Русская линия
Русское Воскресение Станислав Минаков22.09.2009 

Радуйся, Владычице мира
Как Богородица Песчанская ходила из Харькова в Белгород

Говорят, такого крестного хода здесь не было лет 100.

В воскресенье, 13 сентября с.г., в день Положения честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме, в Харькове произошло знаменательное событие — из древнего Свято-Покровского монастыря, городского исторического центра, отправился крестный ход в Белгород.

Год назад по этим же харьковским улицам священство и миряне пронесли икону Богородицы Державной, и то был шестой из восьми лучей Вселенского крестного хода «Под звездой Богородицы», пронизавший духовную, культурную, интеллектуальную столицу Восточной Украины. То духовное историческое событие произошло 4 мая 2008 г. в воскресенье, в последний день Светлой Пасхальной Седмицы.

Таким же праздником радости стало для православных и упомянутое воскресенье.

Новый крестный ход проводится по инициативе православной общественности и приурочен к празднованию 210-летия Харьковской епархии Украинской Православной Церкви, и посвящен 255-летию прославления Песчанской иконы Божьей Матери, одной из покровительных святынь Слобожанщины и всего русского Православия. Объединительной, связующей нитью является и участие в судьбе иконы святителя Иоасафа Белгородского которому икона явилась в Воскресенской церкви г. Изюма, на Харьковщине. Примечательно, что образ был явлен в церковном притворе, на куче угля и мусора. По преданию, святитель Иоасаф (Горленко), внук гетмана Даниила Апостола, в год своей кончины (1754) объезжал епархию, и накануне выезда из Белгорода увидел сон, в котором это знаменательное событие было предвосхищено.

И именно в Белгород и направились крестоходы, ведомые Богородицей Песчанской, которая в акафисте именуется так: «Во времена нашествия иноверных наша свободительнице…».

Напомним, что второе обретение св. мощей Слобожанского святителя, весьма чтимого не только в русско-украинском пограничье, но всем православным людом, произошло в первые годы 1990-х, когда в Казанском соборе тогда еще Ленинграда, в тогдашнем музее религии и атеизма, были обнаружены коробки со свв. мощами преп. Серафима Саровского и свт. Иоасафа Белгородского. Можно усмотреть провиденциальную связь и здесь: мощи обретены в новейшее время в храме Казанской Богородичной иконы, а образ слобожанской Песчанской иконы, духовно навеки связанный с именем белгородского и харьковского святителя, тоже написан по канону Казанской.

Символично, что Образ Покровительницы Слобожанщины был 13 сентября с.г. вынесен из ворот харьковского Покровского монастыря.

После краткого молебна на площади харьковского Покровского монастыря, изобильно заполненной людьми, с балкона архиерейского дома с проникновенным словом обратился к священству, крестоходам и притекшим мирянам главный слобожанский пастырь новейшего времени митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, сердечно почитаемый на Слобожанщине как молитвенник и духовный отец, стоятель за русское Православие. Гордость харьковчан: православные помнят, что благодаря именно руководству митрополита Никодима (Руснака) был проведен в 1992 г. исторический антираскольнический Архиерейский собор УПЦ МП («Харьковский собор»), который избирал предстоятелем УПЦ митрополита Владимира (Сабодана) вместо Филарета Денисенко.

Владыка Никодим, который вопреки нездоровью преклонных лет всегда находит в себе силы для проникновенного обращения в пастве, благословляя крестоходов в путь отметил, что в дни пребывания чудотворной иконы Песчанской с харьковчанами пребывает Сама Богородица, омофором Своим покрывая всех молящихся и притекающих к Ней. «Во веки веков Приснодева будет оставаться одесную Господа нашего», — сказал владыка Никодим, напомнив собравшимся и апостольские слова о православном единстве — «Один Господь, одна вера, одно крещение».

«Молюсь за всех вас и призываю на вас Божие благословение», — напутственно произнес слобожанский патриарх, осенив люд крестным знамением.

И снова, как год назад, улица Сумская, у лесопарка переходящая в Белгородское шоссе, заполнилась молящимися во всю ширь, включая тротуары. Впереди воскресного крестного хода следом за иконой Песчанской Богородицы плыл несомый образ царственного страстотерпца Государя Николая II.

«И Царь-мученик с нами!» — довелось услышать автору этих строк восклицание женщины, сотрудницы какого-то магазина, вышедшей из дверей поклониться иконам.

«Какая красивая!» — восхитились Богородичной иконой девчонки-студентки.

И, как в прошлогоднем мае, везде, на протяжении осевой линии дороги, становились на колени по Икону харьковчане — вне социальных и возрастных различий — дети, невесты с букетами, матери с младенцами и колясками, беременные, пенсионеры, старожилы центра и «аэрокосмическая» интеллигенция поселка Жуковского, бизнесмены и бомжи. Многих, случайно оказавшихся в эти часы на Сумской, словно срывало с тротуара и бросало в поклоне на осевую линию. Люди бежали к Иконе, словно боясь опоздать, и были совершенно правы в своей неожиданной поспешности. Ибо вот Она, здесь, сейчас, с нами, но вот прошла, и легко ли потом отыщешь Ее?

Объединительная колонна крестоходов в воскресенье по Белгородскому шоссе дошла до городка физиков, Пятихаток, до пересечения окружной дороги, где в прошлом сентябре был установлен и освящен один из четырех поклонных крестов. Именно тогда, в сентябре 2008-го, православные обошли с Ней же, Песчанской иконой, Харьков по окружной дороге, осенив четыре огромных креста, установленных на въезде в город по сторонам света. Так несколько сотен харьковчан (на разных участках — от семисот до двух тысяч) совершили в четыре дня (две субботы и два воскресенья) молитвенные переходы от креста к кресту, участвуя в освятительных молебнах, образовав вокруг города святое защитительное кольцо.

Утром 14-го сентября 2009 г. крестный ход двинулся дальше, к границе Белгородской области. 16 сентября крестный ход с иконой прибыл в Белгород и до 13 часов икона находилась в храме великомученика Георгия Победоносца, потом верующие перенесли ее в Николо-Иоасафовский собор.

«Радуйся, Владычице мира, иконою Твоею Песчанскою сердца наша утешающая!»

* * *

Радостная глазу и сердцу православного человека картина: установленный возле красивой раки со св. мощами святителя Иоасафа Белгородского в Преображенском соборе Белгорода образ чудотворной Богородицы Песчанской, принесенной сюда крестоходами из Харькова.
Возвышенное чувство, ликование распространялось по кафедральному собору Белгорода, когда Икону в большом деревянном резном киоте (весом более 100 кг) внесли в собор, когда архиерейским чином шел молебен, когда икону приблизили и установили в двух шагах от св. мощей свт. Иоасафа.

Тут были и слезы умиления, и радости — и в глазах белгородского священства, и прихожан, среди которых оказалось немало не только крестоходов, но и паломников, прибывших из разных городов Украины и России.

В очереди молитвенников и поклонников, текшей в Преображенский собор все это время, денно и нощно, слышались радостные восклицания узнавания и единства: вы откуда? — из Полтавы! — а мы из Курска!

И постоянно обменивались, а для кого-то это звучало и впервые, историями из жизни святыни и из жития преподобного Иоасафа.

В Преображенский кафедральный собор Чудотворную и гроб с мощами святителя принесли к вечеру в среду, 16 сентября, из Николо-Иоасафовского храма, что на старом городском кладбище, где святые мощи находились с праздника Преображения Господня. Сначала там в 15 часов архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн в сослужении духовенства Белгородской епархии и Украинской Православной Церкви совершил малую вечерню с чтением акафиста святителю Иоасафу. Это по соседству, в трех кварталах от Преображенского собора, но процессия от храма к храму шла по одной из основных транспортных магистралей города, улице Попова, и волей-неволей город здесь замер, остановив свой суетный бег хоть на краткое время этого торжественного шествия. Так и проплыло оно, ведомое Песчанской Богородицей и гробом со св. мощами святителя Иоасафа, — символично — в поле зрения трех памятников — свт. Макария (Булгакова), почившего в 1882 г., молодого старшего лейтенанта-танкиста Андрея Попова (павшего в 1943 г. освободителя Белгорода от немецко-фашистских захватчиков), выдающегося художника России Станислава Косенкова, скончавшегося в 1993 г.

И — мимо замершего центрального городского рынка, мимо огромного универмага «Белгород».

А 17-го сентября, в день памяти обретения мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, в Преображенском соборе были совершены три Божественные литургии- в 3, 6 и 9 часов. Они были посвящены 18-й годовщине второго обретения мощей (1991 г.) святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца и прибытию из Харьковской епархии чудотворной Песчанской иконы Божией Матери, обретенной, напомним, на Харьковщине в 1754 г., именно святителем Иоасафом, незадолго до своей кончины, в возрасте 49 лет.

Божественную литургию, начавшуюся в 9 часов утра, совершил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн в сослужении благочинных Белгородской епархии, представителей духовенства Белгородской епархии и Украинской Православной Церкви.

По прочтении Евангелия владыка произнес проповедь, в которой привел страницы славной и промыслительной истории второго обретения мощей святителя Иоасафа (одним из непосредственных участников тех событий 1991 г. ему довелось быть).

В своем слове архиепископ Иоанн напомнил, что святитель Иоасаф скончался, находясь в архипастырской поездке в г. Грайвороне. Тогда ранняя весенняя распутица залила все дороги, и не мог приехать епископ для того, чтобы совершить чин погребения (ведь по канонам Православной Церкви епископа может отпевать только епископ), и тело святителя было перевезено во гробе из Грайворона в Белгород, где и был устроен специальный склеп, и положенное там после отпевания тело святителя находилось нетленным в течение многих десятилетий. И все это время тело его оставалось нетленным, и у мощей святителя Иоасафа происходили чудесные исцеления, которые были зафиксированы многими свидетелями…

Владыка отметил, что в пришествии в Белгород великой святыни, иконы Песчанской Богородицы, как и в Ее объявлении святителю близ г. Изюма, Господь являет нам Свою милость, и поблагодарил митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, архиепископа Изюмского Онуфрия, всё духовенство Харьковской епархии, а также мирян-паломников, проделавших фактически почти 100-километровый путь пешком, совершив крестный ход для того, чтобы доставить эти святыни в Белгород.

В завершение архиепископ Иоанн отметил, что сегодня произошло сретение святителя Иоасафа с Песчанской иконой Божией Матери.

Приведем фрагмент слова владыки Иоанна, в котором он повествует прихожанам некоторые страницы посмертного жития святителя Иоасафа: «Во время I Мировой войны было откровение пронести Песчанскую икону по всем фронтам, но диавольская сила помешала этому. И поскольку не была исполнена воля Божия, пришел 1917 год. И безбожные люди, забывшие Бога, начали разорять храмы, мощи святителя Иоасафа были изъяты. Более того, был вызван из Харькова профессор Покровский, который решил доказать, что это — „мумия“, то есть искусственно забальзамированное человеческое тело, но когда он при всех сделал вскрытие брюшной полости нетленных мощей святителя Иоасафа, и там все органы оказались целыми (а при мумификации или бальзамировании эти органы удаляются), то он поверил в чудо. Ночью, тайком мощи были вывезены из града Белгорода, и следы их были обнаружены вначале в Москве, затем в музее религии и атеизма в Ленинграде… И было второе обретение мощей, в перекрытиях чердака Казанского собора. Потому что два сотрудника этого музея отказались уничтожать мощи по приказу директора музея, а, завернув в полотно, перенесли их в шлаковые перекрытия на чердак Казанского собора. И вот когда были обретены мощи преподобного Серафима Саровского, которые также находились в Казанском соборе, называвшемся тогда музеем религии и атеизма, то об этом узнал один из участников такого сохранения мощей — А. В. Соколов, который пошел ко своему второму товарищу и предложил ему открыться, как они спрятали мощи святителя Иоасафа в перекрытиях Казанского собора. Что же он услышал в ответ? — „Вот когда я умру, тогда ты и откроешь эту тайну“. И буквально на следующий день этот реставратор сорвался с „лесов“ и разбился насмерть. И тогда А. В. Соколов пришел в епархиальное управление Санкт-Петербургской епархии к приснопамятному митрополиту Иоанну и рассказал ему об этом. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сразу же создал специальную комиссию по идентификации мощей… И комиссией с помощью судмедэкспертов, археологов, архивных данных, даже публикаций в большевистской прессе, было доказано, что это — нетленные мощи святителя Иоасафа. Мощи были перевезены в Спасо-Преображенский собор тогда еще Ленинграда, затем в Москву, в Богоявленский собор, потом — в Сергиево-Казанский кафедральный собор Курска, и лишь затем доставлены и торжественно перенесены с участием Святейшего Патриарха Алексия II сюда, в град Белгород».

Заканчивая свое взволнованное обращение к пастве, владыка подчеркнул: «Все эти события происходили у нас на глазах, и мы стали „частицами“ той священной истории, которая тысячелетиями развивается, как диалог Бога с человеком… Сколько бы ни писала пресса о том, что у нас есть только 20% верующих, младенцев крестят по вере их родителей. И представьте себе этот факт — 95% всех новорожденных крестятся в храмах Святого Белогорья!»

После запричастного стиха проповедь произнес и настоятель Николо-Иоасафовского собора г. Белгорода протоиерей Леонид Константинов. По завершении Божественной литургии был совершен молебен у нетленных мощей святителя Иоасафа и чудотворной Песчанской иконой Божией Матери.

А мне, автору этих строк, стоявшему и в этот праздничный день вместе с матерью среди прихожан в ожидании ожидая доступа к Иконе и св. мощам, припомнилось и о том, что 98 лет назад, в 1911 г., при первом обретении св. мощей и прославлении свт. Иоасафа, на церемонии среди 200 тысяч граждан Российской империи стояла и моя белгородская (жительница района, называемого и сейчас Старым Городом) прабабушка по отцовской лини, Ульяна Афанасьевна Дроздова, до последних лет жизни с волнением вспоминавшая о прибытии на церемонию членов царской фамилии: великого князя Константина Константиновича и великой княгини Елисаветы Федоровны (в 1992 г. прославленной как св. новомученица).

И Государя Николая II с семьей моя прабабушка Ульяна встречала; он смог посетить Белгород несколько месяцев спустя, в декабре 1911 г., когда, возвращаясь из Ливадии в Петербург, члены царского семейства приложились к мощам Святителя Иоасафа и коленопреклоненно молились во время молебна.

Разве нельзя было не вспомнить об этом важном личном, не отделимом от большого общего, единого, глядя на большую икону царя-мученика, пронесенную нынче в Белгород харьковскими крестоходами вместе с Чудотворной Песчанской и установленную на эти праздничные двое суток в Преображенском соборе по соседству со знаменитой белгородской святыней — иконой Николы Ратного?

Утром 18-го сентября Чудотворная отбыла на Харьковщину.

Воистину, харьковчане и белгородцы пережили в эти дни, с 13 по 18-е сентября, по проникновенному замечанию владыки Иоанна, «великое духовное событие, когда Песчанская икона Божией Матери, обретенная святителем Иоасафом, икона страстотерпца царя Николая, при котором совершилось прославление святителя Иоасафа, прибыли в град Белгород. Это особый знак благодати Божией, особое обилие милосердия. Это — та благодать, которая нас врачует от духовных и физических немощей, которая восполнит наши оскудевающие силы, вселит в нас надежду, укрепит нас в вере и даст нам настоящую Божественную любовь, которая не знает ни времени, ни границ, ни расстояний, потому что она вечна».

Богородица Песчанская, спаси нас! Святителю Иоасафе, моли Бога о нас!

http://www.voskres.ru/info/minakov.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика