Русская линия
Росбалт Яна Амелина15.10.2009 

В обиде на Ивана Грозного

Татарские националисты отметили очередной, двадцатый по счету День памяти защитников Казани, павших при взятии города войсками Ивана Грозного. В столице Татарстана прошли траурный митинг и шествие под лозунгом «Максатыбыз — байсезлек!» («Цель — независимость!»), а также научный семинар «Завоевание Казани: уроки истории».

Активисты татарского национального движения скандировали на демонстрации не только «Азатлык!» («Свобода!»), но и «Ля илляха иль Алла!» («Нет бога, кроме Аллаха!») и «Аллах акбар!» («Аллах велик!»), а на «круглом столе» в Национальном культурном центре «Казань» прозвучало немало откровенно антинаучных заявлений. Хотя в национальном движении татар с каждым годом все заметнее исламистская составляющая, нельзя сказать, что «зеленый» уклон популярен среди рядовых граждан. Поэтому жители Казани, встретившись с колонной, идущей под флагами Татарстана и зелеными знаменами с тюркским волком, останавливались скорее в глубоком недоумении, но отнюдь не в восторге.

На площади Свободы, между памятником Ленину и зданием правительства и Госсовета Татарстана, собрались ветераны национального движения, а также небольшая группа молодых исламистов и активистов светских Всемирного форума татарской молодежи и движения нового поколения «Узебез» («Мы сами») общим числом около двухсот человек. Среди плакатов, поднятых митингующими, были «Я помню 1552 год», «Холокост татарского народа — 1552!», «Татарская речь слух ласкает», «Требуем! Запрета русского языка в образовании, как запрещен татарский» (стиль оригинала сохранен) и тому подобные.

Последний парадоксальный плакат, который держали двое мрачноватых пожилых мужчин, поневоле заставлял вспомнить известный анекдот: «Как странно — вы хотите, чтобы не было богатых, а мой дед-декабрист боролся, чтобы не было бедных». В нелепом плакатном призыве, однако, отражена сущность современного татарского национализма: он густо замешан на обидах 450-летней давности и деревенском менталитете, по определению не предполагающем широкого кругозора.

Ряд аналогичных лозунгов (в частности — «Остановить геноцид коренных народов Идель-Урала, продолжающийся с 1552 г.!» или «В 2012 году на выборах президента России голосуйте против Путина, за его ф. закон 309 в 2007 г., который ликвидирует национальное образование!») по настоятельной просьбе сотрудников правоохранительных органов остались лежать на каменном бордюре метрах в пятидесяти от эпицентра митинга.

Ораторы, среди которых отметились обязательные участники подобных мероприятий Фаузия Байрамова, Рафис Кашапов, Альфия Адиатуллина и ряд других, выступали на татарском языке. На русском прозвучала лишь резолюция митинга, продолжавшегося, несмотря на холод, целых два часа. В документе, адресованном президенту РФ, руководству Государственной думы и Совета Федерации, отмечалось, что «империя (имелась в виду Российская Федерация — „Росбалт“) уничтожает народ своих колоний, в частности татар», более того, осуществляет их геноцид. «Нарушаются нормы международного права, — говорится в резолюции Дня памяти. — Идет непрерывная русификация и христианизация РФ, все подгоняется под путинскую вертикаль».

Среди проблем татарского народа в документе перечислены «закрытие около трех тысяч татарских школ», перевод образования в Татарстане и Башкортостане на русский язык, принятие федерального закона 309, отменяющего национально-региональный компонент, а также ликвидация «всех радио- и телепередач, а также газет и журналов на татарском языке».

Все это как минимум не совсем соответствует действительности, а точнее — не соответствует ей вовсе — такие издания и телеканалы есть. Кроме того, участники митинга (резолюция была поддержана единогласно) обвинили федеральный центр в преследовании Милли меджлиса (самозваный «парламент татарского народа», в декабре 2008 года призвавший иностранные государства признать независимость Татарстана) и других национальных организаций, а также «многочисленной невинной молодежи». «Понятие национально-освободительного движения переименовано в терроризм», — подчеркивается в резолюции.

Участники мероприятия потребовали впредь отмечать День памяти официально, а не на общественных началах, установить памятник павшим защитникам Казани, поддержать Декларацию о государственном суверенитете Татарстана от 30 августа 1990 года, а также прекратить преследование Фаузии Байрамовой, Рафиса Кашапова и всех остальных участников национального движения (указанным лицам предъявлены обвинения в рамках ряда статей УК РФ — «Росбалт»). Все началось и закончилось мусульманской молитвой памяти погибших.

Взгляды нового поколения светских татарских националистов значительно более адекватны. Как отмечается в отпечатанной на хорошей бумаге цветной листовке, подготовленной ко Дню памяти активистами молодежных организаций, «в октябре татарский народ отмечает скорбную дату своей истории»: в 1552 году «государства под названием „Казанское ханство“ не стало вовсе». Теперь на татарский народ обрушились новые испытания: «Всемирная глобализация способствует ассимиляции, к тому же федеральные власти продолжают демонстрировать полное безразличие к потребностям национальных меньшинств». Как отмечается в листовке, «права татар на язык и культуру» соблюдаются только в Татарстане, где проживают лишь 25% этого народа, тогда как в других регионах нет ни одной татарской школы, а из школьной программы исчез национально-региональный компонент. Нет и федерального канала, вещающего на татарском языке.

«Пусть День памяти станет для нас еще и напоминанием о том, что каждый человек имеет право на свободу, — заключают авторы документа. — Свободу писать и говорить на родном языке, видеть, как культура и традиции предков бережно сохраняются, и гордиться, что тебе есть, что передать будущему поколению». Характерно, что листовка молодых активистов отпечатана на двух языках — татарском и русском. С одной стороны, далеко не вся национально-ориентированная татарская молодежь в достаточной степени владеет родным языком, с другой — новому поколению, кажется, понятно, что, игнорируя русский, оно принуждено будет вариться в собственном политическом соку, что гарантированно лишит его возможности быть услышанным на федеральном или хотя бы республиканском уровнях.

Вполне здраво рассуждает молодежь и об основной идее Дня. «Мы хотим, чтобы молодежь сохранила историческую память, без нее у народа нет будущего», — заявил «Росбалту» активист Всемирного форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов. Что касается «цели — независимости», то, полагает молодой человек, она мыслится не в форме отделения от РФ (о чем наивно мечтают старшие товарищи), а в виде самоопределения в рамках российского государства, что, собственно, уже произошло и нуждается лишь в наполнении реальным содержанием. «Татарское движение не будет иметь будущего, если будет концентрироваться только на вопросах языка и культуры, — перевел „Росбалту“ суть своего, сделанного на татарском, выступления посланец из Башкирии, член правления местного Татарского общественного центра Ильнар Гарифуллин. — Необходимо искать союзников среди других политических партий и движений, самим становиться политическим движением». В то же время, добавил этот молодой активист, «не надо в каждом русском видеть врага, ни в коем случае не надо».

К сожалению, его призыв вряд ли воспринимается некоторыми участниками организованного опять-таки татарской молодежью семинара по урокам завоевания Казани, прошедшего двумя днями ранее. Хотя ведущий беседы, доктор исторических наук и один из идеологов татарского национального движения Дамир Исхаков призвал собравшихся не судить прошлое с позиций современности, услышали его далеко не все. «Идентичность русских и татар сложилась на конфронтационной основе, и виноваты здесь не татары, — продолжил он. — Идентичность русских формировалась на базе противостояния русского государства Золотой Орде — национальному государству татар. Получилось, что русские сформировались, победив татар. У татар же иная концепция — русские колонизировали, угнетали их».

«В связи с тем, что в России мало демократии, господствует авторитаризм, правят бал имперские взгляды, наилучшее для татар — жить в преобразованном, демократическом российском обществе, правда, это вряд ли случится скоро, — предположил Дамир Исхаков. — Впрочем, жизнь быстротечна». Разнонаправленные взгляды татар и русских на общую историю трудно примирить, заметил ученый, добавив, что «в этом нет ничего страшного, в демократическом обществе так и должно быть». Он призвал взглянуть на прошлое более широко, указав, что «не во всех грехах Московской Руси можно обвинять русских: они действовали в определенных исторических условиях».

Условия же были на стороне Москвы. После принятия Золотой Ордой ислама конфронтация различных религий в ней была неизбежна, указал Дамир Исхаков. После тринадцатого века мусульманская цивилизация начала клониться к стагнации. «Слабый был обречен стать чьей-то колонией, — разъяснил ученый логику исторического процесса. — Внутренней колонией России стали татары». Не следует забывать и об экономических связях: татарские ханства находились на очень важных торговых путях, и русским необходимо было разрешить этот вопрос. «Отношения „русские — победители, татары — жертвы“ нужно рассматривать в более широком контексте», — констатировал Дамир Исхаков.

Однако его коллеги считали несколько по-другому. Декан факультета татарской филологии и истории Казанского государственного университета Искандер Гилязов обрушился на известную фразу Ломоносова о том, что богатство России прирастать будет Сибирью — мол, у всех нормальных людей оно прирастает за счет упорного труда и инноваций, а не механического расширения территорий. Под конец семинара ему прислали записку: у Великобритании тоже были колонии, но англичане-то вон сколько всего добились — не связано ли это с качествами того и другого народов? Историк Гилязов, подумав, согласился с этим предположением. Интересен был и его ответ на вопрос о том, почему же «угнетаемые» татары не подняли в Смутное время, пользуясь моментом, антимосковское восстание, а совсем наоборот — выступили единым фронтом с русскими и в итоге одолели захватчиков. «Ни в 1552-м, ни в 1612-м году не было лидеров, способных повести татар за собой, — считает Искандер Гилязов. — Поэтому основная масса татар не смогла в Смутное время поддержать идею восстановления татарской государственности».
Историк Искандер Измайлов подробно рассказал об идеологических основах покорения Казани, подчеркнув, что «идеология Москвы изначально была имперской». «Мы не должны стенать, что являемся жертвами имперского захвата, — призвал он участников семинара, большую часть которых, в отличие от митинга, составляла молодежь. — Российское государство сделало все, чтобы искоренить нас, и татары-мусульмане сохранились не благодаря, а вопреки воле российского государства, и это необходимо иметь в виду». Искандер Измайлов закончил выступление довольно витиеватым сравнением татар с алмазом, которого, в отличие от углерода, в природе мало, зато он способен резать все вплоть до металла. Образ явно понравился публике — слова ученого были встречены бурными аплодисментами.

«Когда трагедия 1552 года переломила хребет татарскому государству, именно ислам не дал пропасть татарскому народу, сохранил его таковым, — рассказал о роли религии проректор Российского исламского университета по научной работе Рустам Батров. — Ислам — основа татарской идентичности и вообще татарского народа. Татарство и мусульманство — это одно и то же. Только ислам поможет нам выжить. Попытки создания светской нации татар по принципу западных государств растворят татарскую нацию в небытии». Его слова также бурно приветствовали, при этом, когда подошло время вечернего намаза, зал покинули всего 5−7 из примерно ста собравшихся.

Преобладающие настроения выразила одна татарская тетушка, с волнением и болью сообщившая, что «Казанское ханство было куда более миролюбивым, чем Московское княжество», а русские — «завоеватели, грабители, агрессоры». «Россию трудно понять, — говорила она, а зал аплодировал. — Почему-то она постоянно зарится на чужое богатство, при этом свое не развивает!». Нельзя, впрочем, не отметить, что все «простые» татары, которым автору этих строк довелось пересказывать услышанное на семинаре, только изумлялись: кому и зачем нужно сталкивать два народа, которые в обычной жизни прекрасно находят общий язык, припоминать и растравлять обиды полутысячелетней давности?

Недоумение вызывает и позиция казанского Кремля, отчего-то запретившего проведение в КГУ диспута по нашумевшей книге «Освободительная война татарского народа» Нуруллы Гарифа, но не высказавшего своего отношения к семинару в НКЦ «Казань». Организаторы диспута, тщательно продумавшие программу мероприятия, пригласили к участию в нем как сторонников, так и противников взглядов Гарифа, недавно попавшего в поле зрения президентской комиссии по противодействию фальсификации истории, а также представителей церкви и общественных организаций. Но все оказалось напрасным: как выяснилось, обсуждать научные проблемы в Казани могут лишь ученые определенного толка. И эту тенденцию вряд ли можно назвать позитивной.

http://www.rosbalt.ru/2009/10/12/679 696.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика