Русская линия
Prokimen.RuМитр. Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов)24.09.2009 

Русская Православная Церковь и перспективы развития духовно-нравственного воспитания в российской школе
Доклад на образовательных чтениях Центрального федерального округа на тему: «Взаимодействие семьи, школы и Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи» (Сергиев Посад, 19.09.09)

Дорогие собратия архипастыри!

Уважаемые руководители органов государственной власти!

Всечестные отцы, братия и сестры!

Участники Образовательных Чтений!

Прежде всего, хочу выразить сердечную радость от встречи с вами на земле Преподобного Сергия Радонежского — великого духовного учителя Православной Церкви, молитвенника о нашем народе.

Тема Образовательных Чтений этого года: взаимодействие семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи.

Семья призвана воспитать из младенца, явившегося на свет, человека, умеющего любить, радоваться, чувствовать и познавать мир.

Школа помогает ввести человека в общественную жизнь, снабжает его необходимыми знаниями, приобщает к культуре своей страны, воспитывает ответственного гражданина и патриота.

Церковь же приобщает человека к целостной мировоззренческой и культурной традиции с определённой системой нравственных норм, высших духовных ценностей. В этой связи духовно-нравственное воспитание призвано решать задачу становления истинно человеческого в человеке, раскрытия в нём духовного начала, определяющего его поведение и весь образ жизни.

Философ Иван Александрович Ильин утверждал, что «без духа и вне духа мы не имеем истинного бытия, а остаемся «существователями». Церковь не только сохраняет в обществе духовные ценности, традиции, культуру, мораль, но и даёт человеку главное, «единое на потребу» — соединение с Царствием Божьим и правдой Его, «пищу нетленную», пребывающую в жизни вечной. (Иоанн. 6:27)

Православное духовно-нравственное воспитание возможно только в Церкви. Но узнать о христианской культуре, приобщиться к ней ребенок может и в семье, и в школе. Практически это выражается в том, что мировоззренческое и нравственное содержание изучения православной культуры в школе должно быть церковным, заданным или согласованным с религиозной конфессией. И, конечно, учителю православной культуры следует быть, в первую очередь, не только профессиональным педагогом, но и церковным человеком. Слава Богу, таких учителей в нашей школе достаточно много.

Если в гражданском, патриотическом воспитании детей Церковь выступает союзником, помощником семьи и государства, то в духовно-нравственное воспитание школьника — Церковь приносит основной вклад, открывает человеку его место в мире, даёт возможность встречи с высшей Божественной Истиной, в свете которой приобретают свою действительную значимость все жизненные ценности.

Говорят, что в мире много истин, религий, духовных традиций. Да, их много, в том числе и в нашей стране. Церковь в этом вопросе уважает свободу воли человека. Здесь на первую позицию выходит семья и сам ребенок как человек, растущий в своей семье — со своей культурой, жизненным укладом. Но если семья или школьник определились со своей мировоззренческой позицией, то в этом случае Церковь призвана достойно рассказать ребенку о Православии.

Именно поэтому, понимая свою ответственность, мы всегда выступали и выступаем против монополии религиоведения в школе, подмены изучения духовных традиций определённой культуры общим курсом по истории религий.

Сотрудничество семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей обусловлено усилиями каждой стороны. Это свободное, добровольное взаимодействие, основанное на доверии, уважении и любви.

Для нас очень важно, чтобы Русская Православная Церковь имела все необходимые ресурсы для нашего, надеюсь, плодотворного сотрудничества. Конкретно для Синодального Отдела религиозного образования и катехизации — это новый этап в развитии его деятельности, относительно качества подготовки сотрудников, расширения ресурсной базы, организации работ по ряду направлений, в частности, — по преподаванию православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Все мы знаем о принятом Президентом РФ Д.А. Медведевым решении поддержать изучение основ религиозной культуры в российских школах. Для нас это новая ответственность и необходимость так выстраивать наши отношения с Министерством образования и науки, другими государственными органами власти, научными учреждениями, чтобы это решение было выполнено и принесло добрые плоды.

По некоторым социологически данным (опрос «Левада-Центра» 14−17 августа 2009 г.) около 70% граждан выражают положительное отношение к преподаванию в школе основ православной культуры. Это те люди, большинство из которых пока не могут дать своим детям такое образование. Думаю, весьма высока потребность и в изучении ислама, буддизма, иудаизма, возможно, и других религиозных традиций среди соответствующих групп населения.

На встрече с Президентом Святейший Патриарх Кирилл выразил надежду, что не будет «движения назад», и новые решения послужат дальнейшему развитию практики духовно-нравственного воспитания, создадут для школьников более благоприятные условия приобщения к традициям российских религий. Для достижения этой цели было организовано сотрудничество с Министерством образования и науки РФ. Отдел религиозного образования и катехизации подготовил и передал в Министерство предложения по доработке нового Стандарта общего образования и Базисного учебного плана для начальной школы, в котором есть минимальная учебная нагрузка на предметы по религиозной культуре и этике — 1 час в неделю с 1-го класса, по всем годам обучения.

При таком решении вопроса школы начнут вводить новый предмет тогда, когда для этого будут созданы все необходимые условия. Обеспечить возможность преподавания православной культуры в российской школе мы можем, работая только совместно с Министерством образования и науки, региональными органами управления образованием и епархиями, научными учреждениями в центре и в регионах. И это будет не обязанность, а именно возможность, тот минимум, который позволит рассказать о Православии как о творческой жизненной силе русского народа, на протяжении веков обеспечивающей единство и могущество Российского государства.

Только в этом случае можно говорить о благоприятной перспективе развития уже имеющегося опыта изучения православной культуры при введении нового Стандарта общего образования со следующего учебного года. Это особенно актуально в нашей аудитории, ведь данная практика наиболее развита в Центральном федеральном округе, и присутствующие здесь представители регионов понимают это лучше, чем кто бы то ни был, и, думаю, наша конференция поддержит эту позицию в своей Резолюции.

Русская Православная Церковь уделяет особое внимание проводимому в настоящее время эксперименту по преподаванию основ религиозной культуры и этики — его срокам, условиям, этапам. По всем этим вопросам ведется широкое обсуждение с участием представителей регионов и традиционных российских религий.

В соответствии с достигнутыми договоренностями между Министерством образования и науки и Отделом религиозного образования и катехизации объявленные Министром сроки эксперимента по преподаванию духовно-нравственных дисциплин — в последней четверти 4 класса и первой четверти 5 класса — это сроки именно внедренческого эксперимента, причём, возможно, только его первого этапа. И, конечно, эти «четверти» не могут быть общим сроком преподавания православной культуры, других учебных предметов по религиозной культуре и этике в школе, как это предлагают разработчики нового Стандарта. Очевидно, что никакое приобщение ребёнка к духовно-нравственной традиции невозможно за 20−30 часов. Во всех странах, где в светской школе изучаются традиционные религии, они изучаются по всем годам обучения, в форме полноценных учебных предметов на 1−2 часа обучения в неделю. Так и в нашей школе — курсы по православной культуре, по другим религиям, по нерелигиозной этике, надеюсь, будут изучаться в школах с первого и до старших классов.

Цель эксперимента мы видим в том, чтобы отработать процедуру разработки и утверждения учебников и пособий, вопросы конфессиональной и педагогической экспертизы, подготовки учителей. То есть все те вопросы, которые пока не урегулированы на федеральном уровне, поскольку, как вы знаете, в российских школах преподаются и курсы православной культуры, и курсы по исламу, и по иудаизму, но обычно на безальтернативной основе. Важно, чтобы учащиеся могли свободно выбрать определённый предмет в соответствии со своими мировоззренческими и культурными потребностями.

Такая модель изучения религий и гражданской этики по выбору школьника или его семьи реализуется во многих странах. С учётом этой практики и отечественного опыта еще в 2007 году была подготовлена соответствующая Концепции включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура», в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура».

Она обсуждалась и была одобрена на совместной конференции Русской Православной Церкви и Министерства образования в Калуге с участием представителей регионов. К сожалению, эта Концепция до сих пор не реализована, но в ней была сформулирована официальная позиция Церкви по вопросу преподавания в светской школе учебного предмета «Православная культура», и это необходимо учитывать.

Сейчас Отделом религиозного образования в сотрудничестве с учеными, специалистами, научными центрами ведется работа по обновлению этой Концепции с учетом новых условий и обстоятельств, и мы готовы обсуждать её с нашими партнерами в Министерстве образования, с представителями других конфессий и всеми участниками этого процесса. На наш взгляд, название «Религиозная культура и этика» будет более соответствовать содержанию этой предметной области.

Полагаю, что в ходе таких обсуждений, согласований можно будет конструктивно разрешить все возможные вопросы, учесть интересы всех конфессиональных и мировоззренческих групп. Чтобы, как сказал в своём выступлении Дмитрий Анатольевич Медведев, «…охватить всех, кто имеет разные представления о том, что необходимо для обучения, сообразуясь с представлениями самих учеников и…, конечно же, их родителей».

Именно на этих принципах — гражданского равенства, сотрудничества, взаимного уважения и учёта законных интересов друг друга мы готовы сотрудничать с представителями религиозных организаций мусульман, буддистов, иудеев, других российских религий.

Еще несколько слов о том, какая работа планируется в ближайшее время в нашем Синодальном Отделе. Говорю об этом не только чтобы проинформировать, но призываю всех присутствующих здесь представителей епархий, светских специалистов, учёных, работников образования к сотрудничеству и взаимопомощи. Выделю ряд наиболее актуальных задач.

Первое. Это организация согласованной деятельности учреждений Русской Православной Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания школьников, изучения православной культуры в учебной и внеучебной деятельности, включая работу в епархиях, поскольку в епархиях Центральной России накоплен богатый опыт православного воспитания детей и молодёжи, и он должен быть использован в первую очередь.

Второе. Взаимодействие с Министерством образования и науки, государственными научными учреждениями, вузами, педагогическим и родительским сообществами. Об этом направлении уже было сказано, но хотелось бы добавить, что особую надежду мы возлагаем на совместную разработку церковно-государственной программы развития православного образования. В такую программу можно заложить все темы нашего взаимодействия с государственными образовательными структурами не только Москве, но и в регионах России и сделать этот процесс более последовательным и плодотворным.

Третья задача — реструктуризация Синодального Отдела и организация при нем дополнительных подразделений, обеспечивающих развитие православного просвещения — подготовку учителей, учебников и пособий для преподавания православной культуры, взаимодействие с конфессиями, органами власти и т. д.

При Синодальном отделе уже создана церковно-научная Комиссия по вопросам преподавания православной культуры и духовно-нравственного воспитания, прошли её первые заседания. В перспективе она должна стать действенным средством для связи епархий, педагогов, специалистов в центре и на местах и, используя накопленный в регионах опыт, обеспечить требуемый высокий качественный уровень взаимодействия с государственными и научными учреждениями.

Принято решение об организации Экспертного Совета для проведения экспертизы содержания учебных и методических изданий, духовно-нравственной и культурно-просветительной литературы, других образовательных материалов, предназначенных для использования в образовательных учреждениях любых организационно-правовых форм, типа, вида и уровня образования. Уже имеющиеся учебники и пособия по православной культуре должны пройти соответствующую экспертизу и получить одобрение для того, чтобы Синодальный Отдел мог предложить Министерству образования и науки перечень учебников и пособий, официально одобренный Церковью. К работе в данном направлении будут привлечены как специалисты в области педагогики, так и профессиональные богословы. В методическом кабинете будут представлены все учебники и пособия, использующиеся сегодня в школ3ах России для изучения православной культуры.

В перспективе возможно создание Церковно-педагогического института как общецерковного научно-методического центра подготовки и переподготовки православных учителей, преподавателей религиозно-ориентированных учебных дисциплин, распространения педагогического опыта.

Еще одной важной задачей является развитие православного духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях, систематизация и распространение практики изучения православной культуры, духовных бесед в дошкольных учреждениях, просветительской и воспитательной работы с родителями. В этом направлении действуют и другие конфессии, у нас же пока православное воспитание в детских садах находится в зачаточном состоянии.

Острая необходимость ощущается в информационном обеспечении и поддержке основных направлений деятельности Синодального Отдела, что, прежде всего, предполагает обновление нашего сайта Прокимен.РУ как источника полной и актуальной информации по вопросам религиозного образования в стране.

И последнее по очередности, но не по значимости — организация церковно-государственных, научных и общественных конференций, выставок, конкурсов. В этом направлении имеется опыт проведения Рождественских образовательных чтений, а также ежегодного Всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью на соискание премии «За нравственный подвиг учителя», события, ставшего поводом для нашей сегодняшней встречи.

Поэтому завершить выступление хотелось бы словами глубокой признательности и благодарности людям, которых мы чествуем на нашем форуме — учителям, воспитателям, наставникам подрастающего поколения, совершающим ежедневный, великий и благородный нравственный подвиг — подвиг ведения юной души к добру и свету, к Истине и Жизни.

Да благословит Господь все Ваши труды на благо духовного возрождения нашего Отечества!

http://oroik.prokimen.ru/newsarchive/503--l---r-.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru