Трибуна | Елена Батуева | 12.09.2009 |
Данай, выходец из сельской крестьянской семьи, сумел получить образование и работал в столице специалистом по компьютерам. Случайно познакомившись с отцом Олегом, он всерьез воспринял проповедь христовой веры, принял крещение, начал учить русский язык. Вскоре Данай, получивший в крещении имя Даниил, начал помогать батюшке во время богослужения. Видя усердие и способности молодого человека, игумен Олег предложил ему поехать в Россию, чтобы получить духовное образование и впоследствии принять священнический сан. Даниил согласился и отправился в далекий Санкт-Петербург учиться в духовной семинарии.
Пять лет учебы пролетело незаметно. В 2008 году Даниил заканчивал семинарию и готовился к принятию священного сана. Но тут возникла закономерная проблема: священство может принять либо монах, либо человек, состоящий в церковном браке. Даниил мечтал о создании семьи, но где было тайцу познакомиться с подходящей невестой? Ведь девушка должна была быть православного вероисповедания и быть готовой к миссионерской деятельности в Таиланде.
Судьбу Даниила чудным образом устроил Господь. Супругой будущего тайского священника стала… регент Ярославского храма Святителя Леонтия Елена Евдокимова.
Девушка приехала в Ярославль из Тамбовской области, окончила школу регентов при Толгском женском монастыре и осталась работать в Ярославле — руководить церковным хором. Годы шли, а подходящего суженого ей не встречалось. Практически все время Елена проводила в храме — каждый день нужно было вести церковные службы, и девичьи мечты о счастливой семейной жизни ей казались уже несбыточными…
И вот однажды из далекого Бангкока Елене позвонил игумен Олег, которому о ней рассказали ярославские знакомые. Батюшка предложил Елене познакомиться со своим духовным сыном. Встреча произошла в Санкт-Петербурге.
«Как ни странно, я сразу же почувствовала в нем родную душу, близкого человека, — рассказала Елена, — мы вместе ездили по святым местам Петербурга, и когда стояли в часовне Блаженной Ксении, Даниил впервые взял меня за руку. Как будто что-то перевернулось в сердце. Я поняла, что это моя судьба». Венчание Елены и Даниила состоялось в Богоявленском храме Ярославля. А после оформления всех необходимых документов Елена улетела в Таиланд к супругу.
Первые впечатления от Бангкока Елена теперь вспоминает с улыбкой.
— Аэропорт Бангкока показался мне огромным, — вспоминает она, — я растерялась и никак не могла найти место, где должен был встречать меня Даниил. Мобильный телефон не работал. Выручили только знание английского языка и доброжелательность тайцев, которые помогли мне отыскать мужа.
Игумен Олег и прихожане храма Святителя Николая встретили Елену очень радушно. Хотя адаптироваться к новым условиям было нелегко — особенно тяжело было привыкать к жаркому тропическому климату и непривычно острой тайской пище.
— В квартире, которую мы сняли в Бангкоке, не было кухни, только на балконе оборудована маленькая электрическая плитка. Поэтому готовить было не очень удобно, и приходилось питаться в кафе. В принципе в Таиланде так живут многие семьи. Еда очень дешевая. За 20−25 бат можно неплохо пообедать. Проблема только в том, что пища очень острая. Первое время приходилось тяжко — каждую ложку еды приходилось запивать водой, чтобы «потушить костер» во рту, — вспоминает Елена.
Необычным оказалось и обучение тайскому языку на курсах, куда поступила Елена. Тайский иностранцам, среди которых было много американских миссионеров, преподавали местные педагоги, не говорившие ни на каком иностранном. Чтобы донести смысл сказанного, они рисовали на доске картинки, разыгрывали перед учениками сценки. Каждый месяц ученики должны сдавать экзамен по пройденному материалу. Тайский язык очень певучий. Одно и то же слово, «пропетое» с разной интонацией, может иметь разное значение. Во многом выручил Елену природный музыкальный слух. Через месяц посещения курсов она уже могла объясняться в магазине, поддерживать беседу с новыми родственниками — родителями Даниила, его братьями и сестрами.
— Первая встреча с семьей Даниила произвела незабываемое впечатление, — вспоминает Елена, — все родственники пришли поприветствовать нас, поздравляли. У родителей Даная большой фруктовый сад с экзотическими фруктами, многие из которых я раньше никогда не пробовала. А вот живут они очень просто — одноэтажный деревянный дом поставлен на высоких столбах, чтобы в него не заползали змеи и не заливала вода в период дождей. В полу сделаны щели, чтобы помещение вентилировалось в жаркое время суток. С родителями живет сестра с мужем. Младший брат Даниила учится в Бангкоке. Ночевали мы в палатке, которую раскинули рядом с домом. Но эти неудобства не смущали. Главное — подкупило радушие и гостеприимство тайских родственников, их доброжелательное отношение.
В конце августа прошлого года Елене и Даниилу пришлось срочно лететь в Россию — митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (нынешний патриарх Московский и всея Руси) вызвал Даниила для посвящения в дьяконский сан. Церемония рукоположения проходила в Смоленске. А вскоре молодой дьякон приступил к служению в храме Святителя Николая в Бангкоке.
— Как складываются отношения с тайскими прихожанами? — спрашиваю я Елену.
— Прихожане в основном русские, — рассказывает она, — например, к нам приходят работники российского посольства в Таиланде Сергей и Ирина. У них четверо детей, которые родились в Бангкоке. Есть еще интересная пара — Евгений и Кира. Евгений русский, Кира — тайка. У них маленький ребенок, которого они крестили в нашем храме.
Очень помогают храму Владислав и Марта. Владислав по национальности украинец, Марта — чешка. У Марты и Владислава трое детей. Младший, Яник, родился с серьезным заболеванием иммунной системы. Никакие лекарства и медицинские процедуры не помогали. Родители очень много молились перед иконой Святителя Николая и… мальчик чудесным образом исцелился. Кстати, совсем недавно от этой иконы исцелилась от рака русская девушка Оксана, которая жила у родственников в Бангкоке. Опухоль размером 13 см после молебна перед иконой Святителя Николая полностью исчезла. Врачи констатировали полное выздоровление. Сейчас прихожанами принято решение о реставрации этого чудотворного образа и изготовлении драгоценной ризы в благодарность за проявленные чудеса.
— Есть ли православные среди тайцев?
— Да, в наш храм ходит немало тайцев, некоторые из них уже приняли крещение, другие готовятся к нему, познают азы православной веры. Если человек выражает желание принять крещение, то отец Олег вначале беседует с ним, дает ему Евангелие, христианскую литературу, чтобы человек мог подготовиться и сознательно принять крещение. В принципе так было раньше и в России, когда люди, желавшие креститься, проходили определенный подготовительный этап, который назывался оглашением. Также в нашем храме проходил послушание гражданин Лаоса Тхонгкхам (в крещении Антоний), который будет учиться в Сретенской духовной семинарии в Москве и в будущем, наверное, примет духовный сан.
— Где предстоит проходить служение отцу Даниилу?
— Сейчас в Таиланде, помимо имеющегося в Бангкоке храма Святителя Николая, строятся еще две церкви. Одна в городе Паттайя во имя Всех Святых, вторая, во имя Живоначальной Троицы, также в курортном месте — на острове Пхукет. В строительстве этого храма мы с отцом Даниилом принимали самое непосредственное участие. Землю православная община купила и оформила еще в прошлом году, но строительство началось только весной нынешнего года — многие планы, как и везде, расстроил мировой финансовый кризис. Весной, во время сезона дождей, нужно было срочно делать опалубку вокруг будущего храма, иначе землю могло бы просто размыть. Профессиональная строительная бригада запросила за эту работу миллион бат, которых у прихода просто не было. Игумен Олег благословил нас с отцом Даниилом ехать на Пхукет и организовывать строительство, привлекая местных жителей. И вот, два месяца назад мы отправились на остров. Приехали в самый разгар проливных дождей. На первое время сняли комнату в соседней деревне, закупили необходимые строительные материалы, наняли рабочих и начали строительство. Пока рабочие под проливным дождем начали строить опалубку, мы сооружали времянку из шифера, чтобы ночевать на месте и не оставлять без присмотра стройматериалы. Как только закончили строить нашу избушку, дождь закончился, и наступила страшная жара. С утра до вечера шла стройка, мне тоже пришлось научиться класть кирпичи и принимать участие в других работах. А ночью все расходились, и мы оставались одни в кромешной темноте — ведь электричество в этом месте еще не проведено, земля находится фактически в лесу. Было, конечно, страшновато.
К сожалению, работы было так много, что мы не смогли даже съездить на море, хотя находились всего в 30 км от него. Нужно было торопиться — успеть закончить опалубку до нашего отъезда в Россию на рукоположение отца Даниила. В итоге все работы обошлись нам всего в 200 000 бат, то есть в пять раз меньше, чем пришлось бы заплатить профессиональной бригаде из Бангкока.
— В следующем году исполняется десять лет со времени открытия православного прихода в Таиланде. Получит ли православная церковь официальный статус?
— Так как религия, которая поддерживается на государственном уровне в Таиланде, — буддизм, всем остальным религиозным конфессиям приходится соблюсти ряд условий, чтобы получить официальный статус в стране. Первое условие — наличие священнослужителя-тайца теперь, после получения сана отцом Даниилом, соблюдено. Осталось второе — нужно, чтобы при переписи населения набралось 5000 человек, которые официально назвали бы себя православными христианами.
Пока же у нас зарегистрирован Православный фонд в Таиланде, председателем которого является отец Даниил. Помимо религиозных функций этот фонд занимается благотворительностью, выделяет стипендии студентам, желающим получить религиозное образование, помогает тем, кто находится в нужде, в трудной жизненной ситуации. В частности, собирает деньги для выкупа россиян, которые оказались в тюремном заключении. А в Таиланде попасть за решетку может даже тот, кто просрочил свою визу и не уплатил штраф. В отличие от европейских стран, власти Таиланда не депортируют нелегалов, а держат их в тюрьме, пока кто-то не выкупит этих бедолаг. Время от времени Православный фонд освобождает наших соотечественников, выкупая их из тюрьмы. Последний узник в этом году был освобожден перед Пасхой.
— Как ты чувствуешь себя вдали от родины, близких, знакомых? Не мучает ли ностальгия?
— Конечно, я очень скучаю по близким, особенно по друзьям в Ярославле. Но поддерживает муж, который всегда рядом со мной, и сознание той ответственности, которая возложена на нас в Таиланде, нашей высокой миссии — нести православие народам Востока. Это заставляет отбросить уныние и трудиться на ниве Христовой.