Богослов. Ru | Андрей Шишков | 10.10.2009 |
Проблему религиозной безграмотности и её преодоления поднял на вступительной лекции Православного лектория, открывшегося в минувший вторник в Государственном политехническом музее, глава Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии архиепископ Волоколамский Иларион.
Начав разговор о религиозной безграмотности, владыка Иларион обратил внимание слушателей на ее различный характер в советское время и сейчас. По его словам, раньше религиозная безграмотность проистекала оттого, что знания о религии были труднодоступны и собирались людьми по крупицам. Систематическое религиозное образование фактически имели только священнослужители, окончившие духовные школы. Сегодня же очень часто религиозная безграмотность происходит оттого, что на интеллектуальном рынке религии соревнуются одна с другой. В частности появляется такое множество религиозной литературы, что человеку сложно разобраться самому, где подлинное религиозное знание, а где фальшивка.
Ситуацию усугубляет религиозная безграмотность средств массовой информации, которые публикуют одновременно с материалами религиозными различные псевдорелигиозные суеверия. Дезориентированный человек «захлебывается в потоке информации», связанном с религией, и часто становится жертвой мошенников и различных сект. Информационный прессинг, по мнению владыки, в первую очередь сказывается на людях, «которые сами не имеют религиозных корней и не воспитывались в духе той или иной религии».
Из того большинства нашего населения, которое связывает себя с православием, лишь небольшой процент людей являются истинно православными людьми, осознающими смысл своей веры и, что очень важно, мотивирующими свои поступки её содержанием. Остальные относятся к разряду религиозно безграмотных, подменяющих зачастую сознательную веру обрядоверием.
Отчасти формированию религиозной безграмотности способствует современная система школьного и высшего образования, основная проблема которого, по словам владыки Илариона, заключается в том, что оно фрагментарно, или узко специализированно. Ребенок в школе получает множество сведений о самых различных предметах, но не получает мировоззренческой прививки — того целостного восприятия жизни, которое необходимо для того, чтобы вся эта совокупность знаний уложилась в некую систему. Даже выпускники вузов не способны систематизировать те знания, которые они приобретают.
Действительно, вместо целостного воспитания человек получает лишь набор тех или иных профессиональных навыков, которые ничего не дают в плане формирования мировоззрения. Такая фрагментарность приводит к тому, что человек легко попадает под влияние системы общества потребления с его в целом схожей клиповой моделью мышления и целеполагания. Религии в обществе потребления отводится определенный сегмент наряду с карьерой, семьей, досугом и другими сторонами жизни. В другом случае человек становится легкой добычей разного рода сект, которые опасны тем, что выталкивают человека из социума в социально-религиозное гетто, которое часто становится причиной разрушения социальных связей в обществе и психического здоровья людей.
Напротив, Церковь, по словам владыки Илариона, «помогает человеку интегрироваться в обществе и консолидирует людей». И совершенно естественно, что Церковь заинтересована в повышении уровня религиозного образования населения. Ясно при этом, что формирование целостного, в том числе религиозного, мировоззрения должно начинаться со ступени школы.
Начавшийся в нашей стране эксперимент по введению в школах культурологического предмета, знакомящего детей с религиозной культурой, вселяет большие надежды в деле преодоления религиозной безграмотности. «Очень важно, чтобы дети получали сведения о религии в школе, в рамках общеобязательной школьной программы», — отметил владыка Иларион, отвечая на вопрос о преподавании основ православной культуры. — «Конечно, преподавать этот предмет должны не просто светские религиоведы, для которых все равно: православие, ислам или научный атеизм; преподавать должны те люди, которые в своем предмете компетентны, то есть верующие православные люди». На вопрос, откуда будут браться такие специалисты, по словам владыки, у нас сегодня пока нет ясного ответа.
Этот факт указывает на определенную слабость в системе современной подготовки церковных кадров, в том числе и специалистов-преподавателей. Слабость эта заключается в отсутствии в системе высшего духовного образования обучения методам научной и педагогической работы, которые в свою очередь являются основой любой интеллектуальной деятельности. «В наших духовных школах, — отмечает владыка Иларион, — образование построено на основе представлений о том, что студент должен усвоить некую сумму знаний по определенным предметам. И то, что очень часто отсутствует — это желание или способность научить студентов тому научному методу, который позволял бы им самостоятельно осваивать различные пласты богословской науки».
Сам владыка столкнулся с тем, что поступившие в подведомственную ему Общецерковную аспирантуру абитуриенты, окончившие духовные академии и православные университеты, «при довольно обширных познаниях в различных областях совершенно не демонстрируют способности к самостоятельной работе». Проблема, по его словам, заключается в том, что «научным методам в наших духовных школах не учат, или учат недостаточно».
Таким образом, внутрицерковные проблемы образования в высших духовных школах влекут за собой целый ряд трудностей в деле поднятия уровня религиозной грамотности в стране. В современном информационном обществе одной суммы знаний даже по широкому ряду предметов уже не достаточно. Динамика развития информационных технологий заставляет приобретать умение самостоятельно обрабатывать информацию, формулировать задачи и делать выводы на основе анализа данных. Без него невозможно помочь находящимся под информационным прессингом, зачастую дезориентированным людям преодолеть религиозную безграмотность.