Седмицa.Ru | А. Виноградов | 22.10.2009 |
Св. апостол Иаков Алфеев
Св. апостол Иаков Алфеев Иаков Алфеев [греч. ᾿Ιάκωβος τοῦ ῾Αλφαίου, ап. от 12 (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая). В традиции, отождествляющей его с Иаковом, братом Господним, называется Иаковом Младшим (Minor).В НЗ упоминается во всех списках 12 апостолов, причем всегда на 9-м месте (Мф 10. 3; Мк 3. 18; Лк 6. 15; Деян 1. 13). Свт. Кирилл Александрийский называет родиной И. А. Капернаум (PG. 69. Col. 1156−1157). Судя по тому, что в Мк 2. 14 Матфей мытарь называется Левием Алфеевым, можно предположить, что он был братом И. А., а поскольку о призвании И. А. в Евангелиях ничего не сообщается, то вполне вероятно, что к Иисусу Христу его привел Матфей. Деян 1. 13 сообщают об участии И. А. вместе с другими апостолами в праздновании Пятидесятницы (ср.: Acta Thomae. 1).
Уже с самого раннего времени в церковной письменности делаются попытки отождествить И. А. с др. апостолами, носящими имя Иаков. Так, свт. Иоанн Златоуст (Ioan. Chrysost. In Matth. 32, 3 // PG. 57. Col. 380) считал Иакова Зеведеева и И. А. одним лицом. Иногда И. А. отождествляли c Фаддеем и Левием (Hesych. Alex. Lexicon (Latte)); может быть, именно поэтому Феодорит Кирский называл И. А. мытарем (Theodoret. Interpr. in Ps. 67, 7 // PG. 80. Col. 1380). Однако наиболее частым, а для западной традиции (за исключением блж. Иеронима (PL. 23. Col. 180)) общепринятым стало отождествление И. А. с Иаковом, братом Господним, к-рый хотя и не упоминался в списках апостолов НЗ, но играл важную роль в апостольской общине. На Востоке, вопреки Р. Плотино (Plotino, Cardinali. 1965. P. 403), это мнение разделяли немногие: вероятно, впервые оно встречается в «Очерках» Климента Александрийского (῾Υποτυπώσεις - Euseb. Hist. eccl. II 1. 4), который говорит лишь о 2 Иаковах: Праведном и другом, усеченном мечом. Большинство греч. церковных писателей, упоминавших И. А., умалчивали о его тождестве с др. одноименными апостолами. Предположение Плотино и о первоначальном тождестве И. А. и Иакова, брата Господня (Plotino, Cardinali. 1965. P. 401), и об их разделении только с III в. (ср.: Canones et Decreta Sacrosanti Oecumenici Concilii Tridentini. R., 1834. Sessio XIV: De extrema unctione, can. 1, 3. P. 80) выглядит совершенно безосновательным.
Сведения о дальнейшей судьбе И. А. в церковной письменности крайне скудны. Греч. анонимное Мученичество И. А. (BHG, N 762z) остается неизданным, но, судя по его размеру — в рукописях (2 листа), — оно содержит самые краткие сведения об апостоле. Никита Давид Пафлагон в своем энкомии И. А. (BHG, N 763; опубликовано в PG. 105. Col. 1516−1517) сообщает о его проповеди и столкновениях с язычниками в палестинских городах Элевтерополе, Газе и Тире и смерти на кресте в егип. Острацине.
И. А., из-за смешения с другими Иаковами и Левием Фаддеем, в апостольских списках агиографов (Van Esbroeck. 1994; Виноградов. 2005) либо не встречается вовсе, либо занимает место даже ниже евангельского девятого: с десятого до четырнадцатого (исключение — восьмое в греч. списке Псевдо-Симеона Логофета). Также имя И. А. упоминается и в других апокрифических произведениях, перечисляющих апостолов (напр., Const. Ap. 8, 23; Виноградов. 2005). Ввиду скудости прочего агиографического материала сведения об И. А., содержащиеся в апостольских списках, крайне важны. Они сводятся в основном к следующему: он происходит из колена Манассии (сир. список Le уточняет — из Иордании). Согласно спискам т. н. «2-го сирийского типа» и «византийского типа» (Виноградов. 2005), И. А. принимает смерть в Мармарике (Псевдо-Симеон Логофет уточняет: побит камнями иудеями). Полностью отличные от этой традиции сведения сообщают 2 списка т. н. «1-го сирийского типа»: Lp, Le и, отчасти, армянский — из Cod. Matenadaran 993. Согласно им, И. А. проповедовал в Вост. Сирии: Пальмире (Тадморе), Каллинике (Ракке), Киркесии, Маскане и был убит и погребен в Батнане (греч. Батны, ныне Суруч, Турция), где построил храм и основал апостольскую кафедру. По мнению М. ван Эсбрука (Van Esbroeck. 1983), это предание порождено желанием доказать независимость Церкви Саруга. Арм. список BHO, N 87, равно как и визант. списки, начиная с самых ранних (Turner. 1914), отождествляет И. А. с Иаковом, братом Господним, а BHO, N 91 называет девственником. В греческих списках из кодексов Vat. gr. 1974 и Vat. Pian. gr. 47 братом И. А. называется Иуда. Смешанный Дорофеево-Ипполитов список соединяет сведения о смерти и погребении И. А. в Кесарии и Мармарике. Списки из кодексов Vat. gr. 1967 и 2156 дают не подтверждаемые другими источниками сведения об И. А.: его отца звали Андроном, а мать — Евтихией; он происходил из Иераполя, был камнерезом и умер с перебитыми голенями. В списке из Комментариев на Евангелие от Луки (в катенах) свт. Кирилла Александрийского имя И. А. переводится как «сила хождения жизни», а в двух лат.- как «усиливающий учение» или «обходящий учение» (Capelle. 1926).
В Зап. Церкви память И. А. (отождествляемого с Иаковом, ап. от 70, сщмч.) совместно с ап. Филиппом отмечалась 1 мая (день освящения базилики в честь 12 апостолов на пл. Венеции в Риме). В 1956 г. римский папа Пий XII перенес день памяти И. А. на 11 мая.
Глава И. А. хранится в соборе ап. Марка в Венеции, частица мощей — в базилике свт. Николая Чудотворца в Бари. В ц. Ризоположения на Донской ул. в Москве хранилась икона, в к-рую была вставлена лобовая кость И. А. Икона поступила в храм в 1857 г. от нежинского грека К. А. Буба по благословению свт. Филарета, митр. Московского.
Источники: SynCP. Col. 121, 206, 781; Capelle B. La liste des apôtres dans un sermon de Maximin // RBen. 1926. Vol. 38. P. 5−15; Leloir L. Écrits apocryphes sur les apôtres. Turnhout, 1986. (CCSA; Vol. 3); Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 312; Van Esbroeck M. Neuf listes d’apôtres orientales // Augustinianum. 1994. T. 34. P. 109−199.
Литература: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 313, 349; Т. 3. С. 419; Turner C. H. Primitive Edition of the Apostolic Constitutions and Canons: an Early List of Apostles and Disciples // JThSt. 1914. Vol. 15. P. 53−65; Plotino R., Cardinali A. Giaccomo Minore // BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 401−411; Böhm B. Jakobus Minor // LCI. 1974. Bd. 7. Sp. 47−51; Van Esbroeck M. Deux listes d’apôtres conservées en syriaque // OCA. 1983. Vol. 221. P. 15−24; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).
῾Αϒιολόϒιον. Σ. 206; Auber R. Jaques le Mineur // DHGE. T. 26. Col. 603−604; Виноградов А. Ю. Апостольские списки — «забытая» страница христ. лит-ры // БТ. 2005. Т. 40. С. 128−147.
Фрагмент статьи из т. 20 «Православной энциклопедии». Москва, 2009 г.
http://www.sedmitza.ru/text/834 453.html