Русская линия
Православие.RuСвященник Николай Савченко29.09.2009 

«Мы воспринимаем эту икону как прообраз Русской Церкви»
Беседа с иереем Николаем Савченко, и.о. настоятеля Успенского собора РПЦЗ в Лондоне

— Отец Николай, вы сопровождали в России Курскую-Коренную икону Божией Матери — святыню Русского Зарубежья. Что в эти дни произвело на вас самое сильное впечатление?

- Наверное, самое сильное впечатление — это огромное количество народа, которое собиралось, чтобы почтить икону. В городе Курске на молебне, проходившем на площади перед кафедральным собором, было больше 50 тысяч человек. А когда икона находилась в Москве, то каждый день к ней приходило порядка 15 тысяч человек, в отдельные дни — около 20 тысяч. Больше людей пропустить было просто невозможно. Они шли, начиная с семи часов утра и до позднего вечера, в отдельные дни храм закрывался очень поздно — около полуночи. Рано утром обычно приходили работающие, днем — больше пенсионеры и паломники из других городов, а вечером — родители с детьми и много молодежи. Поразило такое обилие народа, который терпеливо переносил все трудности, связанные с необходимостью дождаться своей очереди, чтобы приложиться к святыне. Как правило, стоять в ней приходилось около трех часов, и люди переносили все это без ропота, без раздражения, подходили к иконе со слезами на глазах. Видно было, как они почитают Матерь Божию, насколько готовы трудиться и претерпевать лишения ради того, чтобы почтить Ее. Знаменательно, что к иконе приходило большое количество молодежи. Это свидетельство того, что Церковь в России уже давно состоит не только из бабушек, но она все больше прирастает молодым поколением, и этот процесс уже, вероятно, не остановить, что очень отрадно. Это мои самые сильные впечатления.

— Курская-Коренная икона местом своего постоянного пребывания имеет здание Синода РПЦЗ в Нью-Йорке. Совершаются ли паломничества к этой святыне паствой Русской Зарубежной Церкви?

- Скорее справедливее сказать, что икона прибывает к нам. Начиная с 60-х годов XX века она покидала Нью-Йорк много-много раз. Вряд ли существует хотя бы один приход в Русском Зарубежье, куда бы еще не доставляли Курскую-Коренную икону, за исключением, может быть, только совсем новых, образованных за последние год-два. Ее возили и по Европе, и по Америке, и в Австралию, и на Святую Землю. Несколько лет назад она находилась некоторое время и в нашем лондонском приходе.

К сожалению, мы в Зарубежье в некотором роде даже привыкли к этой святыне. Тем более отрадно видеть, как люди в России с трепетом и благоговением ее встречают. В последний день пребывания иконы здесь, когда совершалось патриаршее богослужение в Курской Коренной пустыни, вокруг обители стояли многотысячные толпы людей, которых не пропускали в монастырь, так как было уже просто невозможно вместить всех. Они терпеливо стояли, молились и слушали доносившиеся из динамиков звуки службы. Это, конечно, нас сильно вразумляет. Мы видим, что народ русский готов претерпеть ради Христа, и это вселяет надежду на то, что Россия и дальше будет шествовать путем духовного возрождения.

- Местом пребывания иконы изначально была именно обитель в Курске. Сейчас Курская-Коренная, как историческая святыня Русского Зарубежья, остается за рубежом. Будет ли передан в Россию список чудотворной иконы, с тем чтобы она хотя бы таким образом вернулась к нам?

- Да, сейчас этот вопрос обсуждается. В первый же день пребывания святыни в Курске Святейший Патриарх Кирилл подарил архиепископу Курскому и Рыльскому Герману икону Божией Матери «Знамение» в окладе, с тем чтобы верующие молились перед ней в то время, когда сама святыня покинет Россию. Мы, конечно, понимаем, что здесь, в России, икону чтит огромное количество верующих людей, гораздо большее, чем у нас, но, к сожалению, так оказалось, что Курская-Коренная икона — последняя святыня Русского Зарубежья. В России много святынь, а у нас их, в общем-то, почти нет. Зарубежье волей-неволей наследует эту проблему западного мира, когда мало святости и слишком много разнообразных соблазнов. Мы, в данном случае, вдобавок испытываем удаленность от Родины и порой даже отсутствие возможности услышать родной язык. Вокруг чуждая культура, которая становится все менее христианской, а духовная атмосфера все более душной и спертой. В ней все больше греха и безразличия к вечным вопросам бытия. Из-за этого повсеместного духовного оскудения мы не готовы расстаться с нашей последней святыней. Конечно, очень жаль, что в Россию так и не смогли доставить мироточивую Иверскую (Монреальскую) икону Божией Матери. Так попущено было, чтобы хранителя ее убили, и она была похищена. Это было тягчайшей трагедией для нас, но так судил Господь. Видимо, мы слишком привыкли к святыне.

— Каково, на ваш взгляд, значение события принесения в Россию Курской-Коренной иконы?

- Мы воспринимаем эту икону как прообраз Русской Церкви. Курская-Коренная икона была татарами рассечена на две части, так и Церковь была разделена надвое большевиками. Как икона соединилась, обрела целостность, так объединилась и наша Церковь. На доске иконы остался след от былого раскола для того, чтобы люди видели, что за злодеяние было совершено и какое затем произошло чудо. При объединении двух частей Русской Церкви тоже какой-то зримый след от былого разделения остается, и он служит напоминанием о милости Божией, даровавшей нам в России и Русском Зарубежье чудо обретения духовного единства. Было бы хорошо, если бы Курская-Коренная икона почаще привозилась в Россию и в Курск, в частности. Хотелось бы, чтобы и святыни из России привозились в страны Запада, что объединяло бы не только нас, но и укрепляло единство с верующими других Поместных Православных Церквей.

Пребывание Курской-Коренной иконы в России, все те отрадные события, свидетелями которых мы были в эти дни, говорят о духовном возрастании народа нашего земного Отечества. Сейчас это начинают осознавать все больше и больше людей на Западе, особенно консервативные христиане. Некоторые принимают Православие, и мы ожидаем увеличение количества таких обращений. К сожалению, в настоящее время христианские Церкви Запада — Англиканская, Епископальная, Лютеранская — переживают тяжелейший духовный кризис, в первую очередь связанный с вопросами нравственности. Они все больше провозглашают грех нормой. Католическая Церковь также испытывает последствия реформ, ведущих в сторону значительного упрощения, так что у католиков уже мало что остается от нашего общего исторического наследия. Возможно, именно поэтому наиболее мыслящие и нравственно чуткие люди на Западе с надеждой смотрят на Православие и на Россию.

С иереем Николаем Савченко беседовала Ольга Кирьянова

http://www.pravoslavie.ru/guest/32 080.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru