Фонд стратегической культуры | Петр Искендеров | 22.09.2009 |
Основные баталии на площадке Генассамблеи в нынешнем году, по имеющейся информации, развернутся вокруг статуса Косова, Абхазии и Южной Осетии. Признание ведущими западными державами ими же срежиссированной независимости Косова закономерно породило хаос в международных отношениях и дестабилизировало ситуацию в других «горячих точках», создав у некоторых национальных лидеров иллюзию вседозволенности. Военная агрессия режима Саакашвили против Южной Осетии в августе 2008 года стала первым, но, очевидно, не последним следствием косовского прецедента от февраля того же года.
Мир оказался в беспрецедентной ситуации: в двух стратегически важных, в том числе с точки зрения энергетической безопасности Европы, регионах возникли самопровозглашённые государства, признанные одной из сторон партии, разыгрываемой на международной шахматной доске. Если говорить в шахматных терминах, то Россия не только приняла «косовский гамбит», предложенный ей самоуверенным Западом, но и сделала ответный острый и жёсткий ход, поставив противостоящие ей мировые центры силы в непростую ситуацию. Продолжать настаивать на уникальности косовского случая и отрицать очевидное право на суверенитет и государственную независимость Абхазии и Южной Осетии — значит, и дальше подрывать сотрудничество с Россией, которое жизненно важно как для Европейского союза с его энергетической зависимостью от Москвы, так и для НАТО, нуждающейся в российской тыловой поддержке в Афганистане. Об этом неопровержимо свидетельствует появившееся 16 сентября в лондонской газете «Файнэншл таймс» интервью нового генерального секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена с призывами начать с Москвой «непредвзятый и беспрецедентный диалог», «выслушать российскую позицию» и учесть её «законные озабоченности в сфере безопасности». Примечательно, что они прозвучали еще до нашумевшего заявления президента США Барака Обамы о пересмотре американских планов противоракетной обороны (ПРО).
Однако налаживание диалога с Москвой для западных столиц невозможно без внесения существенных корректив в свою позицию не только по ПРО, но и по Косову. И такая корректировка — пока кулуарная — уже началась. По имеющейся у автора этих строк информации, полученной как из сербских, так и из албанских источников, Евросоюз в настоящее время пытается дистанцироваться от властей Приштины и одновременно наладить сотрудничество с Сербией. Пробным шаром в данной игре явилось решение Еврокомиссии отменить с 2010 года для сербских граждан визовый режим, а затем центр тяжести брюссельской дипломатии был перенесен непосредственно на косовские сюжеты.
Первым шагом на этом пути стал протокол о полицейском сотрудничестве между властями Сербии и гражданско-полицейской миссией Евросоюза. Ход переговоров и даже дата его подписания держались в строгой тайне, хотя документ формально носит технический характер соглашения между Миссией ЕС и министерством внутренних дел Сербии. Он оговаривает условия совместной деятельности сербского МВД и представителей ЕС в противодействии организованной преступности и контрабанде как в Косовском крае, так и в более широком масштабе. Однако недомолвки в Брюсселе и Белграде вкупе с беспрецедентно жёсткой негативной реакцией Приштины, где радикальное движение «Самоопределение» развернуло против европейских представителей настоящую уличную войну, а его лидер Альбин Курти сравнил Миссию ЕС с «колониальной администрацией», позволяют говорить о наметившейся тенденции. Её сразу же уловили почувствовавшие угрозу своим интересам албанские лидеры Косова и их менторы в международных структурах. Главная их тревога связана не с налаживанием сотрудничества Брюсселя с Белградом, а с укреплением роли и влияния России, которая в августе 2008 года на Кавказе сделала то, на что не решились ни власти Югославии на пике боснийской войны в 1994—1995 годах, ни сербское руководство в начале 2008 года в Косове.
Примечательны откровения одного из наиболее колоритных албанских лидеров Косова — хорошо известного и в России Беджета Паколли, возглавляющего «Альянс за новое Косово». На днях он заявил о своей полной поддержке протокола, подписанного между Миссией ЕС и правительством Сербии, назвав его «хорошим выходом из сложившейся ситуации» и, очевидно, рассчитывая получить солидные политические дивиденды при «смене вех». Ведь как признают представители Евросоюза, предстоит подписание с Белградом ещё двух протоколов — о сотрудничестве в сфере таможни и правосудия; причём в таможенной области косовская Миссия ЕС намерена «вернуться к ситуации до 2008 года"…
Можно предположить, что Запад действительно решил попытаться найти подходы к России по Абхазии и Южной Осетии посредством некоторого «размывания» вроде бы уже признанного руководством НАТО и Евросоюза независимого статуса Косова. Это позволило бы евроатлантическим структурам попытаться принять более активное участие в обсуждении нерешённых проблем Кавказа, поставивших под угрозу любимое энергетическое детище ЕС и НАТО — проект «Набукко». Информация о том, что кураторы данного проекта всерьёз подумывают о замене Грузии в качестве транзитера на Армению (что невозможно без урегулирования нагорно-карабахской проблемы), свидетельствует о готовности США и ЕС радикально пересмотреть систему своих региональных союзов и партнёрств. Что же касается Косова, то ему в балканско-черноморско-кавказской энергетической партии, похоже, отводится роль пешки, которую в нужный момент удобно принести в жертву.
Петр Ахмедович ИСКЕНДЕРОВ — старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель газеты «Время новостей».
http://www.fondsk.ru/article.php?id=2477