Костромская епархия | Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр (Могилев) | 23.10.2009 |
Сердечно приветствую участников Съезда православной молодежи Центрального федерального округа. Древняя Тверская земля, украшенная подвигами преподобных, овеянная памятью сражений Великой Отечественной войны, массовой жертвенностью и героизмом защитников Родины, сегодня принимает представителей православной молодежи и подвижников православного молодежного служения центральных регионов России.
Наш Съезд посвящен проблемам становления православного молодежного движения и проходит в ответственное и по-своему судьбоносное для Церкви и для страны время. Двадцать лет назад в нашей Церкви, которая несколько десятилетий пребывала в изоляции от общества и только-только выходила из гетто, с подозрением и недоверием относились к любому новому проекту в сфере православного воспитания детей и молодежи. Тогда зачастую церковных людей пугали даже такие слова, как «скаут». Еще несколько лет назад, собираясь на Форумы, подобные нашему, мы обсуждали вопросы: как убедить священнослужителей и деятельных мирян взяться за осуществление специфических молодежных проектов, распространив опыт редких подвижников на всю Церковь, как пробудить на приходах и в епархиях молодежное движение?
Сегодня ситуация совершенно иная. Необходимость общаться с молодежью на языке молодежи уже никому не нужно доказывать. На батюшек, проповедующих на рок-концертах, никто не смотрит с осуждением. Практически при каждом большом приходе Москвы и крупных городов есть постоянно действующая молодежная община. Литургии на открытом воздухе в детских лагерях — тоже не в новинку.
На повестке дня стоит актуальные вопрос: как привести в систему до настоящего времени разрозненные попытки создания небольших молодежных групп и организаций. То есть, речь идет о создании в России по-настоящему массового православного молодежного движения. Этой проблематике и будет посвящен нынешний Съезд.
Воспитание не происходит само собою. Бог так устроил человека, что все его способности и таланты раскрываются лишь в общественной жизни. Церковная община, собирающаяся вокруг пастыря и имеющая центром своей жизни совершающееся таинство святой Евхаристии, есть тот первоначальный структурный элемент, из которых строится все грандиозное здание Вселенской Православной Церкви. Господь Иисус Христос, научив нас главной молитве, повелел обращаться к Богу не со словами «Отче мой…», а со словами «Отче наш…», то есть произносить молитву от лица общины, объединяющей братьев и сестер во Христе.
Вспомним и диалог Христа Спасителя с фарисеями, изложенный в 17 главе Евангелия от Луки: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом; не скажут: „вот, оно здесь“, или: „вот, там“. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17, 20−21). Вожди иудейского народа ожидали, что явившийся Мессия, Христос, освободит евреев от власти язычников-римлян и установит на земле свое политическое господство. Но Христос вовсе не стремится к этому. Он провозглашает Царство Божие совсем не как государственно-политический строй. Славянское выражение «внутрь вас есть», по мысли православных толкователей, следует понимать двояко: во первых, речь идет о том, что Царство Божие устанавливается в христианской общине между верующими, объединенными всей полнотой духовной жизни во Христе, а во-вторых, оно торжествует в душе каждого христианина, победившего грех и достигшего совершенства.
Каждый христианин на протяжении всей своей жизни включен в жизнь конкретной приходской общины, пребывая в которой, он принимает участие в таинствах, заботится о других её членах или пользуется их заботами. Но церковная жизнь предполагает и иные формы объединения. Церковь, как живой организм, всегда чутко реагировала на изменение внешней среды, всякий раз отвечая на вызовы времени и противостоя определенным угрозам. Так, появление в XVI веке не территории Западной Украины новой формы объединения православных людей — православных братств было вызвано насущной потребностью противостоять римо-католическому прозелетизму. Тогда при знаменитом Львовском Успенском братстве существовала своя типография и духовное училище, воспитавшее многих прославленных иерархов, в том числе, и святителя Петра Могилу — виднейшего борца за Православие на Украине.
Создание православных организаций, в том числе, и молодежных, — естественный, органичный процесс. В России они стали появляться в начале XX столетия. Этому способствовали демократические перемены в государстве, стремительный рост городского населения, развитие средств связи.
На необходимость воссоздания детских и молодежных организаций указывают первые лица государства. Нынешний год объявлен Президентом РФ Д.А. Медведевым «Годом молодежи». В.В. Путин указывал, что молодежные организации «могут стать важным звеном системы поиска и поддержки талантливой молодежи».
Нам очень важно понимать, что православные молодежные организации не должны перерождаться в организации политической направленности. В церковной ограде должны уютно себя чувствовать молодые люди различных политических взглядов. И очень плохо, если таланты и энергия молодых будет использована для проведения сомнительных политических акций.
Центральным мероприятием Года Молодежи в России стал проходивший на Тверской земле инновационный форум «Селигер-2009». В его рамках в период 26 июля — 3 августа прошла православная смена, которая собрала 1 500 молодых людей со всей страны — ядро будущей массовой православной молодежной организации. Строгая дисциплина, насыщенность образовательной и культурной программы отличало это мероприятие. Председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн отслужил Божественную литургию. В лагере совершались крещения и венчания, проходили рок-концерты и православные выставки. Важнейшим итогом православного лагеря стало снятие напряженности и непонимания, которые наблюдались ранее между православным корпусом организации «Наши», возглавляемым Борисом Якеменко, и представителями различных православных молодежных организаций.
Подобные летние образовательные лагеря были проведены и в других регионах. Так, Синодальный отдел по делам молодежи принял активное участие в подготовке под Костромой молодежного образовательного лагеря Центрального федерального округа «Патриот». И здесь был организован большой православный подлагерь, объединивший скаутские отряды и студентов духовных семинарий, а ректором Костромской духовной семинарии архимандритом Геннадием была отслужена Божественная литургия под открытым небом. Лагерь запомнился еще и тем, что большая группа студентов Костромской семинарии совершила прыжки с парашютом.
Практика проведения православных подлагерей в рамках более крупного проекта, на наш взгляд, полностью оправдывает себя. В этом случае православные ребята становятся посланцами Церкви в большом коллективе сверстников и могут увлечь за собой многих. В этом случае сбывается пожелание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который на одной из многих своих встреч с молодежью, подчеркивал: «Я думаю, что именно молодежь должна быть передовым отрядом Церкви, которая бы несла миру свежие светлые послания, в центре которых — свидетельства о том, что именно во Христе человек обретает полноту жизни».
Выступая в феврале нынешнего года на Сретенских встречах православной молодежи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наметил для нас программу действий на ближайшую перспективу. Патриарх говорил: «Для того, чтобы мы оказались достойными нашего призвания, и чтобы современная проповедь привела бы к действительным изменениям жизни людей, нужна очень серьезная работа на стыке Церкви и общества. И работать на этом стыке человеку молодому сподручнее, чем человеку старшего возраст». Сегодня, продолжал далее Святейший Патриарх, обращаясь к молодым людям, «мы боремся за каждого человека, за его душу, за будущее нашей страны и за будущее всего мира. И я хотел бы, чтобы вы очень серьезно восприняли нашу очень важную миссию в жизни Церкви».
В решении задачи духовного оздоровления общества большую роль призваны сыграть православные молодежные организации. Что необходимо сделать, чтобы создать такую организацию? Необходим конкретный проект, общее дело, вокруг которого могло бы произойти объединение православных молодых людей. Определенный опыт в этом направлении накоплен Тверским региональным отделением общественной организации «Православная молодежь». Прежде всего, имею в виду состоявшийся в прошлом году в епархиях Центрального Федерального округа Молодежный крестный ход с частицей мощей блаженной Матроны Московской. Помолиться этой необыкновенно почитаемой сегодня святой в областных центрах приходили тысячи верующих. После богослужений среди верующих, как правило, выделялась группа молодежи, которая потенциально может стать ядром создаваемой в городе православной организации. Проблема заключается в том, что активность этой новообразовавшейся группы необходимо постоянно поддерживать. А, значит, необходимы, во-первых, лидеры, во-вторых, серьезные, содержательные проекты, которые могли бы осуществляться на местном уровне и вовлекать в группу все новых и новых людей.
Обе эти задачи решить очень трудно. Я бы сказал, что и невозможно без Божией помощи. Чтобы воспитать православных молодежных лидеров, нужно во многом сломать стереотипы и перестроить наше отношение к молодым в церковной среде: на приходах и даже в духовных учебных заведениях. Зачастую мы руководствуемся принципами, навязанными Церкви еще в советское время, когда любое проявление верующими инициативы жестоко преследовалось, и осторожные взрослые воспитывали свою молодежь со всяческими опасениями.
Церковное священноначалие, приходские священники, руководители епархиальных молодежных отделов сегодня призваны развивать активность молодых людей, поддерживать любые их инициативы, не сдерживать, а поощрять их лидерские способности. Пора каждому церковному человеку составить ясное представление: идеал христианина — это не пассивный образ человека, смирившегося со всеми жизненными несовершенствами, а образ труженика, подвижника, и, если хотите, борца. Всякий, если он не выборочно и тенденциозно подбирает евангельские цитаты, а по-настоящему напитался самим духом Евангелия, непременно со мной согласится. Послушайте, как злободневно и вдохновенно звучат призывы святого апостола Павла: «заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом…проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:1−2). «Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:14−17).
Теперь о серьезности проектов. Это самое сложное. Проекты православного молодежного движения должны быть:
а) неполитическими
б) духовно содержательными
в) вызывать понимание, а не недоумение и, тем более, раздражение в церковном и светском обществе.
Сегодня мы говорили о тех надеждах, которые связываем с развитием молодежного служения на базе православного корпуса организации «Наши». Хотелось бы пожелать, чтобы её деятельность не копировала работу основной организации, которая своими непродуманными акциями приобрела отчасти скандальную известность.
Один спортивный журналист рассказал мне следующую забавную историю. Зимой 2008 года в Москве проходил Чемпионат мира по хоккею с мячом. Представьте себе такую картину. Пустой спорткомплекс «Олимпийский». Заключительный матч Чемпионата — игра за право остаться в группе «В». Встречаются Эстония-Монголия. Пустые трибуны. Вдруг приходит внушительная группа «наших», разворачивают монгольские флаги и начинают громко болеть против Эстонии. Эстония выигрывает 8:0. Обидно, когда энергия молодых расходуется по таким пустякам, вызывая недоумение и насмешки.
А вот уже пример акции, осуществленной православным корпусом: 30 сентября в Иваново около одной из часовен студенты вколотили в землю невысокий деревянный столб и написали на нем слова «зависть», «воровство», «ложь» и т. п. Все желающие могли указать на листочке свои грехи и прибить его к столбу. Для этого студенты принесли молоток и 300 гвоздей. Прохожие обращали внимание на столпившихся телевизионщиков и священнослужителя, спрашивали, что происходит, и, пожав плечами, проходили мимо. За полчаса к столбу пригвоздили лишь с десяток грехов. Возможно, помешала плохая погода. Как следствие, Ивановская епархия Русской Православной Церкви вынуждена была констатировать, что «акция вызвала неоднозначную реакцию у населения», и официально заявить, что «ни Епархиальное управление, ни духовенство Иваново-Вознесенской епархии эту акцию не санкционировало, не планировало и в ней не участвовало».
Примерами удачных акций можно назвать: молодежный крестный ход «Из Белой Руси в Великую» по маршруту Витебск-Смоленск в рамках Фестиваля «Славянский путь «Одигитрия»; велопробег «На поле Куликово!», посвященный 625-летию Куликовской битвы; детское восхождение на Эльбрус, осуществленное под руководством директора детского дома «Ковалево» Костромской епархии протоиерея Андрея Воронина. Заслуживают внимание массовые акции против абортов «Сохрани дитя!», которые не раз проводились православной молодежью в Санкт-Петербурге. Эти выступления проходили около станций метро, в ВУЗах и в спальных районах, сопровождались массовой раздачей листовок, демонстрацией плакатов с текстами «пришла пора семью создать, спасти Россию — детей рожать и в чистоте их воспитать».
Современные пиар-технологии имеют в арсенале множество средств, которые вполне можно использовать на благо православной миссии. Например, перформанс — короткое представление, осуществляемое несколькими участниками в определенном месте и в определенное время. Самый распространенный пример перформанса — развертывание баннера на стадионе перед началом футбольного матча; хепенинг — действие организаторов с вовлечением зрителей. Упомянутая нами Ивановская акция — типичный хепенинг.
Сознательный отказ от политических выступлений не означает, что православные молодые люди не могут проводить острые, с большим общественным резонансом, акции. Убежден, что именно в таких мероприятиях согласится принять участие наибольшее количество молодежи. Слышал, что были попытки православной общественности провести выступление, приуроченное к концерту Мадонны в Лужниках, в котором бы выражался протест по поводу кощунственной антихристианской направленности некоторых эстрадных номеров певицы. Думаю, участие православной молодежи в подобном мероприятии было бы вполне оправданным.
Чтобы создавать и успешно проводить новые проекты в сфере православного молодежного движения, необходимо мобилизовать творческие усилия многих, как говорят сегодня, «креативных» умов. Было бы целесообразно создать в Русской Православной Церкви штаб руководителей молодежных проектов, в который могли бы войти такие творческие личности. Этот штаб может проводить собрания, «мозговые штурмы», уединившись для работы, например, в монастыре.
Сегодня мы переживаем времена невиданного унижения человеческой личности, которую сводят к сумме потребительских инстинктов. Молодежь всех развитых стран представляет собою большой «рынок», на котором стараются нажиться самые разные «торговцы»: торговцы наркотиками, торговцы идолами и идеалами, торговцы живым товаром, лжемессии псевдорелигиозных сект — все стремятся купить молодых людей и сделать их своими рабами. Но именно Православная Церковь может раскрыть человеку подлинный смысл его жизни, призывая его явить первозданную красоту образа Божия, сокрытого в глубине каждой личности. В ответ на эгоцентризм мира Церковь проповедует подвиг любви и деятельного служения Богу и ближнему. Слова святого апостола Петра — «служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петр. 4:11) — уже несколько лет воспринимаются в нашей Церкви как девиз православного молодежного служения.
Христианство — религия сильного человека. Опыт многих поколений подсказывает, что одержать победу в битве с собственным эгоизмом сложнее, чем выиграть сражение с врагом на поле брани. Прожить жизнь, руководствуясь идеалами деятельного служения Богу и ближнему — означает совершить на земле величайший подвиг.
Православным быть не просто. Тех, кто стремится вести праведную жизнь, подстерегает множество трудностей и испытаний. Но велика и награда от Бога. Она заключена в подлинной, нескончаемой, вечной радости, которая преображает сердце и всю жизнь православного христианина.
Веру в Христа Спасителя, веру в высокое предназначение человека мы должны активно проповедовать в обществе, страдающем от нравственных пороков. Господь возлюбил до Крестной смерти каждого человека, и ожидает от каждого из нас ответной любви и решимости жить по его заповедям. Ожидает добрых дел и подвига.
Наша общая задача — не потерять для Церкви и для страны новое поколение молодых людей. А для этого каждому необходимо самоотверженно трудиться на миссионерском поприще.
Желаю всем собравшимся в зале благословенных успехов в деле православного молодежного служения. Желаю Форуму успешной и плодотворной работы.