Фонд стратегической культуры | Александр Фролов | 19.10.2009 |
На данный момент складывается ощущение, что США и сами не знают до конца, что им делать в Афганистане и как. Накануне президент США Б. Обама решил увеличить численность своего контингента в этой стране даже в больших масштабах, чем планировалось. А в то же время американская общественность и, в частности, отдельные конгрессмены-демократы выразили осторожный скептицизм по поводу того, надо ли их наращивать вообще. Но это лишь одна сторона дела. Другая состоит в том, что на данном этапе приоритеты США и России в Афганистане в определенном плане разнятся. Представляется, что для США главная проблема в этой стране — сокрушить «Аль-Каиду» и талибов. Удар по сети терроризма имеет также важнейшее значение для России. И в этом плане наша страна пошла на беспрецедентный шаг, разрешив переброску через свою территорию и воздушное пространство невоенных грузов для МССБ.
Но для России применительно к Афганистану особое значение обретает и другая задача — пресечь растущий наркотрафик. Американский же воинский контингент в Афганистане решает, прежде всего, свою главную задачу. Борьба с наркотрафиком для него — вопрос второго плана. Не содержит нынешняя стратегия США в Афганистане и конкретных планов восстановления экономики страны, что должно зацементировать усилия по стабилизации обстановки в этой стране и что также крайне важно для России.
Российская сторона четко обозначила свои интересы в марте с.г., когда министры иностранных дел России и Афганистана, С. Лавров и Р. Спанта, подписали Межправительственное соглашение об антинаркотическом сотрудничестве. Дело в том, что с вводом МССБ в Афганистан производство наркотиков в стране развернулось с новой силой. Россия предложила тогда создать в рамках ООН наблюдательный совет для контроля за реализацией мероприятий по борьбе с незаконным оборотом афганских наркотиков с привлечением к участию в его работе представителей стран-транзитеров и государств, которые в наибольшей мере страдают от наплыва афганских наркотиков. Предлагалось также расширить полномочия Международных сил и Миссии ООН по содействию Афганистану для их активного подключения к борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Затем в Москве под эгидой ШОС (1) прошла Международная конференции по Афганистану. В своем послании Конференции Д. Медведев отмечал, что «усилия афганского народа и правительства сосредоточены на экономическом и государственном строительстве, но решить эти задачи, не обеспечив стабильность и безопасность на всей территории страны, невозможно». Он подчеркнул, что Россия готова к активным совместным шагам, направленным на нормализацию обстановки в этой стране. Было согласовано заявление и План действий. Документы предусматривали усиление пограничного контроля и проверку лиц, подозреваемых в торговле наркотиками и причастности к террористической деятельности, проведение совместных с Афганистаном операций с целью противодействия этому злу. Предлагалось также создать региональный антинаркотический центр и вести подготовку сотрудников органов, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Итоги конференции одобрили генсек ООН Пан Ги Мун, министры иностранных дел Пакистана, Ирана. США тоже одобрительно высказались относительно ее итогов, но продолжили реализацию своей стратегии.
В середине мая с.г. состоялась встреча Б. Обамы с С. Лавровым, в ходе которой обсуждались вопросы взаимодействия двух стран по Афганистану. В июле 2009 г. в ходе российско-американского саммита в Москве российская сторона подтвердила предоставление транзитного коридора через свою территорию для американских и натовских невоенных грузов. При этом было подтверждено право российской стороны в любое время и в любом месте проинспектировать соответствие перевозимых грузов их предназначению.
И вот теперь, похоже, векторы интересов начинают сходиться в одной точке. Сначала прибывшая с визитом в Россию госсекретарь США Х. Клинтон в своих встречах с российскими руководителями обсудила афганскую проблематику, особенно в связи с началом переброски военных грузов для МССБ через воздушное пространство России. 14 октября с.г. выступая на заседании Совета глав правительств стран ШОС в Пекине премьер-министр РФ Владимир Путин сделал принципиальное заявление. Он высказывается за повышение эффективности и согласованности действий участников организации по линии внешнеполитических ведомств и силовых структур в связи с ситуацией в Афганистане. При этом он имел в виду взаимодействие с афганским правительством и добавил: «Мы знаем об усилиях наших афганских друзей на этом направлении и должны их всячески поддержать». Тем самым российский премьер дал понять, что Россия готова активно включиться в процесс.
Однако, нацеливаясь на коллективные действия и поддержку международных усилий по нормализации ситуации в Афганистане, российское руководство придерживается важной принципиальной позиции: памятуя о 1980-х годах, Россия не намерена отправлять туда свои войска.
В таком случае, что конкретно российская сторона может предложить мировому сообществу и Афганистану для решения его проблем? Прежде всего, ясно, что в борьбе с терроризмом и наркоторговлей нельзя добиться результатов только с помощью военной силы. Необходимо возрождение традиционных форм хозяйствования в стране, восстановление экономических объектов, производств, ремесел. Словом, населению необходимо показать, что есть иные пути существования помимо выращивания наркокультур. В свое время наша страна построила в Афганистане множество производственных, хозяйственных, социокультурных объектов, наконец, жилья. И на данном этапе эта традиция могла бы быть продолжена.
Во-вторых, Россия рассчитывает на свою роль в укреплении вооруженных сил Афганистана, сил правопорядка, тем более что такая основа также имеется. Даже если не трогать период пребывания контингента советских войск в Афганистане, то нелишне напомнить, что до 1978 г. СССР являлся крупнейшим поставщиком вооружений для афганской армии, и это сотрудничество выглядело едва ли не как образцово-показательное. В начале 2000-х гг. Россия также оказала ограниченную безвозмездную военную помощь центральному правительству в Кабуле. В нынешнем году также проходили консультации и переговоры с правительством Х. Карзая по вопросам оказания Россией военной помощи в плане противодействия экстремистам. 14 октября генсек НАТО А.-Ф.Расмуссен высказался за предоставление Россией помощи в подготовке и оснащении афганской армии и необходимости начать переговоры о механизме ее включения в этот процесс.
В-третьих, Россия могла бы возобновить подготовку национальных афганских кадров для экономики страны — инженеров, врачей, агрономов, других специалистов.
В-четвертых, наша страна могла бы заявить свой голос в пользу придания МССБ статуса сил ООН. И вообще в интересах всех действующих лиц, всех государств, заинтересованных в урегулировании ситуации в Афганистане, пресечении террористической деятельности и незаконного оборота наркотиков, действуя именно в рамках этой всемирной организации.
Надежды на такой поворот событий не беспочвенны, поскольку налицо изменение отношения США к ООН. В марте 2009 г. состоялась первая встреча американского президента и генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, в ходе которой наряду с проблемами мирового кризиса стороны обсудили и проблему Афганистана. По ее итогам Б. Обама высказался за создание вместе с ООН новой контактной группы по Афганистану и Пакистану, которая объединила бы всех, «кто принимает участие в обеспечении безопасности в регионе», и включила бы не только союзников Вашингтона по НАТО, но и государства Персидского залива, страны Центральной Азии, Россию, Китай, Индию и Иран (2). Американское руководство также пообещало внести долю своих средств в ООН. В рамках своего пребывания в России в июле 2009 г. президент США вновь напомнил о той роли, которую Россия и США смогли бы сыграть в рамках СБ ООН в решении проблем Афганистана.
Хочется надеяться, что в конечном итоге наши интересы сойдутся в рамках ООН. Вслед за военной силой — хирургическим инструментом должно последовать серьезное терапевтическое лечение. Россия не может не взаимодействовать с США в решении проблем Афганистана, уже хотя бы потому, что Вашингтон представляет военную силу, действующую в этой стране. Но и у России в этой связи есть свои интересы, которые она должна отстаивать и реализовывать, и свои козыри в руках. Ведь вопросы транзита крайне важны для МССБ, поскольку материально-техническое обеспечение войск подчас не менее значимо, нежели их обеспечение военной техникой и боеприпасами.
(2) КоммерсантЪ, 30 марта 2009 г.
http://www.fondsk.ru/article.php?id=2535