Русская линия
Новая газета Вера Кичанова24.10.2009 

Москвичи зажгли свечи в защиту церкви Воскресения Христова в Кадашах

20 октября во дворе церкви собрались люди, обеспокоенные судьбой памятника столичной истории. Построенная в 17 веке церковь оказалась под угрозой из-за планируемого строительства офисно-жилого комплекса «Пять столиц». На встречу, организованную Московским Советом, пришли около 80 человек, в основном прихожане. Они составили из зажженных свечей надпись «Защитим Кадаши» перед входом в действующий храм.

Постановлением Правительства Москвы от 29 октября 2002 года было узаконено строительство офисно-жилого комплекса в непосредственной близости от церкви. Но Церковь Воскресения в Кадашах и ее окружение находятся на территории объединенной охранной зоны, где, в соответствии со Ст. 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», установлен «особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия». Несмотря на это, разрешение на строительство продолжает действовать, а экскаваторы — уничтожать постройки замоскворецкого ансамбля.

Первым пострадал Дом дьякона, документально принадлежавший не приходу, а ООО «Торгпродуктсервис» — инвестору строительства. В 2003 году прихожанам не удалось поставить его на охрану в качестве объекта культурного наследия, и здание 17 столетия было разрушено. Также «под ковш» постепенно переходят палаты Оленевых и здания городской застройки 18−19 веков. Работы носят официальное название «реконструкции исторической среды». Разрушение естественного окружения церкви не только уничтожает панораму Замоскворечья, но и угрожает сохранности самого храма: застройщик готовился построить ресторан японской кухни, котлован для которого должен был находиться в 5 метрах от алтаря. Это грозило обрушением церкви, на стенах которой уже сейчас появились трещины. В июне 2009 года плана коснулись изменения: котлован был немного смещен, но угроза обрушения все равно остается, к тому же, согласно новому решению, плотность застройки должна быть повышена.

Прихожане хотят добиться сохранения не только самого храма, но и его уникальной исторической среды.

По мнению координатора общественного движения «Архнадзор» Натальи Самовер, «памятник, вырванный из родной для себя исторической среды, полумертв». Она рассказала, чем особенна церковь Воскресения Христова в Кадашах: «В старину эта церковь называлась соборным храмом: по большим праздникам ее колокольня первой подхватывала звон соборов московского Кремля, и лишь за ней — все остальные колокольни Москвы. Это была главная посадская церковь столицы». Храму принадлежит единственная в Москве костница — усыпальница, где хранятся кости москвичей, найденные при раскопках. Также в церкви хранится образ святого царя-мученика Николая II, написанный на кирпиче из Ипатьевского дома, где был расстрелян последний император. Музей «Кадашевская слобода» открыт для экскурсий, а с колокольни храма можно увидеть Кремль и панораму Замоскворечья.

Перед жителями столицы выступали также координатор Московского Совета Василий Рыбаков, назвавший имя человека, в чьих силах остановить снос памятников. Это Валерий Шевчук, председатель Комитета по культурному наследию Москвы — именно он отвечает за сохранение культурного наследия в городе и от него ждут официального запрета на снос памятников. Известный правозащитник Юрий Падалко произнес патетичную речь, обращенную ко всем верующим. Татьяна Дмитриевна, прихожанка считает происходящее «моральным убийством храма». «Это нарышкинское барокко, великолепный памятник архитектуры. То, что делается, — или безумие, или целенаправленная акция против русской культуры. Тем более что дело касается действующего храма», — возмущается она. Но судьба церкви Воскресения Христова волнует не только православных жителей Замоскворечья. Елена, буддистка, говорит, что для нее «эта церковь важна как памятник допожарной Москвы, ведь их осталось очень мало». Никита, один из организаторов акции говорит: «Во-первых, это памятник 17 века, а я как историк считаю преступлением его разрушать. Строить в Москве можно и нужно, но не разрушая истории. Я иудей — думаю, что если власти вдруг соберутся сносить синагогу, православные тоже придут нас поддержать. В конце концов, только жители Москвы могут решать, что сносить и что строить в столице».

По окончании мероприятия все были приглашены в церковь на экскурсию. Большинство воспользовались возможностью подняться на колокольню 17 века — знаменитую «Кадашевскую свечу» — и увидеть весь московский центр. В это же время несколько организаторов встречи вешали на стену, окружающую церковь, баннер с надписью «Без прошлого нет будущего». Милиция задержала двоих из них, обвинив в проведении незаконного пикета. Оба доставлены в ОВД «Якиманка».

http://www.novayagazeta.ru/news/668 594.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru