Русская линия
Столетие.Ru Ярослав Бутаков06.10.2009 

Приднестровье стремится в РФ
Что ответит Москва?

Недавние парламентские выборы в Молдавии, принесшие победу силам, выступающим за интеграцию республики с Румынией и Евросоюзом, снова актуализировали приднестровский вопрос. На пресс-конференции в Тирасполе 2 октября президент непризнанной республики Игорь Смирнов заявил, что Приднестровье готово войти в состав России на правах субъекта федерации.

По словам Смирнова, важная роль в этом отводится предстоящему референдуму по принятию новой конституции Приднестровской Молдавской республики (ПМР). Новая конституция предполагает резкое усиление власти президента в ущерб полномочиям парламента. Смирнов полагает, что это сблизит политические системы Приднестровья и России и облегчит вступление ПМР в РФ. Но если это действительно произойдёт, то статус ПМР будет определяться российскими законами, предусматривающими назначение глав субъектов федерации Президентом РФ.

Смирнов не впервые заявляет о намерении интегрировать непризнанную республику в Российскую Федерацию. Он ссылается на результаты референдума, состоявшегося в ПМР в 2006 году. Тогда 97% участвовавших в нём проголосовали за государственную независимость Приднестровья с последующим присоединением к России.

Состоявшиеся 29 июля парламентские выборы в Молдавии принесли победу бывшей оппозиции. После выборов президент республики, лидер коммунистов Владимир Воронин подал в отставку. Молдавия остаётся без президента, обязанности главы государства временно исполняет председатель нового парламента Михай Гимпу. Коммунисты, как полагают многие обозреватели, планируют спровоцировать кризис власти и добиться проведения досрочных парламентских выборов. Президент Молдавии избирается квалифицированным большинством в три пятых от общего числа парламентариев — 61 от 101. Сейчас победившая коалиция обладает 53 депутатскими мандатами. Если фракция коммунистов будет неизменно голосовать против кандидата от коалиции, и пост президента останется вакантным в течение полугода, то по конституции Молдавии должны состояться внеочередные выборы парламента. На них коммунисты и рассчитывают вернуть себе власть.

Поэтому политическая обстановка в Молдавии остаётся неопределённой, и строить на этой зыбкой почве долгосрочные прогнозы весьма рискованно.

Понимают непрочность своего положения и нынешние победители в выборах. Но потому-то они и постараются максимально использовать отпущенное им время для реализации своих планов.

Планы эти просты — самое тесное сближение Молдавии с Румынией, а возможно даже и объединение с ней, и, во всяком случае, вхождение в ЕС и НАТО. Естественно, новые молдавские лидеры хотят при этом сохранить юридический суверенитет Молдавии над Приднестровьем.

Победа молдавских национал-демократов вызвала волну комментариев такого типа, что в условиях той политики, которую теперь поведёт Кишинёв, Москва тоже может не стесняться, заявляя о своих интересах по приднестровской проблеме. Масла в огонь подливают заявления, подобные сделанному новым вице-премьером Молдавии, «куратором» силовых ведомств Юрием Рошка в интервью румынскому изданию о том, что Россия с Молдавией давно находятся «в состоянии войны, хоть и не вооружённой, но войны по всем правилам».

В Приднестровье многие склонны оценивать восемь лет правления коммунистов в Кишинёве как наихудшие в истории взаимоотношений ПМР и Молдавии. «Это вовсе не означает, — пишет газета „Приднестровье“, — что приднестровцы питают надежды на коренное улучшение отношений с новым некоммунистическим руководством Молдавии. Но однобокая ориентация Москвы на Воронина говорит о том, что в Кремле, очевидно, считают — приход к власти в Молдавии либерал-демократов приведёт к окончательной утрате влияния Москвы на Кишинёв. В таком случае возникает закономерный вопрос: стоит ли России и далее настаивать на несуществующей территориальной целостности Молдавии, когда будущее этой странной страны фактически предопределено?»

В Румынии, несмотря на алармистский настрой прессы, некоторые считают, что сейчас назрел благоприятный момент для признания Молдавии и лишения почвы для «промосковской» пропаганды.

До сих пор Румыния отказывалась подписать с Молдавией договор о границе, что вызывало справедливые подозрения: Румыния хочет оставить себе развязанными руки для будущего «аншлюса» Молдавии.

Теперь в Бухаресте намекают на то, что с новым некоммунистическим правительством они готовы подписать базовое соглашение. Очевидно, однако, что румынское руководство не будет пока торопиться с этим, опасаясь, что уже в январе 2010 года этот договор может оказаться козырем в руках вернувшихся к власти коммунистов.

Румынские политики понимают также, что объединение двух государств — явление беспрецедентное в современной европейской практике. Со времён поглощения Австрии гитлеровской Германией в марте 1938 года такого ещё не бывало. Ясно, что при самых благоприятных условиях в Бухаресте и Кишинёве могут попытаться осуществить этот план. Но основную ставку будут делать на интеграцию Румынии и Молдавии в рамках ЕС.

Чтобы хотя бы формально «утащить» с собой в ЕС и НАТО территорию Приднестровья Румынии просто необходимо сначала признать территориальную целостность и суверенитет Молдавии, а потом уже проводить объединение двух государств. Но, вероятно, в Бухаресте рассматривают и другой путь, а именно восстановление Румынии в границах 1939 года. То есть включая Бессарабию и Северную Буковину. Правда, в этом случае Приднестровье должно остаться за пределами Румынии. Возможно, учитывая коренные этнокультурные различия между левым и правым берегом Днестра, румынские правители не прочь отказаться от перспективы обладания Приднестровьем. Не исключено даже, что их устроило бы и присоединение этого края к России при условии вхождения в Румынию остальной Молдавии.

Однако будет ли выгодно России присоединение Приднестровья в обмен на признание Румынии в границах 1939 года? Нынешние западные границы Румынии есть следствие секретного протокола к пакту Молотова-Риббентропа, согласно которому Германия признавала право СССР на Бессарабию (Северную Буковину Сталин включил в сферу советских интересов явочным порядком). Таким образом, Румыния претендует также на земли, ныне принадлежащие Украине. Согласие России на восстановление Румынии в довоенных границах с одновременным включением ПМР в состав РФ вобьёт дополнительный клин в отношения России с Украиной.

И не только с ней, но также с Болгарией, которая, одновременно с бессарабским кризисом в 1940 году возвратила себе от Румынии Южную Добруджу. Кроме того, необходимо учесть, что румынская граница по Днестру существовала де-факто, но не де-юре. Советский Союз никогда не признавал аннексии Бессарабии Румынией, насильственно произведённой в 1918 году (см. «На границе славянского мира. Как Румыния делала Молдову из Бессарабии»).

Таким образом, такая комбинация по присоединению ПМР к России и невыгодна последней, и трудно осуществима по многим причинам. Куда более вероятна попытка румынских и молдавских националистических политиков сохранить за собой Приднестровье. Пусть даже в обмен на отказ от бывших румынских территорий, принадлежащих ныне Украине. Ведь по своему экономическому потенциалу Приднестровье значительно ценнее заднестровских районов Одесской области и Черновицкой области Украины.

В развитие событий, что очень вероятно, активно вмешается Украина. Ведь происходящее непосредственно затрагивает её интересы. Вот только их понимание в Киеве зачастую довольно странное.

Украинские власти, похоже, не собираются ссориться ни с одним членом ЕС и НАТО (даже таким «новобранцем», как Румыния), почему-то полагая, что абсолютная покладистость скорее приведёт Украину в обе эти организации. Это иллюзия, но вся нынешняя украинская политика строится на подобных химерах. Украина согласилась с претензиями Румынии на остров Змеиный в Чёрном море. Поэтому не исключено, что она согласится и с другими румынскими притязаниями. Хотя бы для того, чтобы навредить России, пусть даже без особой выгоды для себя.

Тут как раз Приднестровье, Южная Бессарабия и Буковина могут стать предметом торга между Киевом и Бухарестом. Возможных вариантов окончательной цены здесь может быть несколько, но в любом случае это будет сделка за счёт интересов России и Приднестровья. Россия будет исключена из процесса окончательного урегулирования. Европейское сообщество с готовностью примет общую точку зрения Румынии и Украины, что России, не имеющей общих границ с Приднестровьем, нечего делать в этом регионе.

Поэтому России, чтобы её не оттёрли в сторону, безусловно нужно проявить новые инициативы в решении приднестровского вопроса. Конечно, Кремль больше всего устраивает нынешний неопределённый статус непризнанной республики. Хотя бы потому что он позволяет избегать однозначных заявлений и шагов. Но также ясно, что теперь в Бухаресте и Кишинёве с этой неопределённостью будут стремиться покончить как можно быстрее.

Ситуация с возможным признанием Россией независимости Приднестровья существенно отличается от ситуации с Абхазией и Южной Осетией год назад.

Там признание выглядело как единственно возможное разрешение кризиса и спасение народов непризнанных государств от геноцида. Но даже этот очевидный факт не способствовал международной легитимации новых политических реалий. В Кремле, очевидно, сильно сомневаются: нужны ли международные проблемы ещё с одним государством, которое никто в Европе, кроме него, не признает? Облегчить бремя выбора решения могло бы вторжение молдавских (а тем более — румынских) войск в Приднестровье. Но понятно, что нынешние молдавские лидеры и их покровители не заинтересованы в таком акте и намерены действовать тоньше.

С наибольшей степенью вероятности можно предполагать следующий алгоритм развития событий. До выборов нового президента Молдавии Москва не будет предпринимать никаких резких инициатив, рассчитывая на возвращение к власти в Кишинёве прежнего руководства. Тогда приднестровский вопрос снова будет «подморожен» на неопределённый срок. Если же эта возможность не реализуется, то у Москвы останется три варианта. Первый — пойти на радикальный пересмотр легитимности послевоенных границ, пытаться сторговаться с Румынией и молдавскими националистами о статусе Приднестровья и Заднестровья, учитывая все те сложности, о которых мы говорили выше. Второй — удовлетворить просьбу ПМР о вхождении в РФ, рискуя вызвать тем самым ещё большие дипломатические осложнения. Третий, наиболее вероятный — дипломатическими методами протестовать против сохранения Приднестровья в составе объединяющейся с Румынией Молдавии, не признавать новых государственных границ.

Однако возможностей для третьего варианта почти не останется, если Бухарест и Кишинёв не станут форсировать процесс объединения. Приём Молдавии как суверенного государства с границами, признанными Румынией, в состав ЕС, лишит Россию достаточных оснований возражать против вхождения Приднестровья в Евросоюз вместе с Молдавией. А лишнего повода упрекать себя в подрыве международного статус-кво Москва вряд ли даст.

При этом Россия в любом случае, скорее всего, останется одинока в своём неприятии такого «решения» приднестровской проблемы. Попытки привлечь к себе поддержку Украины наверняка окажутся бесполезными. Киев затребует за это таких уступок и преференций, что Москве они покажутся ещё более дорогой ценой, чем отказ от поддержки Приднестровья.

Вероятно, Москва будет при всех условиях стремиться как можно дольше сохранить нынешний «подвешенный» статус ПМР. Если в Кишинёве и Бухаресте не произойдёт чего-то совсем уж сверхординарного.

http://stoletie.ru/rossiya_i_mir/pridnestrovje_stremitsa_v_rf_2009−10−05.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика