Известия | Борис Клин | 12.09.2009 |
Курская пустынь
Курская Коренная икона Божией Матери |
Сама обитель была основана в 1597 году. В 1923 году большевики ее закрыли и устроили санаторий. На месте взорванного собора разбили клумбу и украсили ее гипсовыми изваяниями медведей. Сломали «сходы» — крытые галереи, по которым шел спуск к святому источнику. Вяз спилили, а сам родник срыли и зацементировали в 50-х годах прошлого века.
Уж очень коммунистическая власть была недовольна паломничеством к роднику. За его посещение тогда штрафовали, и можно было даже загреметь на 15 суток.
Но теперь все изменилось. Над творением Клыкова возвышается билборд. На нем изображен полпред президента России в ЦФО Георгий Полтавченко в окружении местных чиновников во время посещения монастыря. И сам президент Дмитрий Медведев, оставивший в августе 2008 года запись в книге гостей паломнического центра: «Коренной пустыни помощи Божией в делах». Тогда глава государства до обители не доехал всего несколько километров, но, как говорят монахи, за два года до избрания на высший пост он побывал в ней.
Монастырь стремительно возрождается. Восстановлены «сходы», их осталось оштукатурить и расписать. Всего за три года на месте разрушенного построен новый собор. Его воссоздание было непременным условием Русской православной зарубежной церкви для принесения Курской Коренной иконы. И вот возвышается бело-синяя громада. После того как Патриарх Кирилл освятит его, в монастыре будет два храма Рождества Богородицы. Первый, небольшой, освящал еще покойный Патриарх Алексий II. В монастыре есть чтимый список Курской Коренной. Он был написан в американском Джорданвилле, освящен на чудотворном образе и подарен РПЦЗ. Когда для Курской Коренной была изготовлена новая риза, то прежнюю прислали в Курск. Риза и сегодня благоухает, в чем автор лично убедился. Монахи уже зафиксировали чудо, непосредственно связанное со списком: во время крестного хода сильно хромавший юноша, шедший под иконой на костылях, исцелился. Позднее он стал священником.
С источником тоже теперь все в порядке. Почти все. К наплыву паломников, которых ожидается свыше 50 000 человек (МЧС уже организовало палаточные городки), следует повесить таблички, чтобы благочестивые паломники не путали фонтанчик, украшающий территорию, со святым родником. Серьезно: некоторые паломники пьют воду именно из фонтана, а она там с реагентами.
Гений и злодейство
В ожидании прибытия иконы на ее «малую родину» архиепископ Герман выступил с предложением переименовать улицу Уфимцева в Курске. Негоже чтить память человека, пытавшегося взорвать святыню.18-летний Анатолий Уфимцев действительно изготовил бомбу, и вместе с двумя сообщниками в марте 1898 года заложил ее в Знаменском соборе. Убивать он никого не собирался, часовой механизм был заведен на 1.30 ночи. В это время в храме пусто, поэтому и жертв не было. Уфимцев хотел лишь уничтожить Курскую Коренную икону и таким образом «покончить с мракобесием». Безумная идея. Но как она родилась? И почему именно эту икону?
Поразглядывайте картину Репина «Крестный ход в Курской губернии». Именно этим крестным ходом приносили из Курска в Коренную пустынь на летнее время драгоценную икону. Оборванные старухи на картине не выдуманы художником. Более того, Репин даже их сфотографировал. Уфимцев же, как рассказывают в его музее, видел крестные ходы изможденных, нищих людей. А чем заканчивался крестный ход в Пустынь? Прямо под стенами обители открывалась Коренская ярмарка, и начинался кутеж, описанный Гиляровским: «безумно сорили день-гами», шампанское лилось рекой. В игорных домах делали тысячные ставки и били шулеров. «Общество» развлекали артисты. Берега реки «белели купальнями"… О протестах духовенства Гиляровский не сообщает, зато упоминает некоего диакона, с удовольствием отобедавшего в павильоне, который под стенами обители воздвигло министерство Императорского двора.
Видимо, такой контраст грешного и праведного впечатлил юношу, и он решил взорвать икону-символ. Но вообще на классического революционера Уфимцев не похож. До взрыва в соборе он начинил взрывчаткой шкатулку с «сюрпризом» и отправил ее купцу, с которым конфликтовал его дед. А дед, между прочим, не просто купец Семенов, но и ученый-самоучка: он своими руками изготовил необходимые для занятий астрономией инструменты и составил «Таблицы солнечных и лунных затмений с 1840 г. по 2001 г.». За это был удостоен Золотой медали Русского географического общества и стал «потомственным почетным гражданином». Именно в его бумагах внук и нашел рецепт пороха. Дедушка еще и химией увлекался. Шкатулка не взорвалась, скандал замяли…
Но в храме взрыв прогремел, да еще какой! Вот красочное описание: «Весь обширный собор был покрыт разнородными обломками. Массивная северная дверь была выперта наружу, а массивный подсвечник на 150 свечей — погнут и исковеркан. Сень, где помещался чудотворный образ Божией Матери, разрушилась и распалась на составные части». А сам образ не пострадал, и это выглядело как чудо. Но не исключено, что масштаб ущерба очевидцы преувеличили. Единственную фотографию последствий взрыва мне показал директор Историко-культурного центра «Коренная пустынь» Вячеслав Лысых. Сень разрушенной не выглядит, торчат лишь две доски. Фото никак не подтверждает факт чудовищного разгрома.
Да и Уфимцева почему-то арестовали лишь спустя 3 года. И то потому, что на него «стукнул» соучастник. Уфимцева отправили на пять лет в ссылку, в Казахстан. Между прочим, по нынешнему антиэкстремистскому законодательству он бы получил 3 года тюрьмы (акт вандализма, совершенный группой лиц по мотивам идеологической или религиозной ненависти).
После ссылки Уфимцев с политикой «завязал» и занялся изобретательской деятельностью. На его счету: керосиново-калильный фонарь (им освещали улицы в Одессе и Херсоне); самолет- «сфероплан» (с круглым крылом) и двухтактным двигателем собственной конструкции; нефтяной двигатель для пилорам, молотилок и электрогенераторов. После революции Уфимцев построил ветряк. Сейчас он не работает, а когда-то он давал 6 киловатт (большинство современных не выжимают более 3 киловатт). За ветряк Уфимцев получил два патента. Всего же их было в его жизни 68. Умер он в своей постели в 1936 году. Легкая смерть, правда? Но умер, как и жил, экспериментируя. Попробовал самостоятельно вылечиться от туберкулеза, хотел укрепить иммунитет — вколол себе грудное женское молоко и скончался.
Улица Ленина — угол Серафима Саровского
Но, думаю, если курский архиерей проявит настойчивость, улице Уфимцева вернут историческое название — Первышевская. Купец Карп Ефремович Первышев, по словам Лифшица, пожертвовал 150 рублей на деревянную церковь, которая давно сгорела. В областном музее с Лифшицем не согласны. Там утверждают, что Первышев дал гораздо больше, благодаря ему стоит Сергиево-Казанский собор.
Кто более достоин памяти потомков — Первышев или Уфимцев, решать жителям.
Но я не понимаю другого. В Курске есть улицы Урицкого, Володарского, Марата и прочих людоедов. А главная улица, разумеется, Ленина. На ней, в доме 55 располагается Епархиальное управление — и ничего. Хотя Курская епархия добилась того, что в честь знаменитого земляка, преподобного Серафима Саровского, назвали улицу. Только упирается она опять же в улицу Ленина. Грешное и праведное в жизни — буквально на каждом шагу…
Свидетель чуда — Серафим Саровский
В 1383 году татары взяли в плен священника Боголепа, жившего возле часовни, где находилась святыня. Икону татарский воин разрубил надвое. Вернувшись из плена, священник нашел обе половинки, сложил их, и они срослись.
В 1764 году, во время болезни 10-летнего отрока Прохора — будущего преподобного Серафима Саровского, его матери было видение Богородицы, обещавшей исцелить его. Вскоре мимо дома несли крестным ходом Курскую Коренную. Мать вынесла больного Прохора, он приложился к иконе и быстро поправился.
В XIX веке некий послушник возненавидел настоятеля обители архимандрита Израиля и подлил ему в питье яду. Но, испугавшись, быстро признался в своем злодеянии. Отец Израиль простил его, а сам поспешил в храм, к чудотворному образу. Усердно помолившись, он выпил масла из лампады, висевшей перед иконой, и через месяц был абсолютно здоров.
Из истории иконы
По указу царя Федора Иоанновича икону привезли в Москву, где для нее было сделано обрамление из кипарисового дерева, а царица Ирина Федоровна вышила для иконы драгоценную пелену с датой «Лета 7105» (1597 год). Затем икона была возвращена в Курск. В 1603-м Лжедмитрий I взял икону сначала в Путивль, а затем в Москву. Только в 1618 году она вернулась в Курск. Тогда же к названию «Коренная» стали прибавлять название города. В 1806 году было установлено, что чудотворная икона должна пребывать в Коренной пустыни с 9-й пятницы по Пасхе до 12 сентября по старому стилю. Переносилась икона торжественным крестным ходом.11 апреля 1918 года икона была украдена, а найдена 3 мая. Уже без драгоценного оклада. В октябре 1919 года отступавшие белогвардейцы увезли икону из Курска, а 29 октября 1920 года и из России. До 1944 года она находилась в Белграде, а затем в Мюнхене. С 1957 года она хранится под специальной сенью Знаменского собора в Нью-Йорке. В ее присутствии проходят все заседания Архиерейского Собора и Синода РПЦЗ.
Пребывание реликвии в России
23 сентября — Патриарх Кирилл и Первоиерарх Русской православной церкви за рубежом митрополит Иларион привезут икону в Курск. В Знаменском соборе состоится Патриаршее богослужение.
24 сентября икона будет перенесена в монастырь Коренная пустынь, где состоится освящение Патриархом храма Рождества Богородицы.
25 сентября состоится крестный ход с чудотворным образом в Знаменский собор Курска. Там икона пробудет до 2 октября, а затем ее отправят в США.