Православный Санкт-Петербург | Протоиерей Игорь Филин | 14.11.2009 |
— Часовня возникла уже более 10 лет назад благодаря содействию руководства института, в первую очередь благодаря главврачу В.Г.Прейсу. Именно он помог нам получить под часовню бывшее бюро справок на территории института. Ведь когда человеку сообщают страшный диагноз, — это как гром среди ясного неба, и уповать остаётся только на Господа и искусство врачей, Богом вдохновлённых. Для многих онкологическая больница — как земное чистилище, хотя это и не православное понятие. Рак — это не звоночек, который предупреждающе прозвенел, это колокол, который громыхнул у тебя под ухом. Очень многие в этот момент обращаются к Богу.
Мы задумались, кому посвятить часовню. Самый известный святой врач — св.Пантелеимон. Но если заглянуть в историю — почитание св. Пантелеимона распространилось в России три века назад, ибо святой, хотя и занимался врачеванием, больше прославился как великомученик. А до того на протяжении многих веков наши предки молились свв. Косме и Дамиану. Потому и часовня наша освящена в честь безсребреников и чудотворцев братьев Космы и Дамиана Римских, чьи мощи хранятся на Афоне, в монастыре Зограф.
Добровольное нищенство, сопряжённое с помощью ближним, как это было у свв. Космы и Дамиана, — высокий духовный подвиг. Братья обходились самым необходимым, в подражание Христу. «Научитесь от Меня, яко смирен и кроток сердцем» (Мф.11:29). Христос, как мы знаем из Евангелия, постоянно кого-то исцелял. Для чего? Чтобы привлечь внимание к Себе, к Своему искусству врачевания? Конечно, нет. Чудесами исцеления Он хотел привлечь внимание людей к Своему учению, одна из заповедей которого — «возлюби ближнего, как самого себя». Вот и свв. Косма и Дамиан ходили по городам и весям, часто не имея где голову преклонить, и лечили людей за ночлег, за миску похлёбки. В наше время так могут немногие. К тому же во времена свв. Космы и Дамиана фармацевтической промышленности не было, за лекарства платить не надо было, они лечили людей травами да молитвами.
— Случай из жизни. Девочке срочно требовалась операция. Денег не было. Но врач заверил, что стоит операция 900 рублей и оплачивается страховым полисом. Однако, как сказал врач, нужно будет отблагодарить врачей. Мать согласилась, подумав о цветах и конфетах. Но врач назвал сумму 7000. «Лучше бы я операцию оплатила!» — воскликнула мать.
— Не спешите осуждать врачей. В наше время сложно жить так, как жили врачи-безсребреники прошлого: нужно содержать больницы, обслуживать технику, закупать лекарства, платить зарплату врачам, кормить пациентов… Да и дома ждёт семья, которую надо кормить, оплачивать обучение детей и прочее. Кроме того, мы знаем заповедь «труждающийся достоин пропитания», поэтому нет никакого стыда в том, чтобы брать мзду за свой труд.
Приведу примеры, которые прояснят ситуацию. Я однажды попросил знакомого адвоката помочь моему прихожанину в нелёгком судебном разбирательстве и спросил, сколько эта услуга будет стоить. Адвокат ответил: «Для него — безплатно». Я запротестовал: «А вы-то на что будете жить?» — «У меня есть такие клиенты, которые возместят мне все убытки, потому сейчас я могу заняться благотворительностью». Так же происходит и со священниками, которых спрашивают, сколько будет стоить, например, освящение квартиры или посещение больного. Священник может назвать конкретную сумму, может ответить: «Сколько посчитаете для себя необременительным заплатить», а может отказаться от вознаграждения, если видит, что люди бедные.
— В житии свв. Космы и Дамиана Асийских сказано, что однажды женщина Палладия за исцеление многолетнего недуга решила отблагодарить их. Она дала Дамиану три яйца, сказав, что это не плата, а дар во имя Святой Троицы. Услышав имя Триединого Бога, Дамиан взял яйца. Узнав о том, Косма опечалился и перед кончиной своей даже завещал, чтобы Дамиана не хоронили рядом…
— Ответ заключён в самом житии: Дамиан не нарушил обета безсребреничества, ибо вынужден был взять дар во имя Божие. А жители всё же похоронили братьев рядом, ибо, когда умер Дамиан, некий верблюд проговорил человеческим голосом, что Дамиан взял яйца не мзды ради, но ради имени Божия.
Расскажу историю совершенно удивительную. Несколько лет тому назад, зимой, прибился к нашей обители при храме Прп. Серафима Саровского бомж. Приняли как брата во Христе. Но едва он отъелся, подлечился, отогрелся — дал тягу. Ну что ж, ушёл и ушёл. Через какое-то время является. Мы ни слова упрёка, приняли. Вскоре опять сбежал: муторно, вишь, ему было жить по дисциплине, молиться в храме. А ведь требовалось от него всего лишь Псалтирь читать да на кухне помогать. В третий раз приполз обмороженный — пришлось отрезать ему ступни. Жил он при храме долго, на коляске передвигался. Врач из НИИ онкологии каждый день приходил к нам со своими лекарствами, безмездно лечил его, делал перевязки. И что ж вы думаете? Сбежал, так на коляске и укатил! Мог ли он пожаловаться на врача, который безплатно его лечил? Или на наших братьев и сестёр, терпевших его и помогавших, чем могли? Вот и делайте вывод: важно не то, что с нами происходит в обществе, а то, как мы на это реагируем!
А закончу наш разговор примером из жизнеописания старца архимандрита Иакова, умученного турками, который жил в монастыре Прп. Давида Эвбейского (на о. Эвбея, где находятся мощи св. Иоанна Русского). Это случилось во времена репатриации, когда греки из Малой Азии были выселены в Грецию, а греческие турки — в Малую Азию. Греческое правительство, обезпокоенное тем, чтобы грекам-переселенцам хорошо было на новом месте, предложили обустроить в их деревне медицинский пункт. Получив отказ, чиновники немало удивились. «Разве вы никогда не болеете?» — спросили. «Как же, болеем, — был ответ. — Но когда мы жили в Малой Азии, у нас не было врачей. В болезнях нам помогали Господь наш Иисус Христос, Пресвятая Богородица да святые угодники Божии. Мы привыкли молиться и уповать на них. Зачем же нам другие врачеватели? От кого помощь быстрее и действеннее — от человека или от святого?» С тем они и остались.
Это говорит о том, что чем в большей скудости живёт человек, тем больше он молится и уповает на Господа. Многое зависит от нашей веры и дерзновения, от уверенности в непременной помощи Божией. Я не хочу сказать, что от помощи врачей нужно отказаться. Врач — инструмент в Божиих руках. Поэтому, помолясь Богу, надо идти к врачам. Другой вопрос, что делать, если нет денег на лечение? Ну что ж, как бы болезненно это для нас сейчас ни прозвучало, но умирать-то всё равно придётся, рано или поздно. Сегодня или через пять лет, но я всё равно умру. Надо не за земную жизнь цепляться что есть сил, а готовиться к жизни вечной и встрече с Отцом нашим Небесным. Значит, надо разобраться, чего ты ждёшь от жизни и смерти.
Вспомним нищего Лазаря, который больной лежал под забором у богача. Он мечтал хотя бы о крошечке хлеба с его стола, но только собаки — казалось бы, бездушные существа — сострадали ему и лизали его струпья, чтобы принести облегчение. Мы ничего больше не знаем о Лазаре, кроме того, что он ничего не просил у Бога и больной умирал рядом с богачом, который пировал, «в парчу и виссон облачён». Так чем же был свят Лазарь? Никакой зависти, никакого ропота — вот в чём его святость!
А мы? Сегодня ютимся в коммуналке, а завтра нам и двухкомнатная квартира тесновата, вчера радостно крутили педали велосипеда, а сегодня «Жигули» не устраивает. Как говорится, «кому-то хочется кусок хлеба побольше, а у кого-то жемчуг мелковат». Человек никогда не будет доволен своим положением, так уж он устроен. Такой человек, попади он в рай, тоже станет сетовать: а почему этому человеку такие почести воздаются, а мне нет? а почему у Ангелов крылья, а у меня нет?.. Мы всё оглядываемся на кого-то. Но обращали ли вы внимание, что Заповеди Божии прописаны для человека, для личности, а не для сообщества людей и даже не для семьи. Не на общество, не на соседа, — на себя смотреть надо. Это я, а не общество, должен быть смиренным, я, а не общество, должен проявлять милосердие к ближним, я, а не общество, должен любить врагов и молиться за них. Как говорил прп. Серафим Саровский, «спасись сам, и спасутся многие вокруг тебя». Не завидуй, не злобствуй, не рви кусок хлеба изо рта ближнего, тогда безсребреничество и безмездная работа во славу Божию перестанут казаться чудачеством, а станут нормой.
Адрес: 197 758, СПб,
п.Песочный,
Ленинградская ул., 10.
Тел.596−63−98
Записала Ирина РУБЦОВА
http://pravpiter.ru/pspb/n214/ta006.htm