Православие.Ru | Монах Рудольф из Фульды | 12.10.2009 |
Святая Лиоба была умеренна во всех своих действиях, и управляла монастырем она так же. И потому ей никогда не приходилось сожалеть о своих ошибках, совершенных в порыве чувств, так как она не делала их. Она прекрасно знала и понимала значимость умной молитвы и внимательности при обучении и при этом всегда избегала крайней неумеренности в молитве, бдении и в ином духовном делании.
В течение лета и она, и все остальные монахини ложились отдыхать после дневной трапезы; Лиоба не разрешала ни одной из своих сестер отходить ко сну поздно вечером и говорила, что недостаток сна притупляет ум, особенно когда человек учится. Всякий раз, когда она ложилась спать днем или ночью, она просила, чтобы у изголовья ее постели читалось Евангелие. Сестры монастыря по очереди с готовностью исполняли это послушание. В это трудно поверить, но даже когда святая спала, если одна из монахинь нечаянно пропускала слово или слог во время чтения, Лиоба ее немедленно поправляла. Некоторые сестры позднее сознавались: когда они видели, что настоятельница заснула, то специально начинали пропускать слова, чтобы проверить, не заметит ли она этого, и каждый раз Лиоба их поправляла. И не следует удивляться тому, что даже во сне святую невозможно было обмануть, ибо Тот, Кто охраняет Израиль, пребывал в ее сердце, и святая могла сказать, подобно супруге из Песни Песней: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» (5: 2).
Лиоба так тщательно исполняла заповедь о смирении, что, хотя ее поставили управлять общиной по причине ее мудрости и святой жизни, преподобная от всего сердца считала себя малейшей и последней из всех сестер. Это она показывала как своими словами, так и поведением. Она была очень гостеприимной, впускала в обитель всех без исключения, а когда сама хранила строгий пост, все равно устраивала трапезы приходившим странникам и мыла им ноги, как делал и Господь Своим ученикам.
Пока дева Христова вела такую достойную жизнь и своей заботой привлекала к себе всех, стяжав всеобщую любовь, диавол, исконный враг рода человеческого, а наипаче христиан, страшно завидовал ее добродетельной жизни и преуспеванию сестер. И он постоянно старался помешать им, отвлекая злыми помыслами и искушениями плоти, пытаясь сбить хотя бы некоторых из них с выбранного ими спасительного пути. Но видя, что все его старания тщетны, ибо монахини молились, постились и вели непорочную жизнь, лукавый искуситель начал действовать с другой стороны, дерзнув расстроить их добрую репутацию, будучи бессильным сломить их единство. У входа в монастырь имела обыкновение сидеть и просить милостыню одна бедная хромая девица. Каждый день ей давали еду со стола аббатисы, а сестры давали ей одежду и все самое необходимое. Это она получала благодаря милосердию сестер. Прошло некоторое время, и однажды она по навету лукавого духа совершила блудодеяние и зачала ребенка. Вскоре, когда она уже не в состоянии была скрывать беременность, чтобы утаить свой грех, она претворилась больной. Когда же она разрешилась от бремени, то ночью завернула младенца в пеленки и бросила в озерцо, находившееся рядом с протекавшей мимо монастыря речкой. Тем самым она усугубила свой плотский грех двумя другими тяжкими грехами: человекоубийством и отравлением воды.
На рассвете одна женщина подошла к озерцу за водой и, увидев мертвое тело младенца, изрядно ужаснулась. В ярости женщина возвратилась в свою деревню и наполнила ее громким криком, негодуя на святых сестер монастыря и отзываясь о них такими словами: «О, так вот что это за „непорочная“ община сестер! Сколь похвальна жизнь монахинь, вынашивающих под монашеским одеянием младенцев и становящихся для них вместе и матерями, и священниками, ибо они и рождают детей, и сами крестят их! Послушайте, добрые соседи! Оказывается, вы выкопали это озеро не только для купания и полива полей, но еще и для нового, доселе неслыханного вида крещения! Идите же к этим женщинам, которых незаслуженно зовете девами, и требуйте, чтобы они убрали из озера труп и сделали воду вновь пригодной. Проверьте, кого из монахинь нет в обители, и тем узнаете, кто виновная в этом преступлении». Услышав эти слова, все жители деревни, взволнованные, собрались в одну большую толпу и побежали скорее посмотреть, что же случилось. Увидев мертвое тело, они осудили преступление и начали поносить монахинь.
Когда аббатиса Лиоба узнала о происшедшем, то немедленно собрала сестер, рассказала им все и увидела, что все монахини были на месте, за исключением Агаты, за несколько дней до этого с разрешения монастыря поехавшей в родной дом по важной причине. К ней аббатиса немедленно послала гонцов, так как невозможно было более терпеть поношения от жителей деревни. Прибыв в монастырь и услышав, в чем ее обвиняют, Агата упала на колени и, глядя на небеса, вскричала: «Господь-Вседержитель, знающий обо всех событиях еще до того, как они совершаются, от Которого ничего не скрыто и Который спас Сусанну от ложного обвинения, когда она доверилась Тебе! Яви Твою милость и на нашу общину, собравшуюся ради Твоего имени, и не дай, чтобы ее поносили и позорили грязными наветами. Но благоволи открыть нам ради славы Твоей, кто сотворил это беззаконие».
Услышав это, преподобная аббатиса убедилась в невиновности Агаты. Она повелела сестрам немедленно идти в часовню, воздеть руки так, чтобы образовался крест, и прочитать в таком положении всю Псалтырь, а во время третьего, шестого и девятого часов ежедневно по три раза крестным ходом проходить вокруг монастырских построек, неся кресты над головой и прося Господа-Вседержителя помиловать их и избавить от напрасной клеветы. Когда они все это исполнили и во время девятого часа, заканчивая второй круг, вошли в церковь, блаженная Лиоба подошла к алтарю и, встав у креста, приготовленного для третьего круга, возвела руки вверх к небу и со слезами на глазах взмолилась к Господу: «О Господь Иисус Христос, Правитель дев, любящий чистоту, непобедимый Бог, яви на нас силу Твою и избави от этого обстояния, ибо тот, кто клеветал на Тебя, ныне клевещет на нас». Как только она это сказала, та несчастная убогая женщина (ставшая жертвой обмана диавола) стала, как всем показалось, объятой пламенем и, призывая имя аббатисы, созналась в содеянном преступлении. Сразу великий вопль поднялся прямо до самого неба: огромная толпа изумилась такому чуду, а монахини заплакали от радости и в один голос возблагодарили Бога и подивились славной добродетели святой Лиобы. Таким образом доброе имя монахинь, которое диавол пытался запятнать, снова стало непоколебимым, и хвала им разнеслась по всей округе. Но несчастная женщина не осталась безнаказанной: до конца жизни она находилась под властью диавола.
И до этого события Бог творил многие чудеса через святую Лиобу, но они были сокрыты от людей. Это было первым из известных нам чудес, совершенных Лиобой в Германии, и поскольку оно произошло в присутствии большого числа людей, о нем вскоре узнали все.
В другой раз, когда Лиоба по обычаю села наставлять своих сестер в духовной жизни, в соседней деревне начался пожар. Поскольку крыши домов были деревянными и соломенными, то пламя стало очень быстро распространяться и вскоре должно было подобраться к монастырю. Огонь вот-вот мог уничтожить не только все постройки, но даже людей и животных. Были слышны крики испуганных жителей деревни, бежавших большой толпой к аббатисе и умолявших ее своими молитвами отвести опасность. Оставаясь спокойной и невозмутимой, Лиоба ободрила их и велела взять ведро и принести немного воды в верхнем течении ручья, протекавшего рядом с монастырем. Как только ей принесли ведро воды, Лиоба взяла немного соли, освященной святым Бонифацием, которую всегда имела с собой, и высыпала ее в ведро. Затем аббатиса сказала: «Идите обратно и вылейте эту воду в ручей. И пусть жители деревни берут воду ниже по течению ручья и льют ее на огонь». Лишь только они начали это делать, огонь тотчас стал слабеть и скоро был окончательно потушен, словно с неба на него обрушился сильнейший ливень. Все постройки были спасены. Видя это чудо, толпа сначала встала пораженной, а затем вознесла благодарение Господу Богу, Который через веру и молитвы Своей верной служительницы так необычно спас их от неминуемой опасности.
Думаю, следует также поведать и о том, как однажды поднялся небывалый по силе ураган, а небо вдруг так потемнело, что день казался ночью. Страшная молния и сильнейшие раскаты грома привели в ужас даже самых отважных смельчаков, и все затряслись от страха. Первым делом люди загнали свою скотину домой, чтобы она не погибла. Но ураган и гроза все усиливались, и мужчины, боясь смерти, вместе с женами и детьми поспешили спрятаться в церкви, опасаясь за свою жизнь. Они заперли все двери и ждали, дрожа от страха и думая, что Страшный суд уже наступает. В страхе и отчаянии они наполнили воздух пронзительным и жалобным криком. Но вот святая дева Лиоба вышла к ним и попросила хранить спокойствие. Она уверила всех, что ураган не причинит им никакого вреда. Повелев им молиться вместе с нею, Лиоба пала в молитве перед алтарем. В это время ураган еще более усилился, ветер начал срывать крыши с домов, земля сотрясалась от жутких ударов грома, а густой мрак, все время разрываемый ослепительным сверканием молний, добавлял страха в сердца людей. Они, не в силах терпеть эти мучения, подбежали к алтарю, собираясь поднять Лиобу на ноги и умолять защитить их от опасности своими молитвами. Фекла, родственница Лиобы, первой обратилась к ней: «Возлюбленная! Все эти люди надеются сейчас только на тебя. Ты их единственная защитница. Вставай. Помолись Пречистой Божией Матери, твоей Владычице, о нас, чтобы Ее предстательством мы были избавлены от этого ужаснейшего урагана». Услышав эти слова, Лиоба встала на ноги, сняла с себя мантию и смело открыла дверь церкви. Стоя на пороге, она сделала крестное знамение, призвав имя Господа Бога против бушевавшей стихии. Она воздела руки к небу и трижды обратилась к Спасителю Христу, прося Его по заступничеству Пресвятой Девы Марии, Матери Его, не медлить и избавить Свой народ от опасности. Внезапно Господь ответил на их молитву. Раскаты грома прекратились, ветер поменял направление и разогнал темные тучи, мрак рассеялся, и появилось солнце, принеся с собою спокойствие и мир. Так Вседержитель еще раз открыл великую добродетель Своей верной рабы. Неожиданно пришло избавление, и страх окончательно прошел.
Еще одно славное, по всеобщему признанию, чудо было совершено святой Лиобой, о чем, как мне думается, нельзя умолчать. Одна из сестер монастыря, по имени Виллисвинда, славившаяся примерным поведением и добрым нравом, тяжело заболела. Ее недуг врачи называют геморроем. Из-за постоянных кровопотерь она страдала от боли в кишечнике. Мучения ее продолжались и усиливались, пока силы окончательно не истощились, так что больная не могла ни повернуться, ни встать с постели и пойти без чьей-либо помощи. Когда она уже не могла оставаться в общей спальне из-за сильного зловония, то родители ее, жившие неподалеку, получили разрешение монастыря положить ее на носилки и перевезти домой через речку Тубераха. Вскоре болезнь настолько усилилась, что сестра вот-вот должна была умереть. Больная уже перестала чувствовать нижнюю часть своего тела и едва могла дышать. Родители ее попросили аббатису Лиобу, чтобы она не приходила навещать ее, но просто помолилась у себя в келье о том, чтобы страдалица умерла мирно. Но Лиоба все же пришла и, подойдя к больной, которую окружали рыдавшие родственники и соседи, велела, чтобы с нее сняли пелены, ибо больная уже была завернута в льняные ткани, что обычно делают с мертвецами. Лиоба положила свою руку на грудь больной и сказала: «Прекратите рыдания, ибо ее душа еще не рассталась с телом». Затем аббатиса велела идти в монастырь и принести ей ложечку, которой она обычно пользовалась за столом. Когда ей принесли эту ложечку, святая, благословив молоко, налила в нее немного и капля за каплей влила в рот умиравшей монахине. Как только больная сделала глоток, ее дыхание и все жизненно важные органы тотчас восстановились. Монахиня заговорила и вскоре уже могла повернуть голову. На следующий день ей стало еще лучше, так что она смогла принимать пищу, а к концу недели смогла самостоятельно дойти до монастыря (до этого ее носили только на носилках). Эта монахиня дожила до правления Людовика, короля франков (814−840. — Д.Л.) и всегда находилась в силе и добром здравии даже после смерти Лиобы, усердно служа Богу.
После таких чудес вера людей окрепла, религиозные чувства возросли, а с ними и усилилось презрение к этому миру. Многие знатные и влиятельные люди отдавали своих дочерей в монастырь на служение Богу и ради святой жизни в девстве. Также и многие вдовы отрекались от мира, давали монашеские обеты и поступали в обители. А святая дева Лиоба своими словами и делами показывала, как достичь христианского совершенства.
В то самое время блаженной памяти архиепископ Бонифаций готовился идти во Фризию просвещать жителей этой земли, погрязших к тому времени в предрассудках и неверии. Он призвал к себе епископа Луллия, своего ученика (который позднее стал его преемником) и вверил ему заботу о верующих, благословив усердно проповедовать слово Божие и поддерживать построенные им в разных местах церкви. Но в первую очередь он попросил Луллия закончить строительство монастыря в Фульде, который Бонифаций начал строить здесь, в глуши, под патронажем папы Захария и при поддержке короля Австразии Карломана (741−747). Это он сделал потому, что монахи монастыря Фульда были бедными, не имели доходов, и им приходилось жить лишь на произведенное трудом своих рук. Бонифаций завещал Луллию, чтобы тот похоронил его после смерти в этом монастыре. Дав Луллию эти и прочие наставления, Бонифаций призвал к себе Лиобу и просил ее никогда не покидать страну, в которую она переехала и в которой так преуспела в трудах на ниве Христовой, но и дальше развивать и расширять сферу своих трудов и обязанностей. Он просил ее трудиться, презирая природную немощь, и не считать проходящие годы, ибо жизнь ее будет долгой. Он велел ей не воспринимать строгую духовную жизнь как тягостную и трудноисполнимую, ибо наша краткая жизнь есть ничто по сравнению с вечностью, а временные земные страдания ничто по сравнению со славой и блаженством, которых удостоятся святые. Он отметил ее добродетели Луллию в присутствии всех старших монахов обители, заповедав им заботиться о ней и относится к ней с должным почтением. Святой завещал, чтобы после смерти его и Лиобы их кости упокоились в одном гробу, чтобы они оба, служившие Богу на земле с одинаковыми усердием и искренностью, ожидали вместе дня воскрешения. После этого Бонифаций снял с себя сутану с капюшоном и отдал ее Лиобе, снова завещав ей не покидать избранную ею страну.
Когда все необходимые приготовления к поездке были сделаны, Бонифаций отправился во Фризию, где привел многих ко Христу и окончил жизнь славным мученичеством. Как и завещал святитель, его похоронили в монастыре Фульды с должным почтением.
Тем временем блаженная дева Лиоба продолжала неустанно трудиться ради Христа на ниве церковной. Она не собирала себе земного богатства, но трудилась над приобретением богатств небесных, тратя все свои силы на исполнение данных ею обетов. Слава о добром имени святой разнеслась по многим странам за пределами Германии, а благоухание ее святости и мудрости привлекало к ней абсолютно всех, полюбивших ее. Лиобу почитали все, кто ее знал, включая и королей. Пипин Короткий (751−768) и его сыновья Карломан (768−771) и Карл (768−814), после смерти отца и брата ставший верховным королем франков, искренне почитали ее. Последний не раз приглашал Лиобу к своему двору, встречал ее со всяческим почтением и подносил ей дары. Королева Гильдегарда тоже очень любила ее. Королеве хотелось, чтобы святая никогда не покидала ее, чтобы можно было непрестанно упражняться и совершенствоваться в духовной жизни на ее примере. Но Лиоба отказывалась оставаться при дворе: она не жаловала роскошную жизнь и избегала ее, как яда. Принцы и знатные люди любили Лиобу, а епископы всегда с радостью приглашали ее посетить их. Поскольку святая в совершенстве знала Священное Писание и превосходно умела давать советы, епископы нередко обсуждали духовные вопросы и церковные дела с нею. Но больше всего ее заботили вверенные ей труды.
Лиоба часто посещала различные женские монастыри и, как истинная мать своих дщерей духовных, побуждала их с максимальным рвением добиваться совершенства. Иногда она заезжала в монастырь Фульды помолиться. Делать это не разрешалось ни одной женщине как до, так и после Лиобы: поскольку в этой обители подвизались монахи, то вход женщинам был строго запрещен. Ей одной разрешили приходить в него по той причине, что святой мученик Бонифаций, родственник Лиобы, прославил ее добродетели перед всеми монахами обители и завещал, чтобы после смерти они оба были похоронены вместе. В монастыре Бишофсхайма в ее отсутствие выполнялись все предписания. Все сподвижницы и ученицы Лиобы оставались в одной келье. Святая всегда входила в мужской монастырь в дневное время в сопровождении одной из старших сестер; после молитв и разговора с братьями о духовной жизни она покидала монастырь и к ночи возвращалась в свою родную обитель к сестрам.
Но с годами святая Лиоба состарилась и стала немощной. Добившись крепкого положения своих монастырей, она, по благословению святого Луллия, удалилась в местечко под названием Шорнсхайм, что в четырех милях южнее Майнца. Там она поселилась вместе с несколькими своими монахинями и служила Богу день и ночь в посте и молитве. В то самое время король проживал в своем дворце в Аахене; в один день королева Гильдегарда послала Лиобе письмо, в котором просила навестить ее, если это будет для нее не слишком тяжело, так как она желала в последний раз увидеть святую, пока та не отошла в вечность. И хотя Лиобе не хотелось покидать затвор, она согласилась ради их многолетней дружбы. Она приехала и была встречена королевой как всегда с большим великодушием. Но, узнав о причине приглашения, Лиоба поспешила домой. Королева напоследок уговаривала ее остаться на несколько дней, но святая отказалась; обняв свою возлюбленную духовную подругу крепче, чем обычно, она поцеловала ее в уста, лоб и глаза и попрощалась навсегда с такими словами: «Прощай навсегда, моя возлюбленная о Христе госпожа и сестра; да дарует нам Господь и Искупитель наш встретиться друг с другом в день Страшного суда и быть сопричтенными к праведным. А в этой жизни мы уже не будем радоваться встрече друг с другом».
Преподобная вернулась в свой затвор, а через несколько дней ее сразила мучительная болезнь, приковавшая ее к постели. Увидев, что недуг усиливается и приближается час смерти, Лиоба послала за английским священником святой жизни, по имени Тортхат, который с любовью и всяческим почтением заботился о ней в ее старости. Он в последний раз причастил Лиобу святых Христовых таин. Затем она с радостью покинула земную юдоль и отдала в руки Творца свою душу, такую же чистую и непорочную, какою она ее получила от Создателя. Она преставилась в сентябре месяце в четвертый день до октябрьских календ. Ее святое тело, за которым следовало большое собрание людей, как простых, так и знатных, было со всеми почестями перенесено монахами Фульды в их монастырь. Тем самым они исполнили последнюю волю святого Бонифация, желавшего, чтобы их кости упокоились вместе. Но поскольку они не решались открыть гроб святого мученика, братья, посовещавшись, решили похоронить Лиобу в северной части алтаря, построенного и освященного во имя Спасителя и двенадцати апостолов самим Бонифацием.
По прошествии некоторого времени церковь монастыря Фульды уже не вмещала всех желающих, и ее готовили к новому освящению; аббат Эйгил[1] по благословению архиепископа Хейстулфа переложил святые мощи Лиобы в западную часть рядом с ракой святого мученика Игнатия, где до сих пор от них совершаются дивные чудеса. Многие люди, с верою прикладывавшиеся к ее раке, получали исцеление и исполнение молитвенных прошений по милости Божией. О некоторых из них я постараюсь правдиво рассказать своим читателям.
У одного человека железные оковы[2] так пристали к рукам, что железо словно приросло к коже. Оно наконец оторвалось от одной руки и оставило глубокий рубец. Сей муж пришел в церковь и прикладывался к гробницам святых, молясь около каждой из них. Когда он подошел к раке с мощами святой девы Лиобы и начал молиться, словно некая невидимая сила сломала железные зажимы, и железо мигом отлетело от его окровавленной руки. С радостью и веселием человек этот возблагодарил Господа, ибо по молитвам святой девы Лиобы он, так долго скованный кандалами за свои грехи, освободился от них.
Другой человек, из Испании, за свои грехи так тяжело заболел, что едва мог шевелить руками и ногами, ибо они все время дергались. Как объяснял сам больной, он заразился этой болезнью, покупавшись в реке Эбро (на северо-востоке Испании, впадает в Средиземное море. — Д.Л.). И так как он не мог показать болезнь своим соотечественникам, бедняга ходил от одной святыни к другой в поисках исцеления. Пройдя всю Францию и Италию, больной пришел в Германию. Помолившись в нескольких монастырях, он пришел в обитель Фульды, где был принят в гостиницу для паломников. Там он остался на три дня и каждый день ходил в церковь молиться, прося Бога помиловать его и избавить от тяжкой болезни. Когда на третий день он зашел в часовню и начал подходить то к одной, то к другой раке, молясь, то дошел и до раки преподобной девы Лиобы[3]. Он помолился у ее мощей и спустился в западную крипту, над которой покоится рака с мощами славного предстоятеля и мученика Бонифация. Распростершись в молитве, бедняга так и заснул. Во сне он не дергал конечностями, как делал до этого все время. Это заметил с удивлением иеромонах святой жизни Фирманд, по обычаю сидевший в крипте, ибо по болезни не мог стоять. Фирманд просил тех, кто хотел поднять больного, не делать этого, а подождать, что произойдет дальше. Вскоре больной проснулся и спокойно встал, не дергая руками и ногами, поскольку был уже исцелен. Когда иеромонах спросил его по-итальянски, что с ним произошло, тот ответил, что в сонном видении ему явился почтенный старец в епископском облачении, а рядом с ним стояла молодая женщина в монашеском одеянии. Она взяла его за руку, приподняла его и поднесла под благословение епископа. Как только епископ осенил крестом его грудь, оттуда тотчас вылетела похожая на ворона черная птица. Опустившись на землю, она вдруг превратилась в курицу, а та приобрела форму маленького и уродливого человечка, который сразу же скрылся из крипты через северный вход. Никто не может усомниться в том, что этот человек получил исцеление по молитвам святой девы Лиобы и славного епископа и мученика Бонифация.
Эти двое угодников хотя и не лежат в одном гробу, но все же покоятся рядом и не перестают преизобильно помогать всем тем, кто с верой и любовью прибегают к ним в молитве. Сейчас они пребывают во славе, да и живя на земле, они уже были прославлены своим состраданием и милосердием к больным и страждущим.
Многие и другие чудеса совершил Господь по молитвам преподобной девы, но о них я не буду говорить, дабы не удлинять свой рассказ и не утомлять читателя. Но я вспомнил эти два, поскольку некоторые из тех братьев, здравствующих и поныне, видели эти чудеса сами и засвидетельствовали о них. Я тоже был свидетелем этих славных чудес. Пишу это ради прославления пресвятого имени Господа нашего Иисуса Христа, благословляющего тех, кто славят Его, и дарующего им не только вечное блаженство на небесах, но и благоденствие и славу в сем мире. Ему подобает слава со Отцем и Святым Духом вовеки веков, аминь.
Монах Рудольф из Фульды
Перевод с английского Дмитрия Лапы