Православие и современность | Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) | 20.10.2009 |
Какими странными кажутся нам подчас эти евангельские слова! Как можно не заботиться о завтрашнем дне, о хлебе насущном? Как искать Царства Божия прежде работы, например, если человек работу потерял? Прежде денег, если деньги абсолютно необходимы? Прежде лекарства, если кто-то из наших близких тяжко болен? Прежде выхода из трагической ситуации, если мы в такой ситуации оказались?
Как поверить, что все это приложится, если житейский опыт подсказывает: без наших усилий не прикладывается практически ничего?
Спаситель отнюдь не запрещает нам заниматься повседневными делами, решать всевозможные проблемы, создаваемые жизнью. Он говорит здесь о другом. Об умеренности в насущных потребностях и об иерархии ценностей. О том, что в нашей жизни главное и что — второстепенное. Главное — то самое Царство Божие, о котором говорил Христос: Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 20−21). Царство Божие — это не какое-то временное или пространственное понятие, это то, чем должна стать человеческая жизнь здесь, на земле. И если человек будет думать прежде всего о Царствии Божием, о едином на потребу, то у него, говоря просто, все встанет на место в голове. Насущные потребности, обеспечение жизнедеятельности приобретут нормальный вид: человек будет понимать, что ему нужно ровно столько, сколько ему нужно для нормальной жизни, но не больше. Тогда ему будет проще заботиться о «нуждах низкой жизни», и многое, по евангельскому слову, приложится — получится как бы само собой.
И это касается не только отдельного человека. Господь формулирует здесь единственный закон, по которому только и может существовать человеческая цивилизация. Ведь все наши кризисы, войны, экологические катастрофы — от того, что люди перестали заботиться о главном, а заботятся в основном о внешнем. Слова Спасителя противоречат сегодняшнему миру, обществу, которое само себя с гордостью называет обществом постхристианским, и одновременно — обществом потребления. Современный человек не слышит этих слов, он на первое место ставит не духовные, а материальные ценности, возводит эти ценности в абсолют, и это приводит цивилизацию к катастрофе.
Но если мы вернемся к отдельному человеку — ему не всегда легко применить эти евангельские слова к себе. Он пришел утром на работу — и узнал, что его сократили в связи с кризисом. А у него дома семья, дети, масса проблем… В силах ли он в эти часы «искать прежде Царства»?
Однако заметьте: в норме человек все же не впадет в отчаяние, он будет искать другую работу, думать, чем кормить своих детей, словом, будет жить дальше. Если он человек верующий — значит, ему надо строить жизнь на том же фундаменте, на котором он строил ее до сих пор. Вот тут-то и встанет вопрос, насколько он состоялся как христианин. Мы верующие люди, но если мы проанализируем свою жизнь, мы увидим, насколько мы непостоянны. Наша вера во многом зависит от нашего душевного состояния: сегодня мы верим так, завтра иначе, а послезавтра ведем себя как совершенно неверующие люди. Однако чем глубже и тверже человек в своей вере, чем больше духовного труда вложено им в собственную душу, тем скорее он вспомнит, что в любой, даже трагической ситуации искать надлежит прежде всего — Царства Божия и правды Его. Тем скорее он вернет то самое Царство, которое «внутрь вас есть» — мир с Богом. В этом смысле верующий человек гораздо лучше защищен от разного рода кризисов, чем человек, который никогда не задумывался о вещах духовных.
Всегда существует опасность сектантского, буквалистского толкования Евангелия: написано — не заботьтесь, значит, не заботьтесь совсем. Если подходить к евангельскому тексту с таким вот узким сектантским принципом, то он действительно может служить оправданием чьей-то несостоятельности, неспособности или нежелания справляться с насущными проблемами. «…Это все приложится вам» — тоже ведь нельзя понимать буквально: что все жизненно необходимое будет падать с неба. Да, и из Ветхого Завета, и из житий святых нам известны примеры, когда Господь Сам питал человека — пророку Илие, так же, как и древним пустынникам, вороны приносили хлеб — но это случается только при великом самопожертвовании. Только когда человек полностью самоупраздняется, отдавая себя Творцу. Но и в обычной, земной жизни человек призван заботиться прежде всего о духовном, о непреходящем, не прекращая при этом заботиться о земном. Именно такова дорога к Царству, а Царство Божие — это пребывание человека в мире с Богом и со своей совестью.
Епископ Саратовский и Вольский Лонгин
Журнал «Православие и современность» N11 (27) 2009 год
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7393&Itemid=3