Русская линия
Православие.Ru Александр Недоступ15.10.2009 

«Наша главная цель — привнесение христианских ценностей в современную медицину»
Беседа с профессором Александром Недоступом, руководителем московского отделения Общества православных врачей

В начале октября этого года в Воронеже прошел II Всероссийский съезд Общества православных врачей. Общество существует уже почти 15 лет и за это время доказало свою состоятельность. Его бессменным руководителем является митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий; кроме врачей, членами общества являются и многие клирики. Такой союз медиков и духовенства оправдан. По словам владыки Сергия, «врач, который пренебрегает религией, является близоруким». Нынешний съезд рассмотрел широкий круг вопросов. Говорилось и о причинах того, что сегодня в храмах много больных людей, приходящих с ощущением безысходности после неоднократных обращений в медицинские учреждения, и о том, почему вера в новую медицинскую аппаратуру и современные лекарства заменила веру во Христа. О работе съезда и об Обществе православных врачей рассказывает кардиолог, руководитель московского отделения Общества православных врачей профессор Александр Викторович Недоступ.

— Александр Викторович, что сегодня представляет собой Общество православных врачей?

— Общество — это 43 региональных отделения, в которых состоят порядка двух тысяч врачей всех медицинских специальностей и разного уровня квалификации — от простого врача до академика. Немногочисленность объясняется тем, что в обществе преимущественно состоят медики-мужчины. А в медицине, так уж сложилось, в основном трудятся женщины, которые работают, как правило, на полутора ставках, потому что на одну ставку будет есть нечего, а на две — некогда. Вдобавок у них еще семья: дети и часто неблагополучный муж, больная мать и т. д. Поэтому времени на эту общественную, в хорошем смысле слова, и жертвенную деятельность у медиков-женщин не остается.

В региональных отделениях насчитывается от трех до нескольких десятков членов общества.

И хотя общество — в виде своего московского отделения — появилось в 1995 году, Минюст зарегистрировал нас только 15 июня этого года. Процесс оформления длился долго оттого, что надо было подать кучу различных документов, а в нашей среде эту формалистику никто не любит. Поэтому, несмотря на то, что предыдущий съезд, на котором решался вопрос о регистрации, прошел два года назад, оформление состоялось только недавно.

Но при этом нельзя сказать, что общество — это только что вылупившийся цыпленок. Через два года после появления московского отделения образовалась ячейка в Санкт-Петербурге, во главе с отцом Сергием Филимоновым, который является доктором медицинских наук. Потом были Ростов-на-Дону, Саратов, Воронеж и другие города. Большей частью отделения появлялись в последние годы. Работа там ведется на разном уровне активности.

— Какие вопросы обсуждались на нынешнем съезде, и чем он отличался от предыдущего?

— Первый съезд был, по сути, учредительной конференцией Общества православных врачей России. По тематике съезды не сильно отличались, и темы практически совпадают с теми, которые обсуждаются с 1998 года на медицинской секции (она, кстати, является самой посещаемой) Рождественских чтений. Мы всегда обсуждали самый широкий круг вопросов.

В этом году на съезде обсуждали доклад «Церковь и современная медико-социальная действительность» митрополита Сергия, нашего бессменного председателя; доклад архимандрита Тихона (Шевкунова) об алкогольной угрозе и борьбе с ней; доклад главного терапевта и главного пульмонолога России академика Александра Григорьевича Чучалина (который является инициатором создания общероссийского Общества православных врачей) «Болезни человека XXI века».

Было три заседания по специальным медико-православным вопросам. Первое — «Роль Церкви в преодолении социально значимых заболеваний». Таких как алкоголизм, наркомания, сиротство, социальное сиротство, духовно и физически нездоровые дети. Второе заседание было посвящено вопросам медицинской этики — взаимоотношению врача и пациента с точки зрения православной медицины. В рамках этого заседания был представлен доклад протоиерея Сергия Филимонова «Чему может научить смерть: клинический случай с умирающими больными», доклад об этико-мировоззренческих аспектах контрацепции. Это такие врачебные вопросы, которые не могут обсуждаться в обычной среде, в то же время вполне являются православными. Затем обсуждалась тема о демографической проблеме в России, в частности, в качестве примера рассматривалась Костромская область, где является господствующей идеология абортного мышления. Были доклады о контактах с инославными — католиками и протестантами; говорили об организационных вопросах, о работе православного сестричества. На эту темы был доклад, посвященный основательнице движения сестер милосердия в России княгине Екатерине Михайловне Бакуниной. Принято считать, что таковой является англичанка Флоренс Найтингейл, но оказывается, что они обе работали одновременно в Крымскую войну, только по разные стороны линии фронта.

Также было специальное заседание, посвященное противодействию антимедицинским и антинаучным выступлениям. Сегодня существуют в России несколько активных групп полуврачебного толка, так как состоят в основном из неспециалистов, которые очень агрессивно, широко и многословно выступают с совершенно мракобесными теориями. Это требования прекратить вакцинирование людей, «духовное» акушерство — роды на дому и в воду, которые приводят к гибели детей, ВИЧ-диссидентство — отрицание вируса. Мы призываем также и священнослужителей быть внимательнее к посвященной этой тематике литературе, которая распространяется в том числе и в церковной ограде.

Также мы обсудили формы и методы работы региональных отделений, подвели итоги работы двух последних лет, наметили перспективы и направления деятельности.

— Каковы результаты работы съезда?

— Они будут видны позже. Принятая на съезде резолюция подводит итоги нашей деятельности, в ней отражены советы, как действовать в различных направлениях. В том числе там есть отдельный блок, посвященный поднятой последним Русским народным собором теме алкоголизации страны, который мы передадим в Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы.

Этические проблемы никогда не перестают быть злободневной темой. Поскольку Национальный комитет по биомедицинской этике, с нашей токи зрения, ведет себя вяло, не имеет христианских ценностей в своей основе (нас туда не пустили, когда мы просили, чтобы два-три православных человека там были представлены), мы обращаем особое внимание на взаимоотношения «врач-пациент», которые трансформируются у нас в западные модели. Западная медицина основывается не на патерналистской модели, предусматривающей доверительные отношения (что было в советской медицине, куда ближе находившейся к православной модели), а на правовой базе. В Америке контакты врача с пациентом начинаются со встречи их адвокатов. У нас сейчас тоже больной и врач заграждаются друг от друга бумажками. Больной подписывает так называемое Информированное согласие о том, что предупрежден о смерти, осложнениях и прочем. С другой стороны, пациент может возбудить уголовное дело против врача. Это дико выглядит в православной стране.

Сегодня широко внедряются новые биомедицинские технологии, которые противоречат нашим моральным ценностям: это терапевтическое клонирование, использование эмбриональных клеток, распространение аморальных медицинских практик (прерывание беременности, контрацепция, которая, по сути, убивает зачатый плод). В этих условиях мы заявляем, что принимаем на себя ответственность за сохранение христианских традиций отечественной медицины. Целью нашего общества и в момент создания, и сейчас является помощь государственному здравоохранению в более успешной борьбе с заболеваниями на основе привнесения христианских ценностей в нашу медицину.

— Что вы предлагаете Церковно-общественному совету по защите от алкогольной угрозы?

— Нас радует, что сегодня уже официально произносится слово «алкоголизация». Когда мы раньше приносили соответствующие документы, обозначавшие эту проблему, ответственные товарищи от этого отмахивались, предпочитая замалчивать эту тревожную тему. Но на наш взгляд, меры принимаются очень вялые.

Мы предлагаем законодательный запрет на прямую и косвенную рекламу пьянства и наркомании в СМИ и произведениях искусства (кино, литература и т. д.); показывать положительные примеры трезвой жизни в противовес не слезающим с экрана «как пить по-русски»; разработать систему грантовой поддержки настоятелей приходов, которые занимаются профилактикой алкоголизма и реабилитацией алкоголиков; ввести принудительное лечение, но только не в рамках МВД; обложить дополнительным налогом производителей и продавцов алкоголя, а полученные средства направить на финансирование строительства лечебных заведений и подготовку специалистов по реабилитации алкоголиков; создать специальные отделы, которые будут пропагандировать трезвый образ жизни в молодежной среде, организовывать специальные занятия и мероприятия по противоалкогольному просвещению в учебных заведениях; ввести право местного, на уровне регионов, запрета на торговлю спиртным; способствовать формированию обществ трезвости по профессиональным признакам (есть профессии, в которых нельзя пить вообще); восстановить общероссийское попечительство о народной трезвости под руководством видных политических и церковных деятелей; ввести празднование общероссийского Дня трезвости в день Усекновения главы Иоанна Предтечи; признать пиво алкогольным напитком; запретить производство и продажу «энергетических» напитков.

— В следующем году первое отделение общества — московское — будет праздновать свое 15-летие. С чем вы подошли к этому юбилею?

— Мы существуем как первопроходцы. Мы разрабатываем те направления, которыми должны заниматься православные врачи. Когда мы впервые собрались в этом кабинете (наша беседа проходила в кабинете А.В. Недоступа в кардиологическом отделении больницы имени Н.И. Пирогова. — И.И.)), то не понимали, что должны делать. Да, видели, что с медициной плохо, что старая система здравоохранения рушиться, что христианских основ в медицине становиться все меньше. А с другой стороны, уже было позволено высунуть нос из церковной ограды. Хотя наши враги в то время хотели, чтобы мы сидели себе взаперти, загородившись снаружи чем-нибудь тяжелым, молились, кадили ладаном и ни-ни что-то делать, а они будут бушевать и заполнять собой телевизор. Но мы поняли, что теперь имеем доступ в больницы, можем пригласить туда священников, устраивать больничные храмы, молитвенные комнаты и часовни, можем заниматься биоэтикой, собираться и обсуждать злободневные вопросы.

Кстати, к 15-летию мы уже проведем 150 заседаний московского отделения Общества православных врачей (они проходят ежемесячно, кроме летних каникул). Скоро протоколы и конспекты этих заседаний мы опубликуем на нашем сайте.

Москва вообще стоит особняком: здесь отец Аркадий Шатов со своим сестричеством, который готовит сестер милосердия и окормляет больных, тут душепопечительский центр во имя праведного Иоанна Кронштадтского отца Анатолия Берестова, в подмосковном Ромашкове существует реабилитационная община отца Алексия Бабурина. А в других городах, где присутствие Церкви на этой ниве меньше, большую часть работы берут на себя отделения Общества православных врачей.

Работа московского отделения общества сужена рамками заседаний, организацией и проведением безвозмездной медицинской помощи больным, которые ждут от нас именно этого — бесплатной консультации хорошо специалиста, а не высокопарных рассуждений о биоэтике. Однако это не очень простая с юридической точки зрения вещь, потому что мы не можем открыть свою православную лечебницу в силу огромной бюрократии.

— Как реально общество может участвовать в работе российского здравоохранения?

— Прежде всего, своим сформировавшимся мнением по различным аспектам здравоохранения. Православная медицина в основу представлений о происхождении и сущности болезней полагает не только естественнонаучный принцип, но и вероучительные христианские православные положения и догматы и использует их в лечении больных и профилактике болезней. Мы, в отличие от наших неверующих коллег, убеждены, что происхождение болезней в значительной степени определяется духовными вещами. Мы с помощью священников организуем храмы, часовни, молитвенные комнаты. Больные соборуются, исповедуются и причащаются, крестятся. В такой атмосфере больной гораздо легче переносит страдания. Этим мы очень помогаем здравоохранению.

Мы помогаем здравоохранению своими выступлениями по различным биомедицинским аспектам, которые направлены на сохранение жизни и здоровья общества, отказа от убийства ребенка во чреве матери, отчасти решая большую демографическую проблему. В московском метро висят плакаты, гласящие, что в России каждую минуту рождаются три человека, но не сказано, что за это же время совершается четыре аборта. Мы постоянно выступаем по этой теме. Так же как и выступаем против использования эмбриональных клеток, фетальной терапии.

Или вот еще такой момент, когда больных отвращают от лечения СПИДа, вакцинации. Чем это заканчивается? В одном российском городе антивакцинальщикам удалось добиться поголовного отказа от вакцинации по поводу дифтерии. В этот же год там случилась эпидемия со смертельными случаями, хотя такого там не было с довоенных времен.

Через духовное охранительство мы оказываем непосредственную помощь государству. С другой стороны, мы не можем создать альтернативную медицину. У нас не хватит сил, кадров и средств. Секулярная идеология нашего государства допускает Церковь в больницу, но Церковь от нее отделена. В идеале православная медицина должна быть. Но, к сожалению, она невозможна, и еще более невозможна на Западе. В первую очередь потому, что сразу последует обвинение в нарушении политкорректности.

Мы считаем, что Общество православных врачей нужно государству, так же, как и общества православных педагогов и деятелей искусств, в тех сферах, где речь идет о жизни духа.

— Как само общество оценивает свою деятельность: как организация, которая контактирует с Церковью, или как часть Церкви, играющая определенную роль?

— Конечно, мы являемся чадами Православной Церкви. Никакое региональное общество не создается без благословения правящего архиерея, каждое отделение обязательно имеет своего духовника. Каждая ячейка занимается своей катехизацией, уделяя этому большое внимание. Ведь врачи такие же неграмотные в отношении вероучительных истин, как и большинство населения. Хотя среди нас случаются редкие люди, которые закончили заочно семинарию или Свято-Тихоновский богословский институт. Мы приглашаем священников просветить нас в важных для нас вопросах, например антропологии.

В этом отношении особо повезло московскому отделению общества, деятельность которого благословил архимандрит Кирилл (Павлов). Я долгие годы его лечил, был с ним близок. И однажды, когда он находился на лечении в нашей больнице, мы пригласили его на беседу с нами. В тот раз мы два часа провели в живом общении со старцем, получая ответы на интересующие нас вопросы.

В своей профессиональной деятельности мы ревнуем о соблюдении законов Божиих. Наша главная цель — привнесение христианских ценностей в современную медицину.

— В следующем году исполнится пять лет подписания соглашения о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения Российской Федерации. Какими реальными делами наполнен этот документ?

— Замечу, что это соглашение третье по счету. Первый подписывался министром Александром Дмитриевичем Царегородцевым, следующий подписывал министр Юрий Леонидович Шевченко, который недавно был рукоположен в священники. Нынешний подписывал М.Ю. Зурабов. Остается только удивляться кротости покойного патриарха Алексия II, который подписывал три бессрочных договора.

В рамках соглашения была создана комиссия «Минздрав-Патриархия» из компетентных лиц, которая в основном более-менее активно работала при Шевченко.

Мы за оживление этой работы, и наш съезд приветствовала министр Татьяна Алексеевна Голикова; на съезде присутствовали два компетентных представителя Минздрава, которые были на всех заседаниях. Сейчас мы готовим отчет в министерство и будем просить о встрече с министром, чтобы оживить контакты.

— Что вы будете предлагать?

— Мы будем, прежде всего, предлагать свои услуги, будем предлагать шире использовать нашу точку зрения, ведь православных людей в России очень много. Нам важно, чтобы их позиция обсуждалась и учитывалась при решениях, которые принимаются на законодательном уровне. Это во-первых. Во-вторых, мы бы хотели, чтобы наше общество получило в министерстве права как одно из медицинских обществ, такие же, какие имеют общества кардиологов, терапевтов, пульмонологов и т. д. У нас все-таки есть свои методы и концепции, которые мы можем предложить Минздраву. Мы хотим полноценно участвовать в его работе.

И потом, если посмотреть на уже существующий опыт работы, то ведь кое-чего мы добивались. Например, нам удалось добиться сокращения списка показаний к прерыванию беременности на поздних сроках. То есть речь идет о так называемых социальных показаниях к аборту (изнасилования, нищета и т. д.) Совместная позиция министерства, духовенства и Общества православных врачей позволила сократить этот список с двадцати двух до четырех пунктов. В результате совместной работы мы решили вопрос с медицинским обеспечением больших крестных ходов, таких как Великорецкий, Иринарховский и другие.

В том числе мы будем предлагать бесплатную медицинскую помощь в том объеме, который может обеспечить наше немногочисленное общество, но зато повсеместно.

Мы бы попросили министерство рекомендовать главным врачам и начальникам медицинской части в стационарах поощрять устроение молитвенных комнат и храмов.

— Вы изучаете, как влияет на выздоровление больных наличие или отсутствие храма при больнице?

— Точных статистических данных нет. Хотя я знаю специалистов, которые вели исследования последствий операций у верующих и неверующих людей. По отзывам врачей мы знаем, что обстановка в больнице с появлением храма меняется: становится тише, благодатнее, больные сами отмечают, что им там хорошо находиться.

— Вы как-то можете отметить, что у больных растет «спрос» на верующих врачей?

— Православные больные однозначно стараются лечиться у верующих врачей. Не православным по большей части все равно. Хотя иногда бывают и курьезы, когда люди не понимают, чем православный врач отличается от неправославного. Как-то мне позвонил один человек, попросил проконсультировать и пристроить больного мальчика на операцию на сердце. Я соглашаюсь, прошу принести результаты рентгена и ультразвукового исследования. А он удивляется. Мол, что, у вас такие же методы? Некоторые думают, что православная медицина лечит травами и массажем. Не все люди понимают, что методы лечения те же, отношение — другое. Больные боятся отстраненной медицины, где врач является придатком к машине. Мы им объясняем. Что техника — это наши руки и глаза, только дальше простертые, позволяющие видеть насквозь.

— С чем связано, что на Рождественских чтениях медицинская секция самая посещаемая?

— Среди присутствующих там большая прослойка православных врачей; кроме того, привлекает интересная тематика. У нас она поначалу была очень разнообразная, потом постепенно стала сужаться, сейчас мы уже заседаем под флагом церковно-благотворительного социального служения.

— Вы обсуждаете на своих заседаниях случаи, когда ваших европейских коллег за ношение крестика или предложение больному помолиться за него увольняют с работы?

— Что тут обсуждать? Это безобразие! Это не постхристианское, а антихристианское общество, которое обалдело от прав человека и заменило ими закон и благодать Божию. Бог им судья!

С Александром Недоступом беседовал Игорь Ильин

http://www.pravoslavie.ru/guest/32 272.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика