Православие.Ru | Иеромонах Игнатий (Шестаков) | 18.09.2009 |
Свмч. Петр (Зимонич), митрополит Дабро-Босанский |
По словам мэра Восточного Сараево Радомира Кезуновича, праздничные мероприятия, посвященные дню памяти свмч. Петра, проходят уже несколько дней. Говоря о причине выбора священномученика в качестве небесного покровителя Восточного Сараево, господин Кезунович отмечает, что в жизненном пути и подвиге святого прослеживается неразрывная связь с судьбой города.
* * *
Многострадальная земля сербской Боснии и Герцеговины на протяжении веков обагрялась кровью мучеников за Христа. Особенно трагичным в этом отношении было время турецкого владычества, но не стал исключением и XX век, когда Сербскую Церковь внось постигли суровые испытания. Во время Второй мировой войны земли Боснии и Герцеговины оказались в составе марионеточного Независимого хорватского государства, на территории которого развернулся террор в отношении православного духовенства и сербского населения. В это жестокое время не могла остаться незамеченной и фигура митрополита Добро-Боснийского Петра, являвшего собой идеал сербского архиерея, народного вождя и верного пастыря стада Христова.Владыка Петр происходил из самого сердца сербской Герцеговины. Его отцом был прославленный народный герой, священник и воевода Богдан Зимоньич, участник знаменитого восстания 1875 года. По примеру своего отца владыка Петр всю свою жизнь был неразрывно связан с судьбой православного народа Боснии и Герцеговины.
Йован Зимоньич родился 24 июня 1866 года в Грахове. Получив начальное образование в родном доме, он в 1887 году закончил семинарию в Рельево и поступил на Православный богословский факультет в Черновцах. В 1892 году он с успехом защищает диплом, после чего проводит год в Венском университете. В 1893 — 1901 гг. уже преподает в Богословском училище в Рельеве. 6 сентября 1895 года принимает монашеский постриг с именем Петр в монастыре Житомислич, а в течение двух последующих дней происходит его рукоположение в сан иеродиакона, а затем иеромонаха.
Неутомимый труженик и талантливый педагог, отец Петр пользовался особой любовью семинаристов. Его отличала особая скромность, любезность в обхождении и искренность. 20 июля 1901 г. иеромонах Петр получил назначение на место консисториального советника Дабро-Боснийской митрополии, в 1903 г. был произведен в архимандриты. На этой должности его и застало избрание митрополитом Захолмско-Герцеговинским. Известие о его избрании было встречено в православной Герцеговине с особым воодушевлением. 27 мая 1903 года в кафедральном соборе Мостара состоялось хиротония нового владыки.
Новому архиерею предстояла нелегкая задача — восстанавливать запущенную епархию и одновременно вести с австрийскими властями нелегкую борьбу за сербскую автономию в сфере образования. Борьба эта в известной мере закончилась к 1905 году, после чего митрополит Петр смог больше времени посвятить работе церковных органов, постройке храмов и организации сербских школ. Владыка приступил к активному церковному строительству в Герцеговине. Помимо многочисленных храмов, им был построен большой митрополичий двор в Мостаре[1], а в монастыре Житомислич открыто монашеское училище.
Тем временем в Боснии и Герцеговине произошли политические события, негативно повлиявшие на положение Сербской Церкви и православного населения. В 1908 году Австро-Венгрия произвела аннексию Боснии и Герцеговины, и надежды сербов на скорое освобождение от иностранного владычества рухнули. Затем последовала череда Балканских войн, а начало Первой мировой войны было ознаменовано террором в отношении православного духовенства. Несколько священников вверенной владыке Петру епархии были убиты или окончили дни в концентрационных лагерях. Сам митрополит Петр во время войны оставался на своей кафедре и делал все возможное, чтобы облегчить положение православной паствы. Патриот, бесстрашный защитник народных и церковных интересов, он неоднократно проявлял готовность идти до конца. Еще накануне объявления Австро-Венгрией войны Сербии, митрополит Петр во время беседы в кафедральном соборе потребовал от австрийского генерала прекратить изгнание сербов, обещая в противном случае обратиться к императору или призвать сербский народ к восстанию. Во время разразившегося во время войны голода владыка собирал детей и отправлял их в более благополучные районы.
В 1918 году на карте мира появилось новое государство — Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Королевство Югославия). Босния и Герцеговина вошли в его состав, и владыка Петр активно включился в работу по объединению некогда разрозненных частей Сербской Церкви.
После окончательного восстановления патриархии владыка был перемещен на митрополичью Дабро-Боснийскую кафедру в Сараево, продолжая при этом осуществлять административное управление Захолмско-Герцеговинской епархией. Его деятельность по-прежнему была направлена на евангельское благовестие, проповедь мира и добрососедства в многонациональной Боснии. Сохранились свидетельства о том, что многие боснийские мусульмане и католики хорошо знали и уважали владыку. Когда он отправлялся на прогулку через мусульманский квартал Сараево, местные торговцы и ремесленники выходили, чтобы с почтением поприветствовать его. Каждое Рождество митрополит лично посещал и поздравлял местного католического архиепископа.
За время его управления митрополией было построено и освящено множество новых храмов. Перед Второй мировой войной в Новом Сараево по проекту архитектора Александра Декоро был воздвигнут великолепный храм Преображения Господня. В планах у митрополита было строительство семинарии в Сараево. В Дабро-Боснийской митрополии плодотворно действовало «Братство святого Саввы», занимавшееся распространением книг и журналов религиозно-нравственного содержания и организацией лекции. Под руководством Церкви осуществлялись благотворительные акции, действовали детский дом и столовая для сирот. Особое внимание владыка уделял преподаванию Закона Божьего, уроки которого сам нередко посещал. Владыка Петр установил в отношениях с духовенством и народом удивительную гармонию, им было рукоположено около 40 священников. За свои труды владыка был награжден орденом Святого Саввы I степени, звездой Карагеоргия и орденом Белого Орла IV степени. Об авторитете митрополита Петра говорит и то, что, когда после смерти патриарха Варнавы (Росича) в 1938 году проходили выборы нового предстоятеля Сербской Церкви, его имя было в числе наиболее вероятных кандидатов на патриарший престол. Когда вопрос об избрании нового патриарха еще не был окончательно решен митрополит Петр, по воспоминаниям патриарха Гавриила (Дожича), сам лично пришел к нему и на коленях просил принять на себя этот нелегкий крест.
6 апреля 1941 года произошло нападение Германии и ее союзников на Югославию. В этот же день Сараево, наряду с Белградом и другими городами, подверглось сильной бомбардировке немецкой авиацией. Митрополит Петр находился в это время в городе. Из-за сильных бомбардировок владыка по настоянию своих приближенных на некоторое время покинул Сараево, но 21 апреля уже снова вернулся в свою резиденцию. В это время в Сараево уже орудовали отряды усташей, повсюду проходили аресты и погромы, но желание быть со своей паствой, превозмогло предостережения близких. О мужестве архипастыря говорит то, что в это время он уже знал о трагической гибели своего собрата — епископа Банялукского Платона (Йовановича). Тем не менее, на поступавшие со всех сторон советы перебраться в более безопасное место, митрополит отвечал решительным отказом. «Там где я делил с народом добро, — говорил владыка, — я делю с ним зло и поэтому должен разделить с народом судьбу и остаться на своем месте».
27 апреля 1941 года офицеры Гестапо провели обыск в здании митрополии. Во время обыска один из немецких офицеров спросил у владыки: «Вы ли тот самый митрополит, который хотел войны с немцами?» При этом он добавил, что владыку следовало бы убить. На оскорбительные обвинения в отношении сербских архиереев митрополит смело ответил: «Господин, вы жестоко ошибаетесь, мы не виноваты в войне, мы ни на кого не нападали, но мы не даем себя истребить: мы не капля воды которую легко проглотить, а народ, имеющий право на жизнь…». Владыка указал гестаповцу, что именно немцы виноваты в том, что хорватские усташи безнаказанно творят повсюду насилие.
Одним из первых официальных распоряжений властей «независимой» Хорватии стал запрет на употребление кириллицы. В начале мая 1941 года усташский комиссар Боснии, католический священник Божидар Брале, позвонил митрополиту Петру и требовал дать распоряжение православному духовенству и церковным общинам не использовать кириллицу. Надписи на официальных документах и печатях должны были быть срочно заменены на латиницу. При этом Брале заявил, что в случае невыполнения приказа, ответственность ляжет непосредственно на владыку. Ответ митрополита Петра был краток: «Кириллица не может исчезнуть за 24 часа, а, кроме того, война еще не закончена».[2]
Твердая позиция православного архипастыря проявилась и в отказе совершать благодарственный молебен в честь главы усташского государства палача Анте Павелича. Отдавая себе отчет в происходящем, владыка ожидал ареста в любой момент, но на советы об отъезде отвечал отказом.
12 мая 1941 года полицейские агенты увели владыку Петра из митрополии в свое управление. Через три дня владыку привели в митрополию, где была проведена опись денежных средств и изъяты панагии, награды и ценные бумаги. 17 мая митрополит Петр был доставлен в Загреб и помещен в полицейскую тюрьму. По свидетельству одного из его сокамерников, несмотря на сильную усталость и преклонный возраст, владыка держался мужественно, и своим поведением влиял на настроение других арестованных. Из Загреба владыку перевели в лагерь Керестенац, где его обрили, отняли мантию и подвергли жестоким издевательствам. Позднее митрополит Петр был отправлен в концентрационный лагерь Госпич, где его опять ждали пытки и издевательства. По свидетельству очевидцев, его водили под дождем по лагерному двору, били прикладами и, издеваясь, заставляли произносить проповеди перед заключенными.
Дальнейшая судьба митрополита точно неизвестна. На протяжении 1941−1942 гг. Священный Синод Сербской Православной Церкви неоднократно пытался выяснить судьбу архиерея и добиться его освобождения, но это не принесло никаких результатов.
Существует несколько версий мученической кончины митрополита Петра. По одной из них он был переведен из Госпича в лагерь Ядовна, и зверски убит здесь ударом молотком по голове, после чего его тело было сброшено в одну из пропастей, ставших могилами для тысяч невинных жертв. По другой версии митрополит Петр был убит в концлагере Ясеновац, а его тело сожжено в печи для обжига кирпичей. Место погребения отстанков священномученика так и осталось неизвестным. Однако бесспорным является то, что он принял мученическую кончину за Христа и верность Православию, до конца исполнив слова Спасителя: «Пастырь Добрый душу свою полагает за овцы» (Ин.10.11)
Престольный праздник в храме Свмч. Петра Дабро-Боснийского в Войковичах. Восточное Сараево
Память о владыке Перте, народном герое и мученике, навсегда осталась в сердцах его верной паствы. В 1982 году, в связи с 40-летием мученической кончины владыки Петра, его наследник на Сараевской кафедре митрополит Дабро-Боснийский Владислав писал: «Благодаря своей доброте, благородному сердцу, митрополит Петр пользовался большим авторитетом у всех горожан, не взирая вероисповедание и национальность… Проповедуя любовь, всепрощение и милосердие, он мученически положил живот свой…. Да будет вечная слава и хвала митрополиту Петру-мученику!»
В 1998 году Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви прославил митрополита Петра в лике священномучеников. Сейчас в его честь построено уже несколько храмов. Протоиерей Иван Гргур, священник из родного края священномученика Петра говорил о нем: «Всякое житие, не только святых, но и простых людей имеет две стороны — земную и небесную, телесную и духовную. Митрополит Петр шел путем герцеговинских людей и героев, подобно своему отцу воеводе Богдану, но неоспоримо, что к нему можно применить биографию святых людей. Он был и народный человек, и добрый пастырь стада Христова, добросовестный достойный добродетельный зодчий, строитель и труженик в винограде Господнем, соединивший в себе сущность православной веры с сущностью народной души… он был человеком мягкой природы, полный такта и ума: его труд был спокойным, монашеским, преданным Богу, Церкви и народу. Личность выразительно светлого характера, которая поэтому и заняла особое место в тяжелые времена. Человек, чье имя и дело глубоко врезалось в душу и сердце сербского народа. Старательный собиратель духовной и моральной силы в себе самом и лучший выразитель этой силы в широком церковно-народном плане. Всей своей жизнью и деятельностью митрополит Захолмско-Герцеговинский и Дабро-Боснийский Петр Зимонич принадлежит к числу наиболее значительных и заслуженных личностей Сербской Церкви и народа сербской Боснии и Герцеговины».
[2] После войны обвиняемый в аресте митрополита Петра Божидар Брале предстал перед судом. На процессе он отрицал свою причастность к расправе над владыкой, но в протоколах суда было записано: «…По показаниям свидетелей Зимонич исчез после телефонного разговора с обвиняемым, во время которого обвиняемый кричал на Зимоича и угрожал ему…».
Впервые опубликовано в газете «Церковный вестник»
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=420&did=2057