Русская линия
Радонеж Сергей Худиев02.10.2009 

Сознание определяет бытие

Выступая с высокой трибуны ООН, президент Медведев сделал ряд важных заявлений, касающихся международных отношений, экономики, разоружения — но нам, прежде всего, хотелось бы обратить внимание на его слова, касающиеся моральных оснований жизни:

«Всех нас объединяют ценности, берущие своё начало в нравственности, религии, обычаях и традициях. Речь идёт о таких важнейших для нас категориях, как право на жизнь, терпимость к инакомыслию, ответственность перед близкими, милосердие и сострадание. Всё это — основа как повседневной жизни, так и межгосударственных отношений»

Президент великой европейской державы, говорящий о ценностях, восходящих к религии, обычаям и традициям — это важный, и очень хороший знак. Европейское — и русское в особенности — сознание отравлено марксистской, по происхождению, идеей, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Экономические отношения — это базис, а вот духовная жизнь, идеалы, ценности, вера — это надстройка. Эта идея явилась — и является — источником всякой революционности, от революционности русских большевиков до революционности американских неоконов. Если достаточно переустроить общественные отношения, как переустроятся и души людей, и явится прекрасный новый мир, где человек человеку друг, товарищ и брат, то революция выглядит оправданной. Как говорил герой одного советского фильма, «там, впереди, за кровью да за пожарами, жизнь светлая-светлая». Однако раз за разом кровь и пожары оказываются в избытке, а прекрасный новый мир так и не является, а появляется что-то довольно жуткое; везде и всегда — от русской революции до освобождения Ирака — тезис «переделайте общественное устроение, а люди переделаются вслед за ним» сталкивается с катастрофическим опровержением.

Истиной оказывается противоположный тезис — сознание людей определяет их бытие. Жизнь людей определяется тем, во что они верят, что они чтут, на что они надеются, как они видят себя, свой долг, свое место в мироздании. Скелетом общества, его несущей конструкцией оказываются не фабрики и заводы, не армия и флот, не парламент и правительство, а вещи, кажется, неощутимые — традиция, вера, ценности.

Есть шутливая инструкция по тому, что делать, если Вы упали в яму. Ее первый пункт — перестаньте рыть дальше. Мы находимся в яме, вызванной именно марксистким, материалистическим подходом к жизни — даже если этого подхода придерживаются люди, которые терпеть не могут Маркса. Увы, можно ненавидеть большевизм и быть большевиком в своем подходе к общественным проблемам. Можно никогда не читать Маркса (или относиться к нему неприязненно) и следовать его максиме — «бытие определяет сознание».

На самом деле наше бытие определяется состоянием нравов; недобросовестность в работе, безответственность, нечестность или склонность к выпивке происходят не от общественного неустройства — напротив, это общественное неустройство происходит от этих причин. Можно негодовать на коррупцию среди начальствующих, но главное несчастье в том, что на их место некого поставить — обычный человек, попав в ситуацию, когда он может развратиться, развращается точно также как и тот, кто был на этом месте до него. Самое печальное, что это воспринимается как неизбежность — никто ни от кого и не ожидает честности и самоотверженного служения общему благу. В самом деле, только кура-дура от себя гребет, почему человек, имея возможность нечестного прибытка и незаконных удовольствий, должен себе отказывать? По какой причине? Причины, по которым люди способны обуздывать свою жадность или тягу к удовольствиям, неизбежно носят мировоззренческий характер. Они неизбежно связаны с ответами на вопросы, которые поставил немецкий философ Иммануил Кант: «что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться?». Последний вопрос самый важный — если надеяться людям не на что, если мы не больше чем обезьяны-переростки, если сознание, мечты, надежды — не более чем, мельтешение электрических импульсов в мозгу, которое навсегда прекращается со смертью, то какое значение может иметь долг? Будем есть и пить, ибо завтра умрем!

Все человеческие цивилизации включали земную жизнь в какой-то более широкий и глубокий контекст, человек был гармонически вписан в мироздание, его обязанности и права коренились в его соотнесенности с самыми основаниями реальности. Наша цивилизация — Россия в силу большевистской катастрофы, Западная Европа в результате плавного процесса отхода от веры, оказалась в уникальном положении, когда множество людей не видят в мироздании никакого смысла, никакого разума, никакого закона. В атеистической вселенной нет ничего, кроме движущейся материи, человек возник случайно, безличные природные силы породили его безо всякой цели и смысла, мироздание холодно и пусто, в нем нет ни красоты, ни закона, ни предназначения, а тот смысл, который мы в него вкладываем — не более, чем наше субъективное мечтание.

Однако мечтания — слабая опора, чтобы противиться реальным искушениям. Если Вам не на что опереться, Вы упадете. И пока мы не найдем прочной, несомненной опоры, мы будем падать. Мы не можем такую опору изобрести — мы можем к ней только вернуться. Эта опора — взаимоотношения с праведным, любящим Богом, который создал человека по Своему образу, который призывает его к спасению и жизни вечной. Взаимоотношения, которые приносят в нашу жизнь цель и смысл, радость и надежду.

Людям бывает очень тяжело пересмотреть даже грубо и очевидно ошибочные воззрения — и особенно тяжело, когда эти воззрения глубоко въелись в сознание не только отдельных людей, но общества в целом. Поэтому то, что сказал президент с трибуны ООН — очень важно. Не во власти президента изменить сердца людей — но он может, как человек известный и уважаемый, поддержать определенную точку зрения. И эта точка зрения не является просто одним из мнений — она является основанием любого здравого общественного устроения.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=3161


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru