Русская линия
Православие.RuИеромонах Иоанн (Лудищев)22.10.2009 

Настоятели Сретенского монастыря в 1730-е годы

Игумен Феодор (Левонов), настоятель Сретенского монастыря в 1731 году

Игумен Николаевского Колоцкого монастыря Можайского уезда Феодор 13 января 1731 года назначен настоятелем московского Сретенского монастыря на место игумена Исаакия, переведенного в московский Крестовоздвиженский монастырь[1].

По документам Святейшего Синода, Феодор до этого назначения долгое время был иеродиаконом Синодального дома[2], а затем, с февраля 1727 года, — настоятелем Колоцкого монастыря, со времени, когда обитель приобрела самостоятельность (ранее она была приписана к Новоспасскому монастырю)[3].

При игумене Феодоре в Сретенском монастыре числилось 13 монахов[4]. При нем в обитель пришли:

«Иеродиакон Иов, постриженик Васильевского монастыря, что в Нижегородском уезде; в Сретенский монастырь он был принят игуменом для нужды церковной.

Монах Варлаам, 24 года, пострижен в Ордынской пустыни, что в Бельском уезде, 4 декабря 1727 года, а в Сретенском монастыре отбывает шестой месяц; принят для нужды церковной в канархиста игуменом Федором"[5].

В документах Синодального казенного приказа за 1732 году находим следующую запись об окладах церквей Сретенского монастыря: «В прошлом 22 марта 1731 году велено Владимирскую в Сретенском монастыре и Марии Египетской церковь из оклада исключить и данные и прочие деньги по расчислению наложить на те церкви, к которым прихожане с 1723 года в приход ходят того же Сретенского сорока церквям"[6].

В делах 1731 года сохранилась ведомость о ежегодных крестных ходах в Москве. В Сретенский монастырь они совершались три раза в год. Причем 21 мая в нем участвовали три сорока — малый ход, а 23 июня и 26 августа участвовали все сороки — большой ход[7].

4 августа 1731 года вышло синодальное определение о недозволении монашествующим Московской епархии без нужды отлучаться из монастырей. В случае крайней монастырской нужды отпускать со свидетельством о личности и с указанием срока для отпуска. Отпущенным из монастыря являться в духовной дикастерии и жить в Москве в монастыре, а не в светских домах; бродящих монахов дикастерии сыскивать, допрашивать и доносить Святейшему Синоду[8].

9 октября 1731 года скончалась сестра государыни царевна и великая княжна Параскева Иоанновна. Духовенство и монахи Сретенского монастыря участвовали в совершении заупокойных служб и чтении Евангелия при теле ее высочества[9]. В этом же году скончались бывшая царица Евдокия Федоровна (в иночестве Елена), герцогиня Анна Петровна и великая княжна Наталья Алексеевна, которые поминались в московских монастырях (в том числе и в Сретенском)[10].

В делах Святейшего Синода сохранилось прошение будущего настоятеля Сретенского монастыря иеромонаха Евсевия (Левонова) о назначении его игуменом в московский Сретенский монастырь, в котором он сообщал, что живет без места в Крестовоздвиженском монастыре, а игумен Сретенского монастыря Феодор 29 октября 1731 года переведен в Угрешский монастырь. Просьба иеромонаха Евсевия была уважена Святейшим Синодом 31 декабря 1731 года[11].

24 февраля 1735 года игумен Феодор назначен ризничим московского Синодального дома[12]. Именоваться ему велено было иеромонахом (но при этом отмечено, чтобы во всех церемониях имел первое место перед игуменами других монастырей[13]). На этой должности он пробыл до октября 1737 года[14]. В мае 1735 года он был определен к произведению ставленнических дел[15].

Упоминание о синодальном ризничем Феодоре находим в связи с московским пожаром 1737 года при описании синодальной ризницы. «Имевшаяся у синодального ризничего иеромонаха Феодора в содержании синодальная ризница, и в казенной кладовой палате денежная казна, и в книгохранительнице и в апостольской церкви имевшаяся церковная утварь не горели, и все в целости, только в оной же апостольской церкви в алтаре престола и жертвенника верхние доски взломаны и одежды, которые на них были, и завес, и по сторонам два завеса же от скорого и внезапного великого пожара «от скорости обирательством» во многих местах изодраны, а также и серебряное паникадило и лампады, «за опасением того же пожара», оборваны, «и, может быть, некоторых штучек и мест серебряных и не без утраты"… да в имевшейся в саду беседке три картины писанные, две на полотне, а третья на объяри, сгорели без остатка — отмечал ризничий иеромонах Феодор"[16]. Также в другом месте: «На духовной дикастерии, которая подле стены и алтарных окон ниц церкви Дванадесяти апостолов, горела кровля, от которой загорелись в показанных алтарных окошках деревянные рамы, и пробивало сквозь затворы в алтарь пламенем и искрами, «чего для от того великого страха» ризничий иеромонах Феодор с пономарем едва выломал, также с престола и жертвенника одежды и срачицы снял и три завеса и серебряные лампады «за страхом» оборвал, «и в том снятии и обрывании лампад учинилось напрестольной срачице, и завесам, и от лампад цепочкам повреждение""[17].

В октябре 1737 года ризничий иеромонах Феодор скончался[18].

Игумен Евсевий (Леонов), настоятель Сретенского монастыря в 1732—1736 год

В документах Святейшего Синода за 1731 год сохранились два прошения: одно прошение — крестьян Николаевского Амвросиева Дудина монастыря 1730 года о назначении к ним в игумены из московского Крестовоздвиженского монастыря Евсевия (Леонова)[19], а другое прошение — иеромонаха Евсевия (Левонова) о назначении его игуменом в московский Сретенский монастырь, в котором он сообщал, что живет без места в Крестовоздвиженском монастыре[20].

Ответ по первому прошению остался не известным, но в этом деле (N 331) сохранился послужной список иеромонаха Евсевия.

Евсевий (в миру Евтихий Иванович Леонов) родился в Москве в 1687 году. Отец его был дьяком в Приказе Большого дворца и умер в 1704 году.

С [6]205 (т.е. 1697) года по 1706 год Евсевий был подъячим в означенном приказе, с 1706 по 1710 год — подъячим в московском Сибирском приказе; с 1710 по 1714 год был в Сибири, в городе Тюмени, «с приписью», и в 1714 году — комиссаром в городе Кунгуре.

15 октября 1717 он овдовел, и 18 сентября 1718 года постригся в монашество в Троицком Тюменском монастыре при архимандрите Геннадии (Комаровском), который потом был архимандритом Тобольского Знаменского монастыря.

С 30 января 1719 года Евсевий — казначей Тобольского архиерейского дома. 6 июня 1720 года рукоположен в иеродиаконы, а 8 июня — в иеромонахи. 10 октября 1722 назначен игуменом Невьянского Богоявленского монастыря Верхотурского уезда. Монастырь этот был упразднен 25 ноября 1724 года, и Евсевий в 1724 году был перемещен в Успенский Долматов монастырь Тобольского уезда.

В ноябре 1726 года Евсевий прислан в Московскою синодальную канцелярию, а затем в Преображенский приказ, где был оправдан. Поступил для пропитания в Чудов монастырь и 20 августа 1727 года сделан там казначеем.

31 октября 1729 года перешел на московский двор Ростовского архиерея и писался там казначеем.

21 апреля 1730 года Святейшим Синодом определен в московский Крестовоздвиженский монастырь[21].

31 декабря 1731 года Святейший Синод уважил просьбу иеромонаха Евсевия о назначении его игуменом Сретенского монастыря[22].

В делах 1734 года находится реестр, учиненный духовной дикастерией, монахов, постриженных и принятых после указа: в Сретенском монастыре показаны семь монахов, при этом постриженных после 1723 года и принятых из других монастырей после 1725 года не имеется[23].

При игумене Евсевии в Сретенском монастыре были:

— иеродиакон Дионисий, 35 лет, пострижен в Покровском монастыре, что на Болхне, 12 марта 1711 года, в иеродиаконы произведен в 1722 году в Москве преосвященным Григорием, архиепископом Палестинским; г. Пенза, Преображенский монастырь; потом стал служить в прежнем Покровском монастыре по прихожему паспорту. В 1732 году иеродиакон Дионисий проживал в московском Сретенском монастыре; по доношению игумена Евсевия, он из монастыря бежал и в 1733 году был принят в братство московского Крестовоздвиженского монастыря игуменом Исаакием (прежним наместником Сретенского монастыря), но как беспаспортный сыскан был в дикастерию и по показанию последней отправлен в прежний Покровский монастырь[24];

— иеромонах Сергий, пострижен в монашество из вдовых диаконов Суздальской епархии в 1716 году в Шуйском Троицком монастыре при архимандрите Макарии. В иеромонахи был рукоположен в Переяславском Данилове монастыре, по ходатайству архимандрита этого монастыря Викентия, в 1730 году. В Сретенском монастыре проживал с 1732 года по прошению Евсевия (Леонова). По отзывам архимандрита Высокопетровского монастыря Аввакума, Крестовоздвиженского игумена Исаакия, братии монастыря и вкладчиков Сретенского монастыря бригадира Дмитрия Порецкого и секретаря Ивана Черного, иеромонах Сергий был человеком доброго состояния. 21 августа 1734 года Святейший Синод постановил произвести иеромонаха Сергия в игумены Городецкого Авраамиева монастыря[25].

Известно также, что в монастыре на 1736 год проживали, помимо игумена, шесть человек: казначей Антоний, иеромонах Тимофей, монахи Иаков, Афанасий и другие[26].

13 мая 1736 года неизвестные люди ворвались в келью игумена Евсевия, избили его, разграбили имущество и оставили его при смерти.

По словам игумена, сначала ворвались в келью пять человек в шапках и кафтанах и представились каменщиками, а когда он их вытолкал в сени, к ним с крыльца вскочили еще пять человек, один из которых ударил келейника в голову, и тот упал на землю, а потом ударил ножом в голову игумена, отчего тот упал, и схватил за горло, чтобы не кричал, а другие били.

Пограбив, воры связали его и келейника и, накрыв шубою, ушли. 16 июля игумен Евсевий скончался.

По распоряжению Синодальной канцелярии, тело игумена Евсевия погребено архимандритом Богоявленского монастыря Герасимом.

В деле говорится, что в Сретенском монастыре в это время проживало шесть человек монахов, «да из них половина дряхлых и престарелых», и высказываются опасения, как бы «от такого малолюдства и одиночества не учинилось бы церкви какого расхищения, как и над игуменским имением».

Для охраны монастырского имущества вытребованы от Коллегии экономии четыре солдата. До получения резолюции из Сыскного приказа в Святейший Синод решено было пока в монастырь никого не определять[27].



[1] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 11: 1731 г. СПб., 1903. С. 41. Дело N 21.
[2] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 7: 1727 г. СПб., 1885. С. 303. Дело N 293.
[3] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 6: 1726 г. СПб., 1883. С. 361. Дело N 210.
[4] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 11. С. 490. Дело N 329.
[5] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 10: 1730 г. СПб., 1901. С. 1052−1053. Приложение 9.
[6] Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг преждебывших патриарших приказов / Под рук. И.Е. Забелина. М., 1884. С. 555−556.
[7] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 11. С. 976−978. Приложение 8.
[8] Там же. С. 456. Дело N 291.
[9] Там же. С. 598. Дело N 532; С. 1138. Приложение 15.
[10] Там же. С. 490. Дело N 329.
[11] Там же. С. 765. Дело N 532.
[12] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 15: 1735 г. СПб., 1907. С. 53. Дело N 7.
[13] Скворцов Н.А., протоиерей. Архив московской Святейшего Синода конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 2. М., 1914. С. 412.
[14] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 15. С. 56. Дело N 7.
[15] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 16: 1736 г. СПб., 1906. С. 515. Дело N 409.
[16] Скворцов Н.А., протоиерей. Архив московской Святейшего Синода конторы. С. 543.
[17] Там же. С. 581.
[18] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 15. С. 56. Дело N 7.
[19] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 11. С. 495−497. Дело N 331.
[20] Там же. С. 765. Дело N 532.
[21] Там же. С. 495−497. Дело N 331.
[22] Там же. С. 765. Дело N 532.
[23] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 14: 1734 г. СПб., 1910. С. 870. Приложение 24.
[24] Там же. С. 115−116. Дело N 94.
[25] Там же. С. 289−290. Дело N 222.
[26] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 16. С. 235−237. Дело N 201.
[27] Там же. С. 235−237.

http://www.pravoslavie.ru/sm/32 374.htm

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru