Богослов. Ru | 07.10.2009 |
Обе рабочие группы созданы решением Синодов соответствующих конфессий. Встреча длилась около двух часов за закрытыми дверями. По итогам состоявшихся переговоров главы комиссий архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан (УПЦ) и митрополит Переяслав-Хмельницкий Димитрий (УПЦ КП) подписали протокол и сделали заявления для прессы.
Как в протоколе встречи, так и в указанных заявлениях отмечается, что состоявшуюся встречу еще нельзя рассматривать как начало официального диалога. Ее участники лишь обсудили те принципы, на которых этот диалог должен вестись. Диалог может быть начат лишь после соответствующих решений Синодов УПЦ и УПЦ КП.
Следует напомнить, что хотя официальный диалог между УПЦ и УПЦ КП до сих пор не велся, контакты между двумя конфессиями имели место и раньше. Еще в 2007 году Священный Синод УПЦ КП обратился к архиереям, духовенству и верным Украинской Православной Церкви со специальным обращением, на которое Синод УПЦ дал официальный ответ 16 июля 2008 года. 15 декабря 2007 года Блаженнейший Митрополит Владимир также принял представителей УПЦ КП, которые и передали ему указанное послание. Кроме того, и УПЦ, и УПЦ КП входят во Всеукранский совет церквей и религиозных организаций, а также в Совет представителей христианских церквей Украины. В рамках этих органов обе конфессии высказывали консолидированную позицию по таким вопросам, как введение в школах преподавания «Основ христианской этики», возвращению общинам права получать землю в постоянное пользование, установление тарифов на газ для отопление храмов на уровне цен для населения.
Однако чем же встреча, состоявшаяся 2 октября, принципиальным образом отличается от предыдущих контактов между УПЦ и УПЦ КП? Официальные представители двух конфессий, получившие полномочия от своих Синодов, сели за стол переговоров и выработали общий документ, который должен стать основой будущего диалога.
Совершившееся событие следует воспринимать в контексте недавнего визита в Украину Святейшего Патриарха Кирилла. Даже беглый анализ проповедей и речей, произнесенных Патриархом Кириллом в Украине, показывает, что Его Святейшество по-новому подходит к теме украинских церковных расколов. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно подчеркивал, что считает необходимым отказаться от конфронтации и начать диалог с непризнанными юрисдикциями в Украине. Таким образом, решение Священного Синода Украинской Православной Церкви от 9 сентября 2009 года о возобновлении диалога с УАПЦ и подготовке диалога с УПЦ КП в определенной мере стало развитием тех инициатив, которые озвучил Святейший Патриарх Кирилл.
Следует обратить особое внимание на несколько пунктов подписанного в Киеве протокола. Например, четвертый пункт документа гласит, что «диалог должен осуществляться в духе мира и согласия. Стороны диалога должны стремиться решать все возникающие конфликты мирным путем». На первый взгляд, эти предложения кажутся вполне заурядными. Однако при вдумчивом чтении становится очевидно, что этот пункт продиктован актуальной проблемой переходов общин из одной юрисдикции в другую. Эти переходы нередко сопровождаются открытым противостоянием приверженцев УПЦ и УПЦ КП. Вполне очевидно, что диалог несовместим с силовыми захватами храмов и иными подобными действиями, которые нередко омрачали религиозную жизнь Украины.
Впрочем, эта проблема гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. В случае начала диалога, стороны неизбежно окажутся перед необходимостью выработать общую позицию по вопросу столкновений на уровне общин. И задача эта не будет простой.
Еще один важный пункт — это пункт пятый. Здесь содержится предложение использовать в ходе диалога те названия и титулы, которые приняты у каждой из сторон диалога. При этом подобная практика не будет означать признания этих названий и титулов. Таким образом, члены рабочих групп стремятся распространить на намечающийся диалог существующую мировую практику межконфессиональных встреч. Действительно, во время встреч православных иерархов с представителями католицизма или протестантских конфессий всегда употребляются официальные названия и титулы, принятые в каждой из церквей. При этом употребление в рамках диалога, например, титула Папы Римского вовсе не означает, что Православная Церковь признает вселенскую юрисдикцию Римского епископа.
В седьмом пункте содержится констатация факта, что встреча рабочих групп состоялась «на основе взаимной доброй воли, без какого-либо внешнего давления или вмешательства». Действительно, нынешняя встреча стала результатом исключительно церковных инициатив. Никакие политические или общественные силы не имели отношения к подготовке этой встречи. При этом в протоколе отмечено, что «общественные инициативы, направленные на преодоление разделений в Украинском Православии», следует считать полезными лишь в той степени, в которой они «не противоречат Преданию Православной Церкви».
Важная инициатива зафиксирована и в десятом пункте протокола. Стороны признают необходимым детальное изучение «всех богословских, экклезиологических, канонических и исторических аспектов», имеющих отношение к диалогу. С этой целью могут проводиться совместные круглые столы, конференции и встречи.
В девятом пункте признается полезным и необходимым в рамках диалога наладить сотрудничество «в вопросах унификации украинской богословской и богослужебной терминологии». Если учесть, что в пункте 6 также высказана инициатива изучения практики проведения подобных диалогов с целью учета положительного опыта преодоления церковных разделений, то становится очевидным, что стороны в подписанном протоколе довольно ясно очертили возможную сферу сотрудничества. Если эти инициативы будут утверждены Синодами УПЦ и УПЦ КП, то станет возможным проведение совместных научных форумов, а также реализация совместных исследовательских проектов. Прежде подобные формы взаимодействия были невозможны.
Протокол также установил возможный порядок проведения следующих встреч рабочих групп. Они (как и первая встреча) могут проводится на паритетной основе по очереди на территории каждой из сторон, если главы рабочих групп не договорятся о другом.
Архиепископ Митрофан в своем заявлении для прессы отметил, что члены рабочей группы УПЦ довольны состоявшейся встречей и надеются, что «будущий диалог будет способствовать уврачеванию церковного разделения в Украине». Владыка подчеркнул, что будущий диалог может осуществляться исключительно на основе верности каноническому Преданию Церкви. Архиепископ Митрофан также напомнил, что Собор епископов Украинской Православной Церкви 21 декабря 2007 года призвал прихожан «с христианской любовью и без враждебности относиться к нашим братьям, которые, верим, временно находятся все спасительной ограды Церкви».
Свое удовлетворение состоявшейся встречей высказал и митрополит Димитрий. В своем заявлении для прессы он поблагодарил лично Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и Священный Синод УПЦ за то, «что они внимательно отнеслись к нашему обращению и предложениям». Он также отметил, что не только члены рабочих групп должны трудиться, чтобы начать диалог. «К этому делу может присоединиться каждый — своей личной молитвой за его успех, своими шагами к преодолению враждебности».
Таким образом, в Киеве озвучены серьезные инициативы, направленные на преодоление церковных разделений. Нетрудно предугадать положительную реакцию на это событие со стороны украинского социума. В ситуации разделенности украинского политикума в обществе существует чрезвычайно высокий спрос на объединительные инициативы. Информация о первом шаге на пути к объединению Украинского Православия нашла отражение практически во всех ведущих украинских СМИ, в то время как отрицательных оценок этого события пока не было.
Состоявшаяся встреча должна способствовать и улучшению имиджа Церкви в обществе. К сожалению, сентябрь 2009 года был окрашен появлением в некоторых украинских СМИ материалов откровенно антицерковного характера. В частности, на телеканале «1+1», который занимает в рейтингах устойчивое второе место, в сентябре стартовал проект «У Бога за пазухой», в рамках которого в эфир вышел целый ряд репортажей, направленных на подрыв авторитета Церкви. Характерно, что в этих репортажах содержалась негативная информация и об УПЦ, и об УПЦ КП, и об УГКЦ (Украинская Греко-Католическая Церковь). Теперь объединительная инициатива, вышедшая из церковной среды, станет живым ответом на антицерковные настроения в обществе.
Можно предположить, что логичной стала бы положительная реакция на состоявшуюся встречу и со стороны украинских политических сил. Особенно теперь, когда Украина находится в преддверии президентских выборов. Событие, которое произошло в Киево-Печерской Лавре 2 октября, должно иметь весьма серьезный общественный резонанс. Станет ли этот день точкой отсчета нового периода в церковной истории Украины — время покажет.
Аналитическая служба Богослов.RU
http://www.bogoslov.ru/text/479 575.html