Столетие.Ru | Валерий Панов | 17.10.2009 |
И при поляках, это старушка хорошо запомнила, дисциплина была. Попробовал бы кто из галичан пойти по тротуару да встретить поляка. Получил бы «нагаем» (нагайкой) так, что век бы помнил и знал свое место… Галичанам разрешалось ходить только по проезжей части улицы. Нарушители карались беспощадно, порядки соблюдались строго! Не то, что сейчас, говорила бабушка. И этот рефрен «не то, что сейчас» все громче звучит в Галиции.
На одной из древних улочек Львова возле модного кафе поставили бронзовую скульптуру писателя Леопольда фон Захер-Мазоха, главного идеолога мазохизма. Львовяне почитают земляка. Его произведения, написанные на французском и немецком, много переводили, издавали и издают в Галиции. Еще на заре туманной независимости, в 1991 г., при активном содействии российского режиссера (галичанина) Романа Виктюка был создан Фонд Мазоха. А теперь вот нервно воспринятая общественностью скульптура появилась.
Ну, значит, стою, рассматриваю неординарное произведение, извините, но все-таки искусства. Слышу вдруг разговор: убрать бы скульптуру надо, а то неровен час — украдут, бронза ведь; когда-то над этим и не задумывались, а сейчас народу плевать и на закон, и на мораль — ночью точно утащат. Не удержался, спросил: какие времена имелись в виду — австрийские или польские? Нет, отвечают, советские, только при «совитах» галичане и не воровали, «москали» сумели навести порядок. И — не нагайкой, вроде поляков, а неотвратимостью наказания за малейший «криминал».
Разговоров таких было потом с добрый десяток. Совершенно разные люди одинаково возмущались тем, что в стране полное безвластие, что надо бы иностранцев у государственного кормила поставить, так как свои чиновники абсолютно неспособны управлять державой. Можно бы, говорили галичане, немцев пригласить, поляки тоже сойдут, но лучше всего вернуть «москалей"…
Такие настроения свойственны сейчас не только Галиции, но и всей Украине. В марте 2009 г. R&B Group и интернет-изданием «Главред» было проведено социологическое исследование, в результате которого выяснилось, что недоверие к власти на западе страны испытывают 68,4%, на юго-востоке — 75,5%, в центре — 67,8%.
По мнению одного из организаторов исследования Евгения Копатько, «запрос на сильную руку последние несколько месяцев, в общем-то, стабильно высокий. Порядка восьмидесяти процентов людей готовы выступать за то, чтобы в стране была сильная рука». А кого конкретно имеет в виду народ?
На первое место поставили Виктора Януковича (20,5%), на второе Юлию Тимошенко (13,8%), Виктор Ющенко со своими уже привычными 1,7% оказался последним в недлинном ряду отечественных политиков. Немногим ранее украинцы отвечали на вопрос о том, кого из современных государственных деятелей они хотели бы видеть во главе страны. Бесспорным лидером стал Владимир Путин — 70%. А еще с десяток руководителей такого же уровня разделили между собой оставшиеся 30%.
Не менее симптоматичны для сегодняшней Украины итоги и социологического исследования, проведенного в мае группой компаний Research & Branding Group. 35% опрошенных хотели бы жить в объединении с РФ, Казахстаном и Беларусью. 12% респондентов до сих пор тоскуют по СССР. А по данным Центра экономических и политических исследований им. Разумкова, за возобновление Союза на западе страны высказались 16,3%, в центре — 52,7%, на юге — 73,4%, на востоке — 51,7%.
Что касается центра и юго-востока, то тут результат был вполне предсказуем, а Галиция, признаться, удивила. Не будем акцентировать внимание на том, что цифры лишний раз подтверждают: страна четко разделена на две части. Для Украины — это проблема вечная и крайне болезненная, тем не менее, думается, вполне разрешима даже в ближайшем будущем. Данные социологических исследований наглядно показывают и пути реального, а не назойливо декларируемого объединения страны. Вот некоторые выводы, которые, что называется, лежат на поверхности. Мягко говоря, странно, что уже почти 18 лет независимости власти не замечают их, хотя, скорее всего, даже не хотят видеть.
Взять, скажем, «запрос на сильную руку». Он почти в равной степени присущ всем регионам. И это закономерно, если принять во внимание, что одна часть Украины столетия пребывала, главным образом, под властью польского короля и австрийского императора, другая — под скипетром московским. Иными словами, во главе государства народ хочет видеть правителя-самодержца. Далеко не случайно в масштабном телепроекте «Великие украинцы» на первое место был поставлен Киевский князь Ярослав Мудрый. Украинские политики, тем не менее, на полном серьезе обсуждают вопросы государственного обустройства: то ли парламентскую республику создавать, то ли президентскую, а может, и некий конгломерат сотворить по образцу племени «тамбу-блямбу» — с потомственным вождем во главе и верноподданными язычниками. Полтора десятилетия сотрясают страну пустыми разговорами о некоей загадочной «Казацкой державе», «Гетманском государстве», первой в Европе конституции, написанной украинским (?) гетманом Филиппом Орликом (преемником Мазепы в экзиле), а значит, еще с тех далеких времен украинцы привержены евроатлантическим ценностям и стандартам (НАТО и ЕС!). Русским же присуща азиатски рабская покорность царю-батюшке. Отсюда вывод: наши народы настолько разные, что просто-напросто не могут существовать вместе, поскольку векторы развития у них диаметрально противоположные.
Этой же цели — доказать цивилизационные отличия служат частые историко-политические «реверансы» в сторону появившихся было после Первой мировой войны государств-однодневок — Западно-Украинской народной республики и Украинской народной республики (заметьте, изначально двух государств!), которые затем сделали попытку объединиться, но, как всегда, «клятые москали» помешали. «Обоснования» цивилизационных различий продуцируются массово и в самом широком диапазоне — от «праукраинской» трипольской культуры до откровенно расистских «исследований» на якобы генном уровне. Все они не заслуживают того, чтобы их повторять. Может, в этом и был бы некоторый смысл, если бы народ в гуще своей относился к ним серьезно.
Для Украины, думается, гораздо проще, безопаснее и в исторической перспективе надежнее прислушаться, наконец, к гласу народному, вернуться к общим с русскими и белорусами корням после бесплодных исканий своей «уникальной» идентичности. История — старушка памятливая, она убедительно свидетельствует, что, в частности, Левобережная Украина достигала значительных культурных и экономических результатов только в единстве с Россией, потом — СССР.
При этом ни Российская империя, ни Советский Союз никогда не рассматривали Малороссию как свою вотчину, тем более — как колонию. Даже при беглом обращении к нашему совместному прошлому, легко обнаружить массу украинцев в верхах российской и советской власти.
Только один пример братьев Разумовских — выходцев из простых малороссийских семей, ставших вельможами Российской империи, дает основания задать огромное количество вопросов тем, кто до сих пор назойливо повторяет побасенку о России, как о «тюрьме народов». Спросить наиболее злобных «клеветников России»: кто из индусов стал английским лордом? Или — какой алжирец удостоился титула пэра Франции? А кто из галичан во времена польско-австрийского владычества был мэром хотя бы небольшого городка или ректором львовского вуза, где обучение шло преимущественно на австрийском или польском языках?
Российской империей и Советским Союзом на равных правили вместе не только русские и украинцы, но и представители многих других народов. Традиция сохранилась до сих пор. Только в Москве, согласно официальной статистике, проживает сегодня, в частности, более 8% украинцев. А сколько украинцев в правительстве РФ? В региональных органах власти? Один из крупнейших городов России возглавляет Валентина Матвиенко. Копнув историю поглубже, этот перечень можно продолжить до бесконечности. Только зачем, если сегодня «за Путина» высказалось уже 70% украинцев?..
Галичане ведь тоже сегодня уже «не против»: жизнь объективно показала им — кто есть кто. До 1939 г. Галиция была сырьевым придатком Австро-Венгерской империи и Польши. Отсюда выкачивались нефть, газ, вывозился уголь, здесь беспощадно вырубались карпатские леса и… На этом — все, ничем более для западноевропейских метрополий восточная окраина не была интересна. Крупнейший исследователь экономики Западной Украины конца XIX — начала XX века львовский профессор Яков Хонигсман отмечал, что галицийским землям отводилась роль стратегического плацдарма для наступления западного капитала в Россию. По данным польских источников за 1931 г. (других более полных сведений нет), социальная и профессиональная структура населения Львова была такой.
Количество грамотных среди поляков и евреев старше 10 лет достигало 92%, среди украинцев — 77%. Украинцы составляли 73% работников физического труда, поляки — 50%, евреи — 32%. Работников умственного труда среди работающих поляков и евреев было 20%, среди украинцев только 7%. Поляки во Львове преобладали в администрации — 71%, на транспорте и в связи — 76%. Евреи доминировали в торговле — 62%, поляков в торговле было 27%, украинцев 11%. В адвокатуре, нотариате, среди практикующих врачей евреи составляли 71%, украинцы 7%. Зато 45% всех украинцев было занято в домашней прислуге, евреев — 4%. Что касается наиболее богатых жителей города, тех, что использовали наемную рабочую силу, то они с членами семей составляли 6% всего населения города, 11% еврейского, 4% польского и только 2% украинского. Добавим, что уже в нескольких километрах от Львова картина была еще менее радостная. Здесь царили нищета и безграмотность. От голода и безработицы галичане массово убегали в Канаду и Америку. Только за вторую половину XIX в. эмигрировало более 500 тыс. человек.
За годы советской власти ситуация кардинально изменилась. Это было ясно еще до «незалэжности», но только сейчас большинство галичан осознало, что безвозмездно получило от России и потом бездумно потеряло ради призрачных европейских ценностей.
Дабы не очень бередить свежие «раны», добавлю лишь один мало известный факт: в середине 70-х годов минувшего века Львовский автобусный завод был занесен в Книгу рекордов Гинесса как наиболее крупный мировой производитель. Но уже полтора года ЛАЗ не работает по причине почти полного банкротства. Как и десятки крупных промышленных предприятий, созданных в советские времена на Украине. Вместо ожидаемого процветания государства и всеобщего благоденствия после обретения в 1991 г. долгожданной независимости, в которую Украина вступила, будучи в числе десяти наиболее развитых стран мира, уже полтора десятилетия Отечество пребывает в опасности из-за постоянно грозящего краха — либо финансово-экономического, либо политического. После «патриотических» воплей о том, что «москали» всю колбасу съели и вплотную подобрались к стратегическому национальному продукту — салу, а теперь «московской» и «докторской», наконец, наедятся вдоволь, вдруг выяснилось, что без «москалей» даже колбасы в достаточном количестве Украина не способна произвести. А в результате мирового финансового кризиса, многократно усиленного системным внутренним, последние полгода страна балансирует на грани дефолта и, как следствие, раскола. Европа по своему обычаю на помощь не спешит, выжидает, чтоб проглотить Украину всю сразу и целиком и при этом не поперхнуться. Тут волей-неволей обратно под крыло «москаля» попросишься…
http://www.stoletie.ru/slavyanskoe_pole/luchshe_vsego_vernut_moskalej__2009−07−10.htm