Русская линия
Православие.Ru Юлия Бесстремянная15.09.2009 

Несколько слов о православных приходских библиотеках и православных библиотекарях

В последние 15−20 лет православный читатель может радоваться объему и репертуару изданий, появившихся на книжном рынке (количество названий новых книг ежегодно составляет свыше 3000, а тиражи многих изданий приближаются к тиражам лучших произведений отечественной и зарубежной классики). Кумулировать эти издания должны были бы православные библиотеки, а помочь разобраться в них читателю смогли бы мастера, профессионалы своего дела — православные библиотекари.

Но существуют ли они? Созданы ли так востребованные сейчас православным обществом православные библиотеки, сосредоточившие все лучшее, что создано и накоплено в библиотечном деле в предыдущие годы и вместе с тем дополнившие это лучшее своим православным содержанием, пониманием, восприятием, спецификой?! И работают ли в них подготовленные квалифицированные специалисты?!

Прежде всего, обратим взор на Синодальную библиотеку. К сожалению, даже в такой крупной библиотеке не хватает специалистов в области теории библиотечного дела. Судя по публикациям библиотеки, она еще пока не в состоянии стать координирующим методическим центром для сети православных библиотек.

Далее следуют библиотеки епархии, являющиеся центральными научными библиотеками, библиотеки благочиний и самый большой пласт — приходские библиотеки (в РПЦ свыше 7000 приходов, из них в одной Москве их свыше 700). Почти каждый приход имеет свою библиотеку с незначительным фондом. Приходские библиотеки обслуживают не только прихожан, но и учащихся воскресных школ, поэтому их функции многообразны. Как правило, приходские библиотеки помещаются в отгороженном уголке в притворе храма и, по сути, являются пунктами выдачи книг, которые открыты один-два часа в субботу вечером и в воскресенье утром; обслуживают их энтузиасты-общественницы (непрофессионалы).

Православные библиотекари не имеют методического обучающего центра, своей трибуны — печатного органа. Такие светские журналы, как «Библиотековедение» и «Библиотека», или не замечают их, или печатают весьма редко и не всегда охотно.

А между тем относиться к православным библиотекам как к второсортному делу неправомерно. Ведь Православие — культуроформирующая религия.

Специфика работы с православной литературой неизбежно ставит свои вопросы, которые в одиночку решить невозможно. Это и вопросы классификации фонда (естественно, что действующая с советских времен библиотечно-библиографическая классификация была отвергнута), и вопросы систематизации и описания фонда, его расстановки и раскрытия[1]. В одних случаях (описание, размещение) принято придерживаться принятой в мире регламентирующей документации (международные и государственные стандарты), в других случаях приходится внедрять новые классификации.

Пожалуй, единственной трибуной для православных библиотекарей служат библиотечные секции на регулярно проводимых Московской Патриархией и другими православными организациями чтениях (Рождественских, Глинских, Покровских). Отрадно отметить, что на летней 2008 года библиотечной секции Глинских чтений с сообщениями выступали почти все присутствующие. Работающие в библиотеках светского вуза или обычных государственных школах православные по вероисповеданию библиотекари с таким вдохновением проводят массовую просветительскую работу среди студентов или детей (как, например, экологические прогулки и беседы для детей с отставанием в развитии в Южном округе), что сеют плодоносные семена Православия, духовности и нравственности в юношеские и детские души. И как знать, может быть, благодаря их усилиям православной молодежи станет больше.

Православные библиотекари содействовали тому, чтобы в программы обычных государственных школ был скорее включен предмет «Основы православной культуры»; личным примером они показывают своим читателям красоту и многогранность жизни православного человека, сами несут в себе и передают другим духовно-нравственные начала, стараются вернуть молодежь к исконно русским традициям, истокам, корням.

Нельзя не сказать о координаторе библиотечной секции регулярно — два раза в год — проводимых Глинских чтениях Фунтиковой С.П. Она профессор Московского государственного университета культуры и искусства и автор так необходимого православным библиотекарям издания по истории православного библиотечного дела — «Православные библиотеки: прошлое и настоящее» (М., 2002). Это издание можно найти в крупнейших библиотеках страны и Москвы, получательницах контрольного экземпляра, — Российской государственной библиотеке, Государственной публичной исторической библиотеке и других.

Около 15 лет возглавляет библиотеку Духовного центра при храме Гребневской иконы Божией Матери в подмосковном Одинцове Гарбузова В.Ф. Ею подготовлена классификация православной литературы, которая и применяется в библиотеке. Фонд насчитывает свыше 5000 названий и постоянно пополняется. Будучи специалистом широкого профиля (более 20 лет проработала в комплексных и функциональных отделах Российской государственной библиотеки), широко известная в православных кругах, она была приглашена на Рождество 2009 года в Горненский женский монастырь в Иерусалиме для организации помощи монастырской библиотеке.

Православную библиотеку при храме Преображения Господня в Богородском (Москва) возглавляет Андрюшина С.В. (настоятель протоиерей Дамиан Круглик). Усилиями настоятеля и библиотекаря фонд, насчитывающий более 5000 названий, постоянно пополняется. Библиотека обслуживает и прихожан, и воскресную школу. Проводится массовая и выставочная работа (ко всем православным праздникам), создаются рекомендательные списки литературы для детей и взрослых. Андрюшина С.В. имеет многолетний опыт библиотечной работы (около 40 лет работала в разных отделах Российской государственной библиотеки), имеет многочисленные публикации.

Учитывая большую необходимость приходских библиотек в методической литературе, в 2009 году главный редактор журнала «Приход» Соболевская Е.А. открывает постоянную рубрику в помощь библиотекарям — «Приходская библиотека».

В качестве первоочередных задач православных библиотекарей назову следующие: влияние на репертуар издательской продукции с целью недопущения выхода бездуховных изданий, отрицательно воздействующих на формирование мировоззрения читателя, с одной стороны; с другой — постоянное содействие духовному возрождению общества путем его нравственного просвещения и воспитания, возвращения православных традиций; а также воспитание у читателя отторжения бездуховной литературы.

Влиять на репертуар книгоиздателей — дело сложное, трудное, но необходимое. И осуществлять влияние, видимо, возможно путем постоянных активных, целенаправленных выступлений в средствах массовой информации с обзором лучших изданий и перечислением тех, от воздействия которых следует оградить общество, и прежде всего молодежь. В последнее время многие православные журналы помещают библиографические обзоры новинок изданий, в частности, такие удачные критические обзоры находим в журнале «Фома» (раздел «Пространство культуры»). При этом следует отметить, что православные СМИ одни из первых подняли вопрос о создании общественного совета на ТВ и СМИ по охране нравственности детей и подростков от пропаганды насилия, сексуальной распущенности, расизма и жестокости в печати и СМИ. Видимо, библиотекам и библиотекарям следует активнее требовать от законодателей скорейшего принятия необходимого в этом плане закона. А одновременно в законе следует предусмотреть существенные налоговые льготы тем издательствам, которые выпускают духовно-просветительскую литературу. Ведь христианским отношением к жизни может быть проникнуто произведение, в котором нет и слова о Христе, но оно учит любви, смирению, взаимопомощи, жертвенности.

Кроме того, как это было в прошлые годы, целесообразно было бы восстановить выпуск аннотированных рекомендательных библиографических списков и указателей литературы для библиотек и для читателей по различной тематике, и прежде всего изданий патриотического и духовно-нравственного содержания.

Одновременно было бы целесообразно издавать рекомендательные списки для издателей, в которых, например, предлагать к переизданию забытые духовно-нравственные произведения авторов прошлых столетий (А.Н. Анненской, Н.Д. Телешева, Е. Поселянина и др.). С этой же целью хорошо было бы чаще устраивать в крупных православных библиотеках выставки духовных и патриотических изданий («Забытые имена», «Забытые книги»), чтобы привлечь к ним внимание не только читателей, но и издателей-специалистов.

В заключение хотелось бы предложить следующее:

— в целях ликвидации неполноты поступлений православной литературы целесообразно было бы создать координирующий центр, собирающий и хранящий весь репертуар изданий;

— для координации творческой деятельности, обмена опытом решить вопрос о создании своего печатного органа, а также творческого союза (объединения).

Думается, что у православных библиотек есть свое будущее, так как православному читателю нужна своя библиотека, а для ее научного функционирования, видимо, надо выработать «Основные направления работы православных библиотек», одним из логических звеньев которых было бы создание модели фонда православной библиотеки.



[1] В июне 2009 года были приняты поправки к федеральному закону о библиотечном деле, в котором подчеркивается важность правильного и полного комплектования фондов.
См.: http://www.rg.ru/2009/06/10/biblioteka-dok.html; также: http://www.rg.ru/2009/06/10/kommentariy.html.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/31 910.htm

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика