — ищут темницу Софьи. Мы сначала удивлялись, пытались объяснять, что ересь все это. Да и Софья никакая не святая. Только бесполезно все. Сейчас всех желающих прямо к пруду, где башня стоит, направляем. Просим только стены не портить. Это ведь уже варварство получается и к святости никакого отношения не имеет.
Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин говорит, что подобные «чудотворные» места время от времени появляются и в России, и в мире.
— Люди не хотят по-настоящему работать над собой, — сожалеет отец Всеволод. — Им легче придумать отговорки и оправдания своим поступкам. Человек, который вместо того чтобы самому решать свои проблемы, хочет их на кого-то переложить, всегда найдет себе идола. Но никакие надписи, записки, завязанные тряпочки и заговоренные амулеты не помогут, если человек не ведет нравственный образ жизни.